Их слёзы текут по нашим щекам...

Мстислав Каган
Почти новогодняя притча...
Эту историю я узнал не так давно накануне самого ожидаемого и радостного в году праздника детей и взрослых. Представьте себе новогоднюю суету большого аэропорта. Все торопятся успеть встретить Новый год в конкретном месте, а не в  метельном декабрьском небе или в кресле зала ожидания.
Я сидел за столиком бара, пил неожиданно домашний чай и безропотно ждал вызова на регистрацию. В случае отсутствия новогодних «сюрпризов», мне оставалось наблюдать за предполетной «лихорадкой» окружающих минимум еще минут сорок. К моему столику подошел мужчина лет пятидесяти, плотного тело-сложения и солидной внешности. Обе руки у него были заняты. В одной он держал черную складную дорожную сумку, позволяющую максимально избежать мятых брюк и рубашек всю командировочную неделю. В другой - зимнюю куртку и бейсболку тоже черного цвета.
- Не возражаете?
Я молча пожал плечами, подумав про себя, что свободных мест в баре на удивление было много. Дело в том, что будучи человеком достаточно общительным, я люблю свое одиночество и уважаю чужое. Одиночество – это возможность осмыслить свое «я». Без этого осмысления сложно жить и быть адекватным житейским приобретениям и потерям. По крайней мере, для меня.
Тем временем мужчина без суеты разложил на соседнем стуле свои вещи, достал из внутреннего кармана сумки красивую курительную трубку и взглянул в мою сторону.
- Вообще-то в общественных местах уже давно не курят, - заметил я.
За давностью встречи я не повторю сейчас его ответ дословно. Хорошо помню, что его слова вызвали у меня улыбку и я  подумал: «Умеет культурно до-биться своего». Согласитесь, что в наше время это большая редкость. Правилом стало «получить свое любой ценой и быстро». Вежливость ныне такая же ред-кость, как любовь, под которой люди  обоих полов все больше и больше понимают не чувства, а технику физиологического общения.
- Табак хоть будет хороший? - спросил я.
- Гарантирую, - ответили мне.
Табак оказался действительно ароматным. Трубка всегда навевает на меня мысли о море, волнах, путешествиях. Наверное, я в детстве во что-то не доиграл. Я похвалил табак, мой собеседник что-то ответил, слово за слово и минут через десять мы уже спокойно разговаривали как старинные приятели. Обо всем и ни о чем одновременно.
Задумайтесь, почему все дорожные знакомства обязательно сопровождаются обстоятельными беседами о смысле жизни и обсуждением различных житейских историй? Отчего мы так бесстрашно раскрываем самые сокровенные, порой даже неприличные, семейные тайны незнакомым людям? Потому что мы не боимся предательства случайных попутчиков, во-первых, и всегда желаем поде-литься своими мыслями, во-вторых.
Объявили задержку моего рейса на час. Мой новый знакомый приехал в аэропорт заблаговременно, и оба эти обстоятельства позволили нам заказать по рюмочке коньяка. Вначале по одной, а вскоре и по второй. Новый год. Аэропорт. Мужской разговор.
- Знаете: следующий год – это год Огненной Собаки.
- Да, говорят надо быть внимательным: собака – это зверь.
- Нет, - рассмеялся мой знакомый, - это человек зверь. Собака – это друг, настоящий, до самого конца. Вы знаете притчу о собаке?
- Какую?
- После изгнания Адама и Евы из рая жизнь их на земле складывалась по-разному. К  тому времени   там уже было всякой твари по паре и больше, но вот собаки не было. Так или иначе, постепенно первые мужчина и женщина смирились с потерей преимуществ райской жизни. Стали заниматься хозяйством, все чаще вкушали прелесть «запретного» плода и жизнь потихоньку приобретала хорошо известные каждому из нас формы супружеских обязанностей. Только для Адама и Евы все это было новым и необычным, даже скандалы.
Начали рождаться дети. Вначале они болели и капризничали. Затем под-росли и стали бегать без спросу на речки и озера. Ребятишки нервировали своими проделками коров, молоко которых от этого горчило. Адам не любил горького молока, а тем более, горькой сметаны или творога. В низком качестве молока и плохом воспитании детей Адам постоянно винил Еву. В ответ Ева упрекала Адама за то, что он излишне много внимания уделяет своему любимому ножу и копью, а с ней даже поговорить не хочет. Более того, со временем Ева стала замечать, что Адам слишком долго объясняет приемы рыбной ловли одной  их симпатичной семнадцатилетней родственнице. Вначале одной родственнице, затем другой. Каждую из них он по непонятным причинам называл «племянницей». При этом сама технология рыбных приемов все больше и больше напоминало совсем иную охоту. Теперь вам понятно, почему мы с вами сегодня такие: родители виноваты.
Короче, назревал кризис семейной жизни. Нельзя сказать, что Господь не видел всего происходящего. Но, невзирая на божественное происхождение и сущность, ничто человеческое нам… Создатель считал так: вкусили «запретный» плод сами, развили технику его «поедания» до уровня Камасутры сами, передали все свои познания детям сами – расхлебывайте все тоже сами. Может быть, это не совсем божественно, зато реально.
Адам и Ева думали иначе. Человеку свойственно преувеличивать необходимость помощи от других, преуменьшая тем самым меру своей ответственности за совершаемые дела. Поэтому спустя некоторое время Ева пришла к Господу и попросила сделать так, чтобы Адам больше времени проводил с ней и прекратил свои старческие заигрывания с молодыми «племянницами». Создатель внимательно выслушал женщину, но ответа не дал.
Вскоре пришел Адам и сказал, что ему одиноко, что у него нет настоящего друга, который бы сочувственно слушал, никак не возражал и жалел человека. Господь и его выслушал молча. Второй раз Ева пришла к Создателю и попросила придумать что-то, чтобы она всегда была спокойна за детей, гуляющих в лесах и полях, где столько разных опасностей и тварей. Ведь Адам не может везде по-спеть, да и у неё хватает домашних хлопот. Ответа на свою просьбу она  не по-лучила. Адам тоже вновь обратился к Господу. Он просил помощника для охоты, рыбной ловли и кого-то, кому он мог бы поручить присматривать за домашней живностью. В ответ Б-г только почесал бороду и махнул рукой: мол, не до тебя сейчас. Что ж, Б-г есть Б-г: дел всегда невпроворот.
Время шло, жизнь продолжалась. Как-то в конце декабря, Господь, довольный совершенным за год, уютно расположился на облаке. Налил в божественную кружку божественного напитка – ничто, так сказать… - и, глядя в небо, расслабился. Напиток радовал Всевышнего своей выдержкой и ароматом и радость эту он вкусил подряд несколько раз. Мерцали звезды над Создателем. Медленно падал на землю снег под ним. В голове Господа было легко и приятно.
 В этом состоянии божественного отдыха Создатель неожиданно вспомнил настойчивые недавние просьбы Евы и Адама. «Вот, люди. Как плоды вкушать – так сами, а как что-то не так, так помоги, Господи!» Но сила Б-га не в наказании, а в умении прощать за покаяние,  веру и  терпение. Если бы мы меньше  причиняли окружающим и себе зла, умели бы терпеть и признавать свою ответственность за свои дела, то… Ох, уж эти романтические мечты о несбыточном!
Взгляд Господа блуждал по небу, и вдруг в одном из уголков Вселенной что-то привлекло его внимание. Это было созвездие Гончих Псов. Он улыбнулся, сделал большой глоток из чашки и принялся за дело. Вскоре в дверь жилища Адама и Евы кто-то поскребся. Раз, другой, третий. Адам не выдержал, подошел и резко толкнул дверь. На пороге на четырех ногах стояло неизвестное существо. Оно было покрыто густой теплой шерстью. На Адама внимательно смотрели темные умные глаза, а в пасти существа блестели острые клыки. Так у Адама появился верный  молчаливый друг. У Евы – защитник для детей. Адам получил помощника на охоте, которому он также мог доверить охрану жилища и домашних животных. Ева успокоилась потому, что Адам сразу забыл о «племянницах» и всюду стал ходить с новым другом. Этим другом, помощником и защитником для Адама и Евы стала собака.
Господь наделил собаку почти всеми качествами человека, лишив её только одного: возможности разговаривать. Что касается четырех ног, то вспомните: скольких людей вы видели именно на четырех ногах? Причем чувствовали они себя в такой позе только уверенней, хотя делали слабые попытки вернуться в вертикальное положение. Человеку свойственно делать попытки, но быстро смиряться с неудачей.
Так что сходство человека и собаки весьма велико. Со временем человек бессовестно присвоил исключительно себе многие собачьи качества: верность (собачья верность), преданность (собачья преданность), нюх (собачий нюх), злость (собачья злость). Более того, человек по сути извратил такие черты собачьего характера, как любовь (собачья любовь), сердечность и искренность (собачье сердце) и даже чувство голода (собачий голод). Полагаю, что этот далеко не полный перечень преступлений человека в отношении личности собаки любой из нас легко продолжит.
Да, чуть не забыл. В наказание за непослушание Адама и Евы, Б-г  ограничил срок жизни их четвероногого друга и защитника всего 10-15 годами. Тем самым люди были обречены пережить смерть лучшего друга не один, а несколько раз в течении своей жизни. Одновременно собака получила возможность чуять смерть или несчастья человека и извещать его об этом своим воем. Господь милостив и справедлив. Поймем и оценим  ли мы это когда-нибудь?
Человек есть человек. Что имеем,  не храним, потерявши плачем. Прошло время, и человек начал потихоньку предавать своего друга.  Вначале человек за-бывал кормить собаку. Затем стал поколачивать. Переезжая на новое место, «забывал» друга на старом, привязывая к дереву,  крыльцу или забору. Высшей формой предательства человека стало уничтожение потомства его друга: человек просто собирал только что родившихся щенят в мешок, добавлял туда пару-тройку камней и бросал мешок в речку или в озеро. Как все дети, щенки не понимали, что с ними происходит, и плакали от безысходности. Никто не видел этих слез.
Постепенно  на земле появились стаи брошенных собак: одичавших и злых. Потом  брошенным стал сам человек. Людям понравилось освобождаться от ненужных, старых, немодных вещей: появились бездомные старики и беспризорные дети. Дети плакали от одиночества, голода, насилия, но виновные в их судьбе люди этих слез не замечали тогда, и не стремятся заметить сегодня. Слезы детей и друзей всегда катятся по нашим щекам…
Человек решил воспитать из помощника на охоте жестокого бойца – орудие убийства,  предмет удовлетворения своих мелких страстишек и источник больших доходов. После этого появились двуногие убийцы. Делать деньги на крови и предательстве черта исключительно человеческого характера. Из защитника детей, жилища и домашней живности человек воспитал жестокого охранника и неутомимого преследователя: появились концентрационные лагеря и газовые камеры. Единственное живое существо на земле, последовательно превращающее свой мир в безжизненную, зловонную пустыню, а свою жизнь в само-уничтожение – это человек. Почему?
- Да, этой притчи я не знал, а собак люблю с детства, - невесело резюмировал я.
- У меня было мало друзей в жизни, почти столько же, сколько собак. Но если с друзьями мы расставались по разным причинам, то с собаками по одной единственной: они умирали. В  отличие от моих двуногих собратьев, четвероногие друзья никогда не предавали меня. Надеюсь, и они такого же мнения обо мне. До сих пор живут в моей душе воспоминания о моих друзьях.
Помню себя в возрасте лет четырех-пяти. Зима. Меня куда-то везут на санях. Вокруг высокие сугробы. Рядом с санками идет Рекс. Надежный рыжий друг постоянно касается меня теплым боком. Он без поводка. Невзирая на свой возраст и полное отсутствие жизненного опыта я уверен – все будет хорошо. Меня охраняет Рекс.
Рос я, старела собака. Рекс жил во дворе, в специальной каменной будке  с вольером. Только в сильные холода мы брали его в дом. Он вел себя с большим достоинством. Беспородная собака с характером и поведением истинного дворянина. Спал пес только в коридоре, в комнаты иногда заглядывал, но ненадолго. Утром всегда просился обратно во двор. Там был его мир и его жизнь. Это сей-час даже наличие огнестрельного оружия не является гарантией безопасности. В годы моего детства и юности все было иначе.
Двор был огорожен забором, и если кто-нибудь извне приближался к забору слишком близко, Рекс давал предупредительный гав. Удивительно, но действовало это безотказно не только на выпивших двуногих, но и на трезвых. Жаль, что не многие из нас, людей, умеют держать себя с достоинством собаки и защищаться одним – двумя умело сказанными словами. Возможно все дело в том, что от природы мы не так умны и воспитаны.
Рекс умер от старости. Вначале просто периодически болел, потом старость взяла своё. Мы лечили его. Бабушка держала его пасть раскрытой, а я за-ливал или бросал в неё лекарства. Гораздо позже я понял, почему именно бабушка держала собаку. Рекс никогда не укусил бы человека, которого он помнил малень-ким ребенком, даже рефлекторно. Человек поступает по-другому.
Байрон. Серый в яблоках, сильный и  красивый русский спаниель. Веселый и задорный. Безудержный гонщик в беге по полянам одуванчиков. Добрейший собеседник и сопереживальщик. Эта собака была способна исправить самое тяжелое настроение. Почему люди не собаки?
Вообще-то собаку хотела дочь. Дочери умеют добиваться исполнения своих желаний всегда, особенно взглядами. Помню, как вернувшись домой после работы, в углу коридора я увидел этот серо-черно-белый символ семейного счастья и уюта. Байрон стоял на нетвердых щенячьих лапах, спокойно смотрел на меня, и я подумал: «Наконец в семье достигнуто равенство полов.  Мужчин столько же, сколько и женщин».
Щенок Байрон любил забраться ко мне на диван, залезть на грудь под самый подбородок, решительно отодвинуть в сторону читаемую мной в тот момент газету и требовать общения. Я не сопротивлялся. Спустя пару минут спаниель засыпал, кряхтел и повизгивал во сне, а я осторожненько продолжал читать, стараясь не шуршать страницами, чтобы не разбудить его.
Подросток Байрон любил угостить меня наполовину почищенной картофелиной или луковицей, которые он настойчиво доставал из ящиков в сарае. Верхом щедрости он считал добытую им придушенную и на всякий случай кроваво прокушенную мышку средних размеров. На десерт спаниель обычно предлагал упав-шее с дерева яблоко или сливу. Мой отказ вызывал у него постоянное удивление. Что поделать, собаки – не люди. Породы разные.
Домашние рассказывали, что Байрон всегда за пять-десять минут до мое-го появления у калитки подбегал к ней, садился и нетерпеливо ждал. Он чуял при-ход друга за два-три квартала. Я -  нет. Когда я задерживался, собака начинала подавать голос, теребить людей, проявлять беспокойство. Стоило мне только появиться в проулке, как раздавался заливистый веселый лай, и без поцелуев мне уже нельзя было попасть в дом. Пикантная деталь. Спаниель не может не поцеловать хозяина при встрече. При этом он обязательно должен выразить восторг, освобождая мочевой пузырь. Вот такая любовь. Прямо как у людей: кого люблю, на того и … Так что приходилось часто стирать брюки, но злости не было. Было ощущение полного счастья.
Байрон умер молодым. Не продублировали прививку, и чумка  проявила себя вначале человеческим покашливанием. Я шутил: в нашей семье все мужики кашляют. Потом сделал свое дело  неквалифицированный врач, и наступил паралич. Пытались лечить. Было даже временное улучшение. Байрон снова, как в вечер нашего знакомства, стоял в полуметре от меня и смотрел. Он явно что-то хо-тел мне  сказать. Стремился о чем-то предупредить друга. «Байруша, ко мне. Сделай шажок, хотя бы один. Всего один шаг, и все уладится. Давай, иди. Иди и живи». Он сделал этот шаг. С невыносимой болью и нечеловеческим усилием во-ли  исхудавший парализованный пес волочил задние ноги. Он очень хотел что-то сказать, но Б-г наказал меня, лишив моего друга речи и жизни. До сих пор не знаю, за что.
Спустя два дня жена позвонила мне на работу.  «Байрон умирает. У него судороги». Всю дорогу в ветлечебницу я держал друга на руках. Периодически он куда-то уходил, потом возвращался, поднимал ко мне голову, и снова что-то хо-тел сказать. Врач в лечебнице бодро начал рассказывать нам о свойствах разных уколов, но, наткнувшись, на мой взгляд, замер. «Извините, я все сделаю по-человечески. Подождите за дверью».  Я подошел к Байрону. От веселого и жизнерадостного друга остались только глаза взрослого мужчины, уставшего от боли. В уголках этих глаз стыли слезы. Его слезы катились по моим щекам…
Спустя какое-то время, к нам вышел доктор,  сказал, что все в порядке, и что похоронит он Байрона отдельно. Красивая человеческая черта: искать в за-боте о мертвых замену нормальному отношению к живым. Собаки поступают иначе.
Мне было в тот день без одного месяца сорок лет. Двадцать три года назад  у меня умерла бабушка. Пятнадцать лет назад на моих руках умер от инсульта тесть. Он скончался, не приходя в сознание, ровно через двенадцать часов после полного паралича. Все двенадцать часов я не отходил от него, не подпуская к нему ни  его жену, ни свою. После его смерти, без пятнадцати девять вечера, мне пришлось самому  раздеть, обмыть и одеть  покойника. Мужчина должен уметь все. Особенно, когда любит. Через две недели после похорон у меня был сердечный приступ, который опытная кардиолог посчитала микроинфарктом.
Смерть  близких людей к сорока годам не была для меня чем-то неизвестным или непережитым, но глаза своего Байрона я до сих пор часто вижу во сне. Особенно, когда в душе зима.
О чем хотел предупредить меня умирающий друг, я понял очень скоро. Байрон умер в конце апреля. В конце мая тяжело, за неделю умерла теща. Теплым сентябрьским утром, в паузе между своим кофе и моим чаем супруга заявила о разводе. Дочь, естественно для общества, осталась с матерью, но,  неестественно для меня, не простила мне согласия на развод. «Я тебя больше не хочу видеть. Не звони мне никогда». Мои слезы катились по моим щекам…
Как жаль, что собаки не умеют говорить. Если бы я понял Байрона, если бы поступил как-то иначе. Не только история, но и жизнь не признает сослагательного наклонения. Не удивительно: ведь история и есть жизнь.
Мой знакомый замолчал, глубоко вздохнул и держа в руке давно потухшую трубку подошел к огромному и мутному, как человеческая жизнь, окну. Снег медленно укрывал самолеты и людей. Лайнеры приземлялись и взлетали. Жизнь шла своей предпраздничной, обыденной чередой. Зазвонил мобильный.
- Да. Здравствуй. Нормально. Пока отложили на час, но, надеюсь, успею. Как ты? Ребенок? Рекс? Я тоже по всем. Буду всё, особенно тебя. Обязательно. Сильно. До встречи.
Перехватив мой взгляд, он улыбнулся.
- Нет. Это другая семья, другая собака и новая история. Из прошлой жизни остались только воспоминания и красавица дочь. Видимся редко. До сих пор у неё не остыла  обида. Возможно то немногое, что нас до сих пор объединяет - это русский спаниель Байрон, его собачьи глаза и человеческое сердце.
Знаете, у моей жены в жизни до меня тоже была собака. Доберман Линда: выразительные глаза и фигура – то, что всегда выделят леди среди остальных женщин. Линда умерла, не выдержав предательства хозяина. Расставшись с предателем, женщина пережила мужскую подлость, а собака  - не смогла. Линда умерла оттого, что один любимый ею человек унизил другого. Какой  человек в наши дни  способен на такую собачью преданность?
Помните, в семидесятые годы прошлого века население огромной страны потрясла газетная статья. В одном из аэропортов столицы государства какой-то «человек» «забыл» овчарку. Не важно сознательно он это сделал или случайно. Несколько долгих месяцев, ежедневно, собака приходила к одному и тому же месту на летном поле аэродрома и ждала хозяина. Она  ничего не просила и ни на кого не обращала внимания. Поили – пила. Кормили – жевала. Но главное – она весь день  смотрела вверх, в небо, и ждала. Собака  не дождалась и исчезла. Собачья верность человеческой измене.
Объявили посадку на мой рейс. Мы крепко пожали друг другу руки, и я услышал слова, из-за которых  сегодня вспомнил всю эту встречу.
- Не верьте слухам. Следующий год будет отличным. Только нужно вести себя по человечески,  а не по… Всегда и со всеми. Удачи вам.
- И вам. Во всем.
Вот такая история. Человечество живет на нашей планете миллионы лет. Много было сделано за это время добра и счастья, но зла и горя наворочено  про-сто немерено. Человечество  состоит из отдельных людей, а люди – это ты и я. Мы постоянно боимся, что следующий день или наступающий год принесет нам что-то нехорошее или опасное. Может быть оттого, что все плохое находится в нас самих?
Когда каждый из нас станет нормальным добрым человеком, постепенно исчезнут неприятности и горе вокруг. Пусть Тельцы не станут быками, пусть Овны не превратятся в баранов. Пусть Козероги перестанут быть упертыми козами, а Девы будут вести себя как женщины умные и, исключительно, строгого поведения. Стрельцы прекратят расстреливать всех вокруг себя, а ракообразные жалить ядом и кусать клешнями. Не страшно, если кого-то я забыл упомянуть. Главное чтобы ничьи слезы никогда не текли ни по чьим щекам.
Постараемся быть добрыми и искренними. Как наши мамы. Как ты и я.
С Новым годом вас, зодиаки!