Что дает поездка на Валаам

Николай Белавинский
 Тысячи людей каждый год посещают Валаам: паломники, трудники, волонтеры, туристы. Люди разного статуса и материального положения приезжают на эту Святую землю для того, чтобы хоть на какое-то время попасть в другой мир – мир, где нет корысти, злобных взглядов, грубых ответов, а есть понимание и доброе отношение со стороны братии монастыря, к которой ты всегда можешь обратиться с вопросом, за советом и при этом знаешь, что тебе не откажут.
Для многих людей это не просто поездки на красивый остров в Ладожском озере, где молятся, трудятся и живут монахи, а прежде всего это поиск ответов, которые способны помочь изменить жизнь. Кто-то скажет, что это очень тяжело: отказываться от многолетних привычек, менять свой образ жизни, отношение к людям, к себе. Да, безусловно, это не просто, но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что это возможно в любом возрасте, было бы желание.
Меня самого начал менять именно Валаам, именно он показал мне все мои минусы, именно здесь пришло осознание, что не всегда привычное в обыденной жизни поведение, на самом деле, является правильным. Не стоит, например, отвечать грубостью на грубость, даже если ситуация, казалось бы, располагает к этому.
Во время поездок на Валаам каждый раз открываешь для себя что-то новое: начинаешь замечать тех людей, которым требуется помощь, но которые не просят ее в силу каких-либо причин; появляется потребность молиться в храме о благополучии своих ближних, а не только о своем собственном. Прежде, чем что-то сказать, я начал задумываться, не обидят ли мои слова того, с кем я говорю, ведь все мы разные, поэтому многие вещи и слова понимаем по-разному.
Как же происходят эти изменения? Снова повторюсь, сказав, что это тяжело. Практически в каждой своей поездке на остров я общался не только с волонтерами и трудниками, но прежде всего – с братией. Именно это общение позволило мне увидеть, что есть такие люди, которые не просто говорят что-то, но их образ жизни соответствует сказанному.
Я помню, как в свою первую поездку сказал сам себе: «Господи! Почему же я не могу так жить, говорить и поступать». Но, приглядываясь к поступкам людей, которые живут и трудятся на острове, которые постоянно находятся рядом с тобой, начинаешь постепенно делать правильные выводы и стараешься применить полученный опыт в собственной жизни.
В монастыре все устроено и организовано не просто так, каждая мелочь способна научить чему-то. Например, в братской трапезной, когда все садятся за стол после молитвы, постепенно перестаешь тянуться первым, чтобы взять поскорее свою порцию, учишься выходить из-за стола, не до конца насытившись, даже несмотря на то, что еды осталось еще достаточно. 
 Сестрам нельзя находиться в братской трапезной, и поэтому многие братья выносят им рыбу и выпечку, которую могли бы съесть сами. Так я научился думать в первую очередь о сестрах, которые не могут переступить порог братской трапезной.
 Возможно, кто-то уже слышал фразу: «Кто упрям, иди на Валаам». Такая черта, как упрямство, есть во многих людях, но далеко не все пытаются ее искоренить. В одной из последних моих поездок в качестве трудника, мне было дано послушание в верхнем саду, где я варил варение и делал яблочный сок. С утра до обеденной трапезы и после нее до вечерней, приходилось выполнять одно и то же, очень хотелось подойти к матушке Фотинии и попросить другое послушание, но всегда меня что-то останавливало. Так я начал понимать, что такое смирение.
 Этой весной во время своего пребывания на острове в качестве волонтера, я подошел к отцу Гедеону, чтобы испросить у него благословления на трудничество и проживание в Никольском скиту, хотя изначально не очень рассчитывал на его согласие. Однако отец Гидеон отнесся к просьбе благожелательно. Я был счастлив и немного обескуражен поступком скитоначальника: меня, незнакомого человека, пустили в свой дом, позволили разделить кров и пищу вместе с братией Никольского скита. Даже сейчас я часто вспоминаю этот эпизод моей жизни, он тоже научил меня многому.
Каждый раз приезжая с Валаама, я привожу своим родственникам и друзьям сувениры, себе же я покупаю книги и фотоальбомы. Самой ценной для меня в этой коллекции была книга Е. П. Кузнецова «Валаамская тетрадь» с автографом автора, именно с нее началось мое знакомство с островом в 2001 году, когда я приехал сюда туристом. Поступок отца Гедеона дал мне понять, что эти книги и фотоальбомы должны быть доступны и другим людям, а не только мне. Так пришло понимание, что книги надо передать в районную библиотеку, где их смогут прочитать все, кто интересуется историей острова и находящегося там монастыря.
 Очень часто, задумываясь о Валааме, вспоминая подаренное им общение и прекрасные моменты жизни, невольно приходит сравнение с людьми, которые являются донороми: православие исцеляет бессмертную душу, а доноры дарят шанс на продолжение телесного существования.
Возвращаясь с острова, порой замечаешь, что начинаешь меняться в обратную сторону, сетуя на то, что в городе, все по-другому. Но в этом и есть тяжесть нашей внутренней борьбы самих с собой: стараться внести в свою жизнь то, что ты взял на Валааме, не совершать больше тех грехов, которые тебе отпустили. Будет непонимание со стороны близких и друзей. Но, на мой взгляд, это и означает «нести свой крест», несмотря ни на что.
 В одной из таких поездок, было написано стихотворение, которое выразило мое отношение к этой Благословенной земле, называется оно «Посвящение Валааму»:

Мой милый, сказочный остров,
Навек красотой я твоею пленен.
Кто здесь побывал, побывал не просто,
И лучшие дни своей жизни провел.

Я приезжал сюда снова и снова,
Что-то искал, от чего-то бежал,
Здесь находил я жизни основу,
Уют и покой я здесь обретал.

Здесь все по-иному, без суеты,
Радость на лицах и тишина.
Строятся жизни твоей мосты,
По ним идти начинаешь с нуля.

Здесь зависти нет и корысти,
Уходят с грехами котомки.
Ты видишь мелочность, алчность жизни,
Душа очищается, тянется к Богу.

Более ясно видишь свой выбор,
Даже когда не думал об этом.
Жизни судьба здесь решается мигом
Песней плохой, хорошим куплетом.

Здесь видишь растущие в небо деревья,
Летящие вдаль облака.
Не можешь ты наглядеться капелью,
В душе твоей тоже весна.
               
Мой милый, сказочный остров,
Святая Земля – Валаам,
Маленькой жизни моей ты остов,
Навек припадаю к твоим стопам.
               
Николай Белавинский
сентябрь-октябрь 2016