Встреча с юностью

Петр Панасейко
             
          

                Ефим Тимофеев приехал в город юности спустя двадцать три года. Приехал на 80-летний юбилей своего дяди, единственно родного человека, проживавшего на данный момент здесь. Тут когда-то жил и он со своими родителями, которые, сменив место жительства, увезли его, семнадцатилетнего (в школу пошёл в неполных восемь лет), в далёкий северный город нефтяников. С дядей они жили в одном подъезде. Только на разных этажах.
             
               Юбилейные торжества планировались на воскресенье в одном из ресторанов. Но племянник, на днях отметивший своё сорокалетие (из-за суеверия отмечать торжественно свой День рождения не стал, решил дождаться 50-летнего юбилея) приехал вечером в пятницу. Таксист, молодой и симпатичный парень, доставил его с аэропорта словно на самолёте прямо к знакомому подъезду.
            
                Расплатившись с водителем, приезжий вышел из машины, снял пиджак из-за летней июльской жары. Последняя для вечера «не указ». Поставив портфель на скамейку, стал внимательно смотреть вверх: на кухне его бывшей квартиры, расположенной на четвёртом этаже, в окне стоял ребёнок, сквозь стекло смотревший вниз. Неожиданно замахал руками, видимо, мужчину принял за своего папу: мальчишке на вид года полтора-два. В ответ «папа» помахал тоже. Тот заулыбался. Вскоре  мама его с окна убрала. «Кто же это?- подумал Ефим.- Когда мы уезжали, то заехали в нашу квартиру новые хозяева, у которых росло два сына. Значит, чья-то сноха?
            
               Затем Тимофеев свой взгляд перевёл на пятый этаж. Увы, увидеть дядю в окне не довелось. В последнее время тот жил один, похоронив жену тремя годами раньше, часто болел, но Бог позволил  дожить до приличного юбилея. «Может и дома нет?- предположил он.- Ладно, поднимусь на этаж, узнаю.
         
              Однако подняться  сразу же не смог. И вовсе не потому, что в доме лифт отсутствовал, а с дороги сильно устал.
            К скамейке напротив подошла и села девушка лет двадцати. Их взгляды встретились.
            - Анна? - не выдержал гость.
            
              Девушка посмотрела по сторонам: никто поблизости больше не находился. Поняла, что вопрос незнакомца относился к ней:
            - Простите, это Вы мне?
            - Вы меня тоже простите, но Вы так здорово похожи на мою одноклассницу Анну Евдокимову.
            - Нет, я Вероника,- ответила девушка.
            
               При этом она побоялась назвать свою фамилию, не зная того, кто сейчас стоял перед ней, как солдат на боевом посту.
             - А маму твою как звали?
             - А зачем Вам это знать?
              Ответа не последовало. Этому помешали нахлынувшие воспоминания.
            
              …В девятом классе первого сентября  появилась новая ученица Аня Евдокимова. Поскольку свободное место оказалось только за партой Ефима, они отныне стали соседями по парте. После уроков, одноклассник пошёл её провожать, не зная ещё, где «новенькая» живёт. Как же он удивился, когда «дорожка» привела их к его дому.
               
               - Спасибо, Ефим, ты настоящий друг, - услышал тот неожиданно.
               - Не стоит, Аня, благодарить меня.
               - Ну как же, ты потерял время, прошёл, скорей всего, мимо своего дома. Мама волноваться будет?
               - Не будет, я уже дома.
               - Не поняла?
               - Видишь окошко на четвёртом этаже? Я там живу.
               - Ты сейчас, Ефимушка, смеяться будешь, но я живу этажом ниже.
               - Шутишь, Аня?
               - Нисколечко. Пошли.
               
                Взяв одноклассника за руку, девчонка повела его в подъезд доказывать, что не шутит. На звонок дверь открыла мама.
                - Мама, вот этот мальчик с сегодняшнего дня являющийся моим одноклассником и соседом по парте, не верит, что я здесь живу.
                - Да он и не поверит, пока ты, дочка, не покажешь ему свою комнату. Заходите оба.
               
                Находясь в прекрасно убранной комнате одноклассницы, Ефим вспомнил как мама накануне говорила за ужином: « А у нас под низом новые соседи объявились. Необходимо как-то познакомиться».
               
                - Спасибо тебе, Аня, за гостеприимство, комнатка у тебя как в сказке, но я хотел бы тебе показать и свою. Тем более, что моя мама хотела с вами познакомиться поближе.
               
                Возражений не поступило, и юноша, взяв девчонку на руки, понёс её на верхний этаж к себе в квартиру. Дома никого не оказалось.
              - Ты, Ефим, зачем меня нёс без разрешения? Влюбился что ли? Так и скажи.
              - Так и скажу. Читая книжки, я не верил в любовь с первого взгляда. Но вот сейчас убедился: книжки не врут. На поцелуй тоже надо у тебя разрешение спрашивать?
              - Уже не надо.
             
               Увлёкшись поцелуями, одноклассники не заметили, как в комнату вошла мама:
              - А это что такое?
              - Мама, не ругайся, ты же сама хотела познакомиться с нашими соседями снизу? Вот я и привёл тебе для знакомства соседку.
             - Ты мне, сынок, «зубы не заговаривай», целоваться тебе ещё рано. Ты уже в девятом классе, пора готовиться к поступлению в институт. Ты хоть выяснил, как твоя соседка учится?
            
               Не успел сынок ответить, как его мама услышала: «К сожалению, я троечница, трудно мне даётся учёба. Я не хотела идти в девятый класс, но мама не пустила меня в профессионально-техническое училище».
              - А ты, милая моя, знаешь, что наш Ефим отличник. Правда, и четвёрки иногда хватает, но тройки ему уж точно противопоказаны. Завтра же пойду к вашему классному руководителю, чтобы вас рассадила. Нельзя ему с троечницей сидеть.
             
              Завтра наступило быстро. На первом же уроке они сидели за разными партами.  Мама Ефима обрадовалась несказанно. Одного только не учла: в некоторых случаях первая любовь с запретом мамы не заканчивается. А продолжается, пока это возможно. В школу и со школы одноклассники ходили вместе в дни, когда мама Ефима работала в первую смену, и не могла их видеть. Папа не вмешивался: хоть и видел, говорил, что не видел. Не знала  мама, что сын очень часто по ночам по сделанной им самим лесенке спускался со своего  окна  этажом ниже. Обратно возвращался  тем же путём. Неизвестно, чем бы закончилась их первая любовь, если бы Тимофеевы не уехали в другой город?
             
                Квартиру они поменяли ещё в начале мая, но дожидались, пока сын перейдёт официально в десятый класс, как и его брат – в пятый. Прощание одноклассников сопровождалось не только поцелуями, но и горькими слезами. Никто из них не знал, что ждёт впереди. Разлука, казалась, вечной.
            
                Переписку мама Ефиму запретила, получив первое же письмо с другого города. Аня загрустила, что сильно отразилось на её учёбе в выпускном классе школы. У неё имелись все основания остаться на второй год. Или получить вместо аттестата справку. Выручил одноклассник Иван, у которого мама работала завучем в той же школе. Он уговорил маму «вытащить  за уши» не только себя-двоечника, но и подружку Аню, с которой он стал дружить и успел уже «переспать». Аборт врачи делать запретили. Родилась  через девять месяцев дочь Вероника. Пришлось выходить за Ивана замуж… .
          
           Воспоминания Тимофеева прервала Вероника:
           - Что с Вами? Вам не плохо? Вы знали мою маму?
           - Я с ней учился в одном классе.
           - Так Вы Ефим Тимофеев? Как я рада, как рада…
           - Чему ты рада?
          
            Вместо ответа, она обняла и поцеловала одноклассника мамы.
            - Что это значит?
            - Всего-лишь то, что я выполнила просьбу умирающей мамы. Её не стало год назад. Она просила, когда я Вас увижу, поцеловать от её имени. Считайте, что это она Вас поцеловала. Мама мне много о Вас рассказывала хорошего. К сожалению, она не смогла после школы поехать в Ваш город, поскольку не по своей вине «залетела» с одноклассником Иваном, после чего родилась я.
            
               Слова о смерти Анны повергли Ефима в шок. Он не находил слов, чтобы выразить  дочке соболезнование. Успокоившись спросил:
              - А ты, Вероника, с кем сейчас живёшь? С отцом? С мужем?
              - Пока живём с сестрой вдвоём, отец нас бросил давно, учусь на последнем  курсе педагогического института. Буду учительницей, как моя покойная мама.
             
                После этих слов Тимофеев вспомнил свою  маму: «Как же она ошибалась в отношении Ани? «Троечница» и «институт»? Но немного подумав, понял, что мама его тут не при чём: у Ивана мама педагог, имела знакомых преподавателей   и в  институте. Поэтому устроить сноху на заочное отделение в вуз  на специальность «Учитель начальных классов» труда не составляло.
            
             - Ладно, Вероника, пойдём, я тебя провожу на третий этаж, а сам поднимусь выше, - предложил мамин одноклассник.
             - Это к кому? К Кириллу Тимофееву?
             - Да, к нему?
             - Не получится. Его вчера отвезли в больницу в прединфарктном состоянии.
             - Вероника, пожалуйста, отвези меня к нему. Ты знаешь, где он?
             - Ещё бы! Я же отвозила. Но поедем завтра, сейчас уже поздно, в больницу нас не пустят.
              -Тогда подскажи, где находится ближайшая гостиница?
              - Это пожалуйста. Пошли.
             
               Они вдвоём поднялись на третий этаж, что удивило гостя:
               - Это что, гостиница?
               - Нет, её «филиал». В гостинице работает моя сестра, но она сейчас в командировке. Поехали куда-то опыт гостиничного хозяйства перенимать. С ней и жених поехал. Собираются пожениться. Вот только не знаю, куда мне потом деваться? Надо доучиться, потом выходить замуж, но жениха, по понятной причине, буду искать с квартирой. У Вас есть квартира, Ефим? Могу и за Вас замуж выйти, в память о своей маме.
               
                - Увы! Во-первых, давай перейдём на «Ты», во-вторых, с женой я развёлся, перешёл жить к родителям, а у них живёт ещё мой брат с женой и сыном, сама понимаешь – теснота. А женился бы я на тебе не из-за первой любви к твоей маме. Это всё в прошлом. Ты мне нравишься так же,  как и твоя мама в девятом нашем классе. Однако постели-ка мне постель в комнате сестры. На всякий случай.
                - А что так?- пошутила хозяйка квартиры. – Я не кусаюсь.
                - Долго объяснять, Вероника.
             
               Утром они оба поехали в городскую кардиологическую больницу. В живых своего дядю племянник не застал. Выразив  соболезнование, главврач передал завещание дяди: свою квартиру на пятом этаже тот завещал племяннику и … Веронике.
            
               После похорон Ефим съездил домой, уволился с работы и вернулся в квартиру покойного дяди, где его с нетерпением ждала Вероника, вскоре ставшая Тимофеевой. Так встреча с юностью изменила его дальнейшую жизнь.
         
               Когда они вместе в очередной раз навестили могилу Анны, то им обоим показалось, что  на фотографии та улыбнулась, чем , по сути, одобрила брак своей дочери со своим одноклассником. Несмотря на разницу в возрасте в два десятилетия. Не получилось у самой, пусть счастлива будет дочь. И она была счастлива.

10.10.2016 г.