Водопад

Людмила Зарубина
   Смерть! От этого слова человек содрогается, немеет, каменеет. Всё живое останавливается в недоумении: только не это!  Это страшное слово, обладающее магической силой. Только ему, на каком бы языке оно ни звучало, подвластно остановить любое человеческое движение, на каком бы подъёме это движение ни было.Э то всего лишь слово. Но одно это слово способно перевернуть жизнь близких, оставшихся в живых, когда их родные ушли в вечность. Оно всесильно! Оно могущественно!

   Всё выше сказанное в данный момент никак не относилось к отцу и сыну. Разумеется, они знали, что означает  это слово, знали не понаслышке. Несколько лет назад из их дома , казавшегося  всем большой и дружной семьёй , надёжной пристанью человеческого тепла, понимания и любви, уносили навсегда старшего сына и брата. Уносили близкие и чужие люди. Людей было много. Тогда Иван был ребёнком, ему шёл пятый год.

   Он помнит, какая звенящая тишина стояла тогда над посёлком. Удивляло же его то обстоятельство, что огромное количество людей не производило никакого шума, слышно было только размеренное шарканье ног по уже замёрзшей осенней дороге, ведущей в вечность. Звук от шагающих ног наводил на Ивана ужас! Шорох и страх! Это он запомнил навсегда.

   С годами он отучил себя вспоминать эти страшные минуты. У него не было причины вспоминать их и сейчас, когда он с огромным крепким могучим отцом, таким родным и надёжным, нырял  в прозрачное озеро, дно которого виднелось сквозь толщу воды.

   Жаркое северное лето очень короткое, а горные реки холодные, поэтому купание в озере- редкое удовольствие для жителей сурового северного края.

   День сегодня был несказанно счастливым! Отец с сыном с упоением плескались в тёплой озёрной воде, С открытыми глазами плавали под водой, разглядывали загадочный и таинственный подводный мир. К ощущению  счастья добавлялось ещё одно чувство-гордость за себя. Они гордились тем, что смогли проплыть по реке , минуя  пороги, сотни километров на лодке, сконструированной и построенной по их чертежам. НО особую гордость они испытывали от того, что им удалось благополучно пройти на зависть  местным рыбакам и охотникам водопад, до которого река ещё никого не подпускала. Они гордились собой: ведь они первые , кому покорился  своенравный и капризный водопад.

   Отец понимал, что это не только рыбалка, а гораздо больше. Это и преодоление себя, своего страха: в их ситуации они могли рассчитывать исключительно на собственные силы, случись с ними что-либо, помощи ждать неоткуда, слишком далеко они забрались от людей. Отец считал, в таких путешествиях и становятся настоящими мужчинами, но для сына не менее важно и приобретение смысла жизни.

   Не словами (какой прок в словах), а делом, настоящим мужским делом , образом  жизни доказывал он сыну смысл  своего пребывания  на земле.  Отец учил Ивана  трудиться для достижения поставленной цели, много трудиться, потому что одного стремления , как он считал, недостаточно. Он верил в то, что в момент достижения цели человек становится по-настоящему  счастливым. Пусть на короткий миг, но он обретает необыкновенное чувство, ни с каким другим несравнимое. Счастье по своей  природе не может быть долгим.

   В последнее время для отца такой целью, достижение которой могло принести ощущение счастья, была рыбалка за водопадом.  Местные рыбаки не раз пытались на лодках преодолеть водопад в верховьях  красавицы реки Юдомы и увидеть наконец своими глазами то место, о котором сложено столько легенд. В результате постоянных неудач  рыбаки оставили попытки штурма водопада, но загадок от этого меньше не стало. Наоборот, рассказывались удивительные истории и о диковинных птицах, якобы живущих на берегах озёр,расположенных выше водопада, и о  необычных явлениях, происходящих в девственных лесах, растущих по берегам реки, где не ступала нога человека, У Ивана кровь стыла от рассказов о заколдованных местах.

   Всю зиму отец основательно готовился к походу. Солнце на Севере ненадолго робко  покажется над горизонтом и бесшумно скользнёт в туманную дымку ледяного воздуха. Долгими зимними вечерами готовилось снаряжение для рыбалки. иван был у отца на подхвате, потому что он знал где, на какой полке  лежит инструмент. Поэтому он всегда в считанные секунды мог отцу подать  нужную деталь. Да что и говорить, отцу Иван был незаменимым подручным.

   -Толковый парень растёт, -радовался отец, - и такой родной.

   Они понимали друг друга  без слов, что было жизненно  необходимо в походах.

   На реке неожиданно случаются такие ситуации, когда  решение необходимо принимать со скоростью движения мысли. Не один раз слияние душ и мыслей спасало отца и сына от верной гибели, не раз выручало в трудную минуту.

   -Рыбалка-это тяжёлый труд, часто повторял отец, добавляя:-и опасное, рискованное это дело-рыбалка.

   На рыбалке много времени уходило на просматривание сетей, а потом каждую сеть необходимо аккуратно сложить после просушивания. Много дел мелких, но от  этого не менее важных и значимых для настоящего рыбака есть на рыбалке, поэтому на удовольствие поплескаться в тёплой озёрной воде всегда оставалось слишком мало времени. Но только не сегодня! Сегодня можно позволить сыну и себе удовольствие сполна.

   Они сделали большую мужскую работу: прошли  очень опасный участок реки-водопад. Обратный путь их не пугал. Была уверенность в том, что путь обратно будет проще, ведь они были с водопадом на ты, правда всего несколько минут, но зато каких минут!

   Была у отца и ещё одна причина, из-за которой  он захотел уделить время и на купание, и на общение с сыном, и просто на отдых. Эта поездка  была своего рода прощанием с землёй , на которой он родился, где родился у него долгожданный и желанный сын. По возвращении с рыбалки их семья переедет в город.

   Не любил отец города. Не любил и побаивался. Не за себя боялся, за детей тревожно было. Ради будущего детей  он готов был терпеть и ненавистную ему толчею в городском транспорте, и бестолковую, в чём он был глубоко убеждён, суетную городскую жизнь. Он считал, что город разрушит  тот стержень, благодаря которому  сопротивляется трудностям человек, тем самым достойно живёт. Жить достойно для него означало-честно жить, порядочно. Город же , в этом он нисколько не сомневался, размазывает  такие понятия как порядочность, преданность, единственность, а значит, по большому счёту, разрушается человеческая душа.

   Наверное, этот суровый мужчина не был христианином, может быть, не верил в существование Бога. Скорее всего, он был язычником. Наверняка  можно сказать только то, что он поклонялся природе, преклонялся перед её мудростью, считая факт существования человека только фактом, в крайнем случае, волей самой природы, не более того. И природа ему платила взаимностью. Природа крепко его к себе присушила. Сердце его, ум, тело, душа, его желания, стремления, потребности-всё  в его жизни подчинялось её величеству ПРИРОДЕ!

   Вечером они с сыном сидели у костра. Рыбалка была удачная. Ужин, приготовленный  на костре, получился вкусным и сытным. Дровами в костре поддерживали огонь. На языки пламени  можно смотреть бесконечно, испытывая  необычное чувство, возвышенное. Он понимал, что не его одного костёр вдохновлял на возвышенные чувства. Стремительно развивающиеся события последних дней и неземная красота невиданной им раньше земли располагали к откровенной беседе. Всё увиденное здесь настолько превзошло его ожидание, что только это и позволило ему раскрыться перед сыном.

   Когда-то давно работал он , как и многие мужчины горняцкого посёлка, на шахте. Но ушёл с работы однажды и , как выяснилось позже, навсегда,не объясняя никому причину столь неожиданного ухода из профессии. До вчерашнего дня он был уверен в могуществе своего ума, в силе своего разум, в правильности совершённых им поступках и в правдивости, непогрешимости своих дел. Он ощущал себя сынов природы, которую боготворил, которой поклонялся, в которую верил бесконечно и свято.Он  смотрел на пляшущие языки пламени, и ему захотелось поделиться  с сыном одной своей тайной, которая была его тайной с тех самых пор, когда он вышел из забоя и никогда больше уже туда не возвращался.  Вот теперь ему не было стыдно признаться  сыну в том что причиной ухода был страх.

   Он до недавнего времени хорошо помнил это  чувство страха.. Страх преследовал его, когда он спускался в шахту. Не покидало чувство страха и по ночам. В очередную смену, когда он спускался в забой и оставался втиснутым в замкнутое пространство, он слышал таинственные голоса и звуки. Сначала он списывал эти видения и наваждения на усталость, но каждая следующая смена в шахте становилась для него испытанием. Так долго продолжаться не могло. Наступил такой момент, когда панический страх сковал каждую клеточку мозга, когда голова раскалывалась от нарастающих звуков музыки. В одну из таких рабочих смен, когда звуки музыки усилились до невероятных размеров, ему показалось, что они гонят его из недр земли.

   В разгар рабочего дня он поднялся из шахты на поверхность, и с тех пор никакая  сила не могла его заставить опуститься под землю.

   Дома вряд ли смог он рассказать сыну об этом. Здесь же всё располагало к откровению, признанию. Уж очень значимым были и сегодняшний день, и особенно- вечер, смешавший вымысел с реальностью.

   Что ещё двигало им?

   Наверное, желание уберечь сына от тревог, которые сам когда-то испытывал, уберечь от ошибок, которые когда-то совершал.

   Родители уверены в том, что рассказывая детям о чужих ошибках, они тем самым застрахуют детей от своих промахов или неверных жизненных шагов.

   Как наивны родители! Увы! Жизнь не раз доказывала, что это , разумеется, заблуждение. Но тем не менее, заблуждаются многие взрослые люди, у которых есть дети. Родители уверены, что предостерегая детей, они тем самым застраховывают величайшую драгоценность-детей- от просчётов и промахов. Это заблуждение человечество ни опровергнуть, ни оспорить не может по причине свой беспомощности в таком непростом вопросе.  Да и как иначе7 Если бы взрослые понимали ошибочность своих умозаключений, то их сердца просто бы разорвались от жалости  и сострадания к детям, но больше всего, наверное, от беспомощности что-либо сделать или изменить.

   Не один год потратил отец на преодоление своих страхов. И вот после долгих лет, он снова оказался хозяином положения. Он явно почувствовал это. когда водопад, мечта его жизни, был покорён, когда легко и свободно его крепкое загорелое тело ласкала живительная сила воды. Плавая в озёрной воде за сотни километров от дома, ныряя в глубину, откуда солнце выглядело совсем по-другому: сквозь толщу воды оно было рядом, только руку протяни и дотронешься. Он понял, что даже природные силы ему покорилась. Он может
многое! Он сильнее природы!

   А если это так, то он принимает решение: никуда он из этих мест не поедет. Он будет жить на земле, на которой родился, которую бесконечно любил. Эта земля сына ему подарила. Нет, незачем ему счастья в чужих краях искать. Об этом он и скажет всем, когда вернётся в посёлок. Да что там скажет, он уверен: много объясняться ему по вопросу отъезда не придётся, да и не с кем. Сын поймёт. У него своя жизнь впереди, и строить он её будет по своему разумению. А женщина, его единственная и любимая...Что ж, ей не в первый раз поступать так, как он задумал.

   Сомнениям наступил конец. он остаётся здесь. Навсегда! Не напрасно он был язычником, природа его услышала.

   Возвращение домой было снова по водопаду. Стальное тело лодки водопад стиснул в своих объятиях, и дикий рёв вырвался из груди отца, страшный, нечеловеческий.
   Но Иван его уже не слышал.

  Всё поглотила Бездна!