Словарь терминов этнонациологии. Ч. 1

Юрий Шпилькин
А
Аборигены (лат. aborigines – от начала)  – коренные жители той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».
Автономия – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.
Автономизация – становление самобытности, уникальности этноса.
Автостереотипы – устойчивые представления этноса о своих качествах.
Автохтоны (от греч. autos – сам + chthon – земля) – первоначальное, исконное население страны, какой-либо местности, территории. Термин «автохтоны» обычно употребляется в отношении коренных малочисленных народов с традиционным образом жизни.
Автохтонное население – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.
Адаптация – (от лат. adaptatio — приспособлять) — процесс активного приспособления этнических групп (общностей) к изменившейся природной и социально-культурной среде.
Аккультурация – 1) процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма;                2) процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.
Акматическая фаза – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.
Анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.
Антропогенез – раздел антропологии – учение о происхождении человека.
Антропология – (от греч. anthropos – человек + logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.
Апартеид – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп – политика жесткой расовой дискриминации, сегрегации и угнетения, проводимая до 1990-х гг. правящими кругами ЮАР в отношении, прежде всего чернокожего африканского населения, а также в отношении «цветных» и переселенцев из Азии, в частности индийцев.
Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо народа, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п.
Архетип – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д.
Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах.
Б
Бикультурализм – своеобразный сплав культур различных этносов, возникающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между разнородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер влияния.
Билингвизм – функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.
В
Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями.
Г
Ге;незис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления, в том числе этноса
Геноцид – (от греч. genos – род, племя и лат. caedere – убивать)  действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую.
Герменевтика – философский метод истолкование текстов, среди которых могут быть как письменные источники, но и любые предметы и явления культуры.
Гетерогенность – фрагментированность, неоднородность по составу и поляризованность в обществах.
Гетто – первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, в котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении.
Гомеостаз (этнический) – устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором пределы колебания биохимической энергии ограничены, что определяет равновесии с природой и отсутствие смены фаз этногенеза.
Гомогенность – однородность по составу.
 Д
Демография – наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях.
Депортация – насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания.
Десегрегация - отмена, устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку.
Деэтнизация – процесс утраты народом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем – национального самосознания и этнической идентификации.
Диаспора – (от греч. diaspora – рассеяние) пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.
Дивергенция этническая (от лат. divergere – обнаруживать расхождение) – в Пассионарной теории этногенеза, распад этноса, с потерей ощущения комплиментарности между членами этноса. Может происходить путем отделения от этноса какой-либо его части, которая затем складывается в независимый этнос, а также путем дробления этноса на несколько новых систем.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой, этнической или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.
Диффузионизм – направление в этнологии, изучающее пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов.
Дружба народов – тип социальных, политических, духовных, культурных связей между людьми разных этносов и наций, отражающий единство их коренных интересов и целей, чаяний и устремлений, характеризующееся устойчивой взаимной симпатией их участников, сотрудничеством и взаимопомощью.
Духовность - объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Е
Евразийство — философско-политическое направление, акцентирующее на преемстве и кооперации русской культуры с кочевыми народами. В настоящее время евразийство подразумевает антизападнические настроения, позитивное восприятие советского наследия и идею многополюсного мира.
Европоцентризм – идеологическая концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа.
 И
Идентичность этническая – представление человека о себе самом, формирующееся  при осознании им в процессе социализации собственной причастности к определенной этнической  или национальной общности.
Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: мышление, память, внимание, восприятие.
Иммигрант – (от лат. immigrans – вселяющийся)  иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Иммиграция - составная часть миграции населения, характеризующаяся въездом в данную страну.
Инкультурация – процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом.
Инородцы – термин, употреблявшийся в Российской империи применительно к людям нерусской, неславянской национальности, а также к людям, исповедующим не христианскую религию. То же самое, что иноверцы.
Интеграция межэтническая – в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях.
Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре.
Интернационализация – процесс формирования общих черт у различных наций во всех сферах жизни в результате расширения и углубления взаимодействия народов, учащения межнационального общения.
Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности, основанное на признании и уважении социально-исторического и культурного наследия всего мира.
 К
Когнитивная антропология – направление в антропологии, рассматривающее особенности мышления и познания представителями различных этносов и рас в условиях различных культур.
Колониализм – политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении.
Компетентность -  «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания»
Комплиментарность – подсознательная взаимная симпатия  индивидов, этносов и наций определяющая деление на «своих» и «чужих».
Конвергенция – (от лат. convergo — «сближаю») — процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; противоположна дивергенции
Конвиксия – в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений.
Конкурентноспособность - повышение национального благосостояния, отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста.
Консолидация – (от лат. consolido – укреплять, уплотнять) упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
Консорция – (у Л. Гумилева) – группа людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию.
Конструктивизм – подход к определению этноса и этничности, считающий этничность самой широкой категорией социальной идентичности, ситуативным феноменом, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями.
Контркультура – направление развития в какой-либо этнической культуре, совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противостоящих сложившейся духовной атмосфере современного общества.
Космополитизм –(от греч. cosmopolitis – гражданин мира) отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.
Ксенофобия – (от греч. xenos – чужой + phobos – страх) враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т. п.
Культура – человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культурный релятивизм – утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей.
Л
Левират - (от лат. levir — деверь, брат мужа),  амангерство (от каз. амангерлік) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями.
М
Магия – общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией.
Мангилик ел – национальная идея предполагающая: независимость Казахстана и  национальное единство, мир и согласие в нашем обществе;  светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Маргинальность (от лат. margo – граница, край, окраина) – этнокультурная одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание; состояние человека или группы людей, оторванных от привычной этнокультурной среды и образа жизни и не принявшие нового, находящиеся в промежуточном, пограничном состоянии.
Матрилинейная система – наследование родства по материнской линии
Межэтническая толерантность – это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали.
Менталитет этноса – уникальные «мыслительные» особенности сознания, языка,  стереотипы поведения, а также бессознательные архетипы, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира.   
Менталитет нации – глубинная, устойчивая структура культуры данного государства, включающая в себя коллективное сознательное и бессознательное этнических менталитетов.
Менталитет евразийский – совокупность наиболее устойчивых и продолжающихся во многих поколениях осознанные и неосознанные архетипы, символы, стереотипы поведения народов Евразии, проявляющих подсознательную взаимную комплиментарность и мировоззренческие установки.
Месторазвитие - термин евразийской философии, обозначающий качественное влияние пространственного фактора, ландшафта, окружающей среды и т.д. на исторические события , культуру, социальные и политические системы этносов.
Метисация – (от лат.  букв. смешение; также мисгенация или миксгенация от миксус и генус букв. «смешанные гены, смешанная родословная») — физическое смешение (с появлением генетически смешанного потомства) разных популяций людей, принадлежащих как к близким, так и к разным, особенно удалённым друг от друга этносам и расам.
Метисы (от франц. metis – смешанный) – в этнологии и антропологии – потомки от межрасовых браков.
Миграция населения – перемещение населения, связанное с изменением места жительства.
Миксация этногенетическая (от лат. mixatio – смешение) – вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов (или частей этносов), в результате чего возникает новый этнос.
Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях; возникли у всех народов на ранней стадии развития для объяснения явлений природы.
Мифологизация этническая (от греч. mythos – сказание, предание, logos – учение) – преувеличенные, нередко ложные утверждения, концепции и представления в этнической сфере более или менее оторванные от действительности; фантастическое отражение действительности.
Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы.
Мотивация - (лат. moveo — «двигаю») побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
 Н
Народ – термин употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом: в первом значении слово является синонимом понятия «нация» - население определенной страны или государства; во втором – этнос,  характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций.
Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.
Национализм – идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.
Национал-сепаратизм (от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению, проявляющееся у этнических общностей, национальных меньшинств в многонациональных, полиэтнических государствах, направленное на создание самостоятельных государств или национально-территориальных автономий.
Национальная гордость – эмоционально восторженное отношение людей к вкладу своей нации, своей этнической общности в социальный прогресс, мировую культуру.
Национальное государство – тип государства, означающий, что форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации; критики упрекают его в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.
     политическая власть народа, компактно проживающего на определенной территории, самоопределившегося в той или иной форме национально-государственного образования.
Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания, определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации, может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов, дать ответ на вопрос об исторической миссии и о смысле существования.
Национальная политика – совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Национальная самобытность – специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей: национальные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, национальная кухня и т.д. В целом национальная самобытность наиболее ярко и рельефно проявляется в национальной культуре и психологии.
Национальная среда – совокупность национально-этнического окружения, природных и социально-бытовых условий (а также окружающих людей), в которых происходит этнизация человека, становление национального самосознания.
Национальное – неизбежная форма общественного развития, одна из сторон каждой сферы общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной, языка и культуры, сознания и психологии, морали, быта, традиций.
Национальное воспитание - созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений.
Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национальное сознание – часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации.
Национальное чувство – одна из основных форм переживаний человека, связанных с интересами своей нации или народности, ее достоинствами и ролью в общечеловеческом прогрессе, а также более близкое эстетическое восприятие родной природы, искусства, литературы и т.д.
Национальность – устаревший термин, производный от слова «нация», который употреблялся: для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (например, в переписях населения); для обозначения совокупности различных форм социально-этнических общностей – наций, народностей, этнических групп, исключая племя. Например, когда говорят, что в Казахстане живут люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.
Национальная элита - системное представительство средних и крупных классов одной страны на внутренней и мировой конкурентной этнической арене, обладающих единством воли и единством цели для отстаивания общенационального интереса.
Национальный идеал - идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса, помогающая в решении задач социально-экономического и культурного развития нации.
Национальные интересы – интересы национальной общности и группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями, обусловленные исторической и социокультурной особенностями развития.
 Национальный дух - посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии. Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.
Национальный лидер - авторитетная личность, обладающая главной и ведущей ролью в организации и консолидации нации для практических действий по реализации национальных интересов, оформленных в виде программных задач национального движения.
Национальные культурные центры – общественные объединения, создаваемые, как правило, в столичных и крупных городах того или иного государства в целях содействия развитию национальной культуры, национальных традиций, обычаев, национального языка и народных промыслов национальных меньшинств и диаспоры.
Национальные обряды – одна из этнических характеристик, воспринимаемых самим народом (этнической общностью) как специфические; представляют собой условно-символические действия, которыми его участники оформляют и ознаменовывают те или иные важные для них события общественной и личной жизни.
Национальные обычаи – простое повторение членами этнической общности одних и тех же действий в их строгой последовательности, связанное с регулированием обыденной жизни. Определенное общественное мнение о приличном и неприличном, красивом и некрасивом поведении людей данной этнической общности в различных общественных ситуациях.
Национальные традиции – общественные явления, которые многократно повторяются, становятся устойчивыми, общепринятыми, входят в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической или национальной общности. Это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.
Национальный вкус – исторически выработанное у данного этноса понимание красоты, нравственных норм поведения, способ оценки внешнего мира по определенным этническим критериям, проявление этнического своеобразия в художественно-эстетической деятельности и культуре. Этнический вкус проявляется и в повседневной жизни этноса, бытовых деталях и привычках, еде и одежде.
Национальный нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) – отрицательное отношение к национальному фактору, моменту, выражающееся в его существенной недооценке или игнорировании. Национальный нигилизм включает помимо идей, убеждений, чувств и настроений, отрицающих национальное бытие и сознание, интересы и потребности также практические действия, поступки и в целом деятельность национальных лидеров и национальных масс, направленные на их претворение в жизнь.
Национальный характер – совокупность специфических психологических черт, особенностей восприятия мира и форм реакций на него, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности.
Национальный эгоизм – Разновидность национализма, оправдание приоритетного удовлетворения интересов своего народа в ущерб другим народам.
Нация – исторический тип совокупности этносов, представляющий собой социально- экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания, тождественна государству.
О
Обскурация — фаза в этногенезе (по Л. Гумилеву) — старость этноса, наступающая после 1100 лет его существования.
Обычай — стереотипная форма поведения, связанная с деятельностью, имеющей практическое значение, с регулированием обыденной жизни, не жестко фиксированная программа поведения.
Община – в историческом и этнологическом значении – самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив в доклассовом (первобытная община) и докапиталистическом классовом обществах (соседская или крестьянская община).
Общность – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.
ООН - Организация Объединённых На;ций  — международная организация, созданная в 1945 году для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
П
Пассионарий - человек с повышенной тягой к действию, наиболее активный субъект общественного движения производительного типа - изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. 
Пассионарность — повышенная тяга к действию.
Пассионарный толчок - мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пассионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза.
Патрилинейная система  — система родства основанная по отцовской, мужской линии.
Патриотизм (греч. соотечественник,  отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.
Персистент (статические этносы, реликты) – этнические системы, прошедшие все фазы этногенеза и устойчиво находящиеся в состоянии этнического гомеостаза (по Л.Н. Гумилеву).
Племя — одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов.
Полиандрия — многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина может состоять одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
Полигамия (полигини;я) — (от др.-греч - «много-» + «жена») одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.
Популяция - (от лат. populus – население, народ)  совокупность особей одного вида, населяющих определенную территорию, частично изолированная от других таких же совокупностей.
Примордиализм - или эссенциали;зм — в этнологии (этнографии), одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками
Промискуитет - предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи.
Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.
Р
Раса — исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.
Расизм — идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.
Резервация (от лат. reservo – сохранить) – территории, специально отведенные для насильственного поселения коренных жителей страны (например, индейцев в США, Канаде, Бразилии, аборигенов в Австралии и др.) или иных групп населения.
Реципрокность - (от лат.  «взаимный») способ передачи благ, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей.
Ритуал — церемонии, действия преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер; обеспечивает сплоченность общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность; более строгая форма регуляции поведения, чем обычай.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), возводящих себя к отдаленному общему, однако не обязательно реальному, предку и в классическом роде придерживающихся строгой экзогамии.
Родина – место, страна, в которой человек родился, исторически принадлежащая тому или иному этносу, территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта, нравов.
С
Сакральный - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Самоидентификация - социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких- либо признаков), а отдельным индивидом — своей принадлежности к определенной группе.
Самосознание - индивидуально- психологический и социально-психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, положения в системе общественных отношений, интересов, идеалов, ценностей.
Сближение наций – закономерный процесс расширения и углубления общения, взаимовлияния и взаимообогащения народов, в результате которого во всех сферах их жизни преодолевается национальная обособленность, появляется все больше общих черт, достигается и упрочивается интернациональное сплочение вплоть до образования межэтнических общностей людей.
Сегрегация — (от лат. segregatio – отделение) принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому; вид расовой дискриминации.
Сенсотип - особенности мышления, мироощущения, общая направленность той или иной культуры и связанные с этим формирующиеся личностные характеристики.
Сепаратизм — социально-политические и идеологические устремления к отделению одной части государства от другой.
Сепарация — отделение, разделение на составные части; в этнологии — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем в самостоятельный этнос.
Символ — предмет, действие, служащие для условного обозначения какого-либо образа, понятия, идеи.
Символика национальная (от греч. symbolon – условный знак) – отражение в знаках и образных символах знаний о своем народе, национальных и государственных признаков и устремлений, имеющие значение в социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны -  герб, гимн, флаг.
Символика этническая – комплекс явлений и элементов материальной и духовной культуры этноса, который выполняет этноразличительную функцию и служит отличительным знаком, обозначающим этническую принадлежность своих носителей – язык, орнамент.
Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего- либо- (например, первобытной культуры).
Сорорат — обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, (но не имеет детей), так и после её смерти.
Социализация - процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством; то же, что инкультурация.
Стереотип - поведения этноса – система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива; складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде.
Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой- либо этнической или социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.
Субэтнос - (лат. sub – под + греч. ethnos – народ) – часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.
Суперэтнос - (от лат. super – над + греч. ethnos – народ) – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающая обычно в границах полиэтнического государства или в одном регионе на базе культурно-исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т.п.)
Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и абсолютизация роли науки в системе культуры.
Т
Титульный этнос - народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.
Толерантность национальная (от лат. tolerantia – терпение) – специфическая черта национального характера, духа народа, являющаяся неотъемлемым элементом структуры менталитета, ориентирующаяся на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межнациональных отношениях.
Топоним — название местности, которое нередко переносится на ее население независимо от этнической принадлежности.
Тотем — животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.
Тотемизм — первичная форма религии, отождествляющая род или племя с животным или растением, верящая в происхождение своего народа от тотема.
Традиция — способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.
Трайбализм (от англ. tribe – племя, род) – форма социально-политического устройства обществ, основанная на представлении об особом, доминирующем значении своего рода, этноса, группы, его приоритетной роли в прошлом и настоящем.
Трансфер — новое истолкование, нередко искажение фактов истории и реальности, приписывание им новых значений в этнической культуре.
У
Урбанизация - процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; распространение черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру.
Ф
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.
Функционализм - направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским; направлено на изучение и выяснение функций каждого элемента культуры.
Х
Харизма — особое свойство человеческого характера, способность увлекать за собой людей.
Ц
Ценности — осознанные или неосознанные, характерные для индивида и группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия.
Ценностные ориентации - обобщенная концепция природы, места человека в ней, отношения к человеку, тип межличностных отношений и отношений человека с окружающим миром.
Э
Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культуры, в основе — эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.
Эгоцентризм - воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
Экзогамия — (от греч. ехо – вне и gamos – брак) заключение браков и создание семьи между представителями различной этнической принадлежности.
Экуменизм - идеология всехристианского единства, экумени;ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений
Эндогамия - (от греч. endon – внутри и gamos – брак) обычай заключения брака внутри рода, племени или другой общественной группы.
Эндоэтноним – самоназвание - (от др.-греч.  «внутри, дома» +  «народ, племя» +  «имя») — имя народа, которое он присваивает себе сам
Элита — видные представители какой- то части общества, творцы, создатели культуры.
Эмиграция — (от лат. emigrare – выезжать, выселяться) выезд в силу тех или иных причин граждан из своего государства.
Эмоции - чувственные переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе
Эпикантус — складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок. Связывая происхождение монгольской расы с континентальными областями Центральной Азии, указывают, что особые признаки монгольского глаза (складка века, эпикантус) возникли как защитный аппарат, охраняющий орган зрения от ветров, пыли и вредоносного действия отражённой солнечной радиации на заснеженных пространствах.
Этническая группа – часть («осколок») этноса (племени, народа, нации), которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде; может находиться в компактном и дисперсном состоянии.
Этническая идентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этническая дисперсизация – отделение от первичного этноса сравнительно небольших этнических групп и расселение их на внеэтнической территории; основной фактор этого процесса – миграция.
Этническая доминанта – система политических, идеологических или религиозных ценностей, создающаяся при появлении любой этнической целостности и служащая для нее объединяющим началом; совокупность явлений в общественном сознании людей, объединяющихся в новую этническую систему.
Этническая иерархия – соподчиненность этнических систем, при которой каждая этническая система более высокого ранга включает в себя несколько этнических систем более низкого ранга.
Этническая морфология - совокупность анатомических особенностей и форм, свойственных тому или иному этносу.
Этническая общность (этнос) - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.
Этническая самоидентификация – сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности.
Этническая сепарация (от лат. separatio – отделение, разделение) – отделение от какого-либо этноса его части (обычно сравнительно небольшой), которая со временем превращается в самостоятельный этнос.
Этнические предрассудки – извращенные представления о характере, поведении, образе жизни других народов, обусловленные этноцентризмом, привычками и стереотипами, навязанными соответствующим воспитанием, пропагандой, или являющиеся свидетельством общей низкой культуры человека.
Этнические предубеждения – установки, препятствующие адекватному восприятию сообщения о представителях не «своей» этнической общности или их действиях.
Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных
Этническая фузия - слияние нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос.
Этнические традиции и обычаи — компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
Этнические установки – готовность личности воспринимать те или иные явления этнической жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации; фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных этносов.
Этнические чувства - эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.
Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.
Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого- либо этноса.
Этнический субстрат – совокупность этносов, послуживших исходным материалом для образования новых этносов; по мнению Л.Н. Гумилева, почти все известные истории этносы появились из этнически неоднородного субстрата.
Этнический темперамент - внешнее выражение национального характера; наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т.п.).
Этнический характер - целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.
Этническое меньшинство - часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении; не следует отождествлять с малочисленными народами.
Этническое самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Проявляется в языке, идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание традиций и ментальности.
Этногенез - (от лат. ethnos – народ и genesis – возникновение, происхождение) – процесс возникновения и п рохождения стадий развития этнических общностей; связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания.
Этногенетическая миксация – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос.
Этнографические группы – территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта (особое наречие или говор, особенности материальной и духовной культуры, религиозные различия и т.д.), имеющие иногда самоназвание и двойственное самосознание. То же, что и субэтнос.
Этнография (от греч. ethnos – племя, народ и grapho – пишу) – область науки, изучающая этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения; пользуется описательным методом исследования.
Этнократия (от греч. ethnos – народ и kratos – власть) – доминирование или безраздельное господство в органах власти и управления политической элиты одной нации или этнической группы; политическая власть осуществляется с позиций и интересов титульной или привилегированной нации (не обязательно численно доминирующей).
Этноконфессиональная общность – общность, возникающая при тесном сопряжении у этноса или какой-либо его части этнического и религиозного
Этническое сознание - совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотипы.
Этничность - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.
Этнокультурная идентичность — процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.
Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Этноним — название этноса — самоназвание и название, которое ему дают другие народы.
Этноинструментализм - В рамках данного подхода этничность признаётся инструментом, с помощью которого люди добиваются тех или иных целей: достижения политической власти или целей экономического характера.
Этноконструктивизм - научное направление, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит)
Этнопримордиализм -  эволюционистское представление об этносе как объединении людей «по крови», в рамках которого развивались: дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва, а также  тезис о «богоизбранности» титульной нации-«страдалицы», в основе которого лежит поддержание национальной идентичности через межэтнические контакты и конфликты. 
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).
Этноцентризм - представление о превосходстве своего народа над всеми другими, предпочтение интересов своего этноса перед другими.
Этос — квинтэссенция культуры, система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов.
-Я-
Язык – средство человеческого общения, мышления и выражения; помимо своих прямых мыслительно-коммуникативных функций язык выполняет и важнейшие этносоциальные функции, выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса.
Язык государственный – правовой статус языка, который в данной стране используется в деятельности (в том числе и в официальном делопроизводстве) органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также при опубликовании законов и других нормативных актов.
Язык межнационального общения – язык, выполняющий более широкие функции, чем национальный, и использующийся в многонациональном, полиэтническом государстве в качестве языка-посредника; в этой роли может выступать язык наиболее многочисленной нации в данном государстве или язык метрополии в бывших колониальных странах.
Язык национальный – язык, являющийся средством письменного и устного общения нации; единый литературный язык нации.
Язык официальный - Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык». Эту норму в 1997 году разъяснило постановление Конституционного Совета: «(..) . Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».