Прогулка по карнизу. Гл 7 Радиальный выход

Юрий Глухих
РАДИАЛЬНЫЙ ВЫХОД

Полшестого противно задребезжал будильник, который Евгеньев притащил перед отбоем к нам в палатку (видимо, ушлый Бугор спихнул его молодому напарнику), и разбудил всю «Корову». Ужасный звук давил всем на нервы без жалости и пощады, а Блондину хоть бы хны! «Ещё и не торопится его выключать, гад ползучий!» – приходили мне на ум одни ругательства.
- Да, выруби ты его, наконец!? – рыкнул я недовольно.
- Сейчас, сейчас! – спросонья забормотал Блондин, шаря рукой в поисках будильника. Вытащил его из-под мягких вещей, отчего звонок стал просто невыносимым.
- Твою мать! – выругался Денис от души.
Мерзкий звонок тут же прекратился, будто только и ждал этой команды.
- Давно бы так… – с облегчением вздохнула Алёна, непонятно, что имея в виду.
Началась возня у правого выхода.
- Олег, ты уже всех достал! Давай шустрее! – нервно прошипел Витя.
Евгеньев молча покинул палатку и закрыл за собой вход. Сон улетучился. Я прислушивался к внешним звукам. Слышал, как Блондин будил Бугорского, как они оба начали готовить завтрак, переговариваясь вполголоса. Чуткий слух улавливал ритмичные качки насоса в примусах, а чуть позже и едва уловимый размеренный гул пламени разогретых горелок. Внезапно поймал себя на мысли, что неплохо было бы принять завтрак в постель. Шальная мысль мгновенно подняла настроение. Я живо представил, как Бугор приносит мне кашу, услужливо предлагая отведать, и непроизвольно прыснул в кулак.
- Юра, ты чего смехом давишься? – приглушённо спросил Витя.
- Да так, ничего, – ответил я шёпотом, мне было стыдно признаться в своих мыслях, ведь потом засмеют.
- Смех без причины – признак дурачины! – сказала Алёна с упрёком.
- Давай рассказывай, Юра, вместе поржём! – подал голос Денис.
В палатке никто не спал, и все ждали от меня чего-то смешного. Я поднял голову и огляделся. В утреннем полумраке на меня с нескрываемым интересом смотрели три пары глаз. Друзья нетерпеливо ждали забавного рассказа. Моё молчание их разочаровывало. Выражение лиц менялось стремительно. Щедрую поощрительную улыбку на устах сменила кислая усмешка. «Видели б они себя со стороны. Такие лица нужно снимать на фотокамеру. Жаль, что я не фотограф», – подумалось мне.
«Фотограф!» – пронзила мозг спасительная мысль. На память пришла свежая байка, услышанная мной на каникулах.
- Да смешную байку вдруг вспомнил, – начал я, как бы неохотно. – Правда, тётка божилась, что эта история была на самом деле…
- Давай, рассказывай! – оживилась Алёнка.
Денис и Витя тоже сменили гнев на милость и щедро распахнули уши. Я расплылся в улыбке и принялся ублажать товарищей своим словоблудием:
- Задумались как-то бабки о смерти и стали готовиться к приходу костлявой, чтобы встретить её во всеоружии. Каждая приготовила себе «смертный наряд», саван, венчик, образок, свечи. Одна даже гроб заказала по своему вкусу и отвела для него место в сарае. Гроб получился всем на зависть! Во-о-от… – я хитро улыбнулся и сделал артистическую паузу.
- Ну, не томи! – заёрзала на месте Алёнка. – Давай дальше!
- И захотелось бабке узнать, как она будет выглядеть в гробу. Вдруг чего-то не учла? Позориться и после смерти не хотелось. Поделилась она своей мечтой с подругами. А те её возьми и поддержи! Облачилась бабка в посмертные одежды и улеглась в гроб, а подружки укрыли её саваном, положили венчик на лоб, вложили в руку листок с молитвами. Бабка для достоверности прикрыла глаза и, разумеется, не видит ничего… Ну, как же так? Ради чего старались? Пришлось срочно послать за фотографом. Представляете! Приходит фотограф на похороны, видит, в общем-то, привычную картину: в гробу лежит покойница, а рядом бабки горюют на стульях. Сделал он несколько снимков и уже собрался уходить, как вдруг слышит старческий голос: «А фотокарточки когда будут готовы?» Оборачивается, а «покойница» встаёт из гроба и к нему руки тянет. Бедняга отшатнулся, побледнел и сполз по косяку на пол. Его ж не предупредили, что это всего лишь репетиция!
Последние мои слова утонули в гомерическом хохоте.
- Бедный фотограф! – сотрясалась Алёнка.
- Так и помереть со страху можно! – держался за живот Денис.
- Говорят, едва откачали! – добавил я, довольный произведённым эффектом.
В палатку заглянул Блондин.
- Я припёрся к вам с приветом, рассказать, что солнце встало! – выпалил он с самодовольным видом. – Весело тут у вас. Чего ржёте?
- Да Юра байки рассказывает! – объяснил Витя, сверкнув зубами. – Ты же разбудил, вот мы и не спим!
- Тогда вылезайте! Каша уже готова! Будете первыми! – заговорщицки посоветовал Блондин.
- Реабилитироваться хочешь? – поддел его Денис. – Правильно!
- Пойдём! Олег дело говорит! – предложил я соседям по палатке.
- Пойдём! – согласился Денис.
Мы покинули «Корову» и, захватив столовые приборы, дружной гурьбой отправились на кухню. Утро встретило нас приятной прохладой.
- Вот, «коровяки» дают! – восхитился Бугор. – Как муравьи на запах приползли!
- Давай накладывай, служивый! – Денис протянул дежурному свою посудину.
- Народ, подъём! – заорал Бугор. – Вставайте! А то «коровяки» всю кашу сожрут!
Из командирской палатки выглянул Семён:
- У меня часы отстают что ли? Сколько время?
- Без трёх минут шесть! – ответил Витя.
- Вы что, совсем озверели!? Разбудили нас раньше времени! – вышел из себя Агатов.
- Через три минуты к пустым котлам придёшь! – захохотал Бугор. – Видал, как меня окружили!? Еле отбиваюсь!
Бугор стал дурачиться и стучать пустым черпаком по нашим мискам, изображая, как он мужественно отбивается от агрессоров.
- А вам чего не спится? – обратился к нам Семён неласково.
- Будильник к нам подкинули, а потом спрашивают: «Чего не спится?» – съязвила Алёнка.
- Хороший будильник! – лицо Дяди расцвело в довольной улыбке. – И мёртвого поднимет! Сам выбирал!
- Понятно! – рассмеялся Денис. – Какой хозяин, такой и будильник!
- Ладно, будем вставать. Янис! Коля! Подъём! – скомандовал Дядя, пропустив реплику Дениса мимо ушей.
В тандеме началось брожение. Низкие скаты палаток то и дело оттопыривались, принимая формы голов и других частей тела обитателей.
- Лёха, давай накладывай! – торопил Сафонов Бугорского. – Чего ты тянешь?
- Или отдай поварёшку Олегу! – предложила альтернативу Алёна.
- Не суетитесь! Каша должна настояться! – Бугор нагло ухмылялся, испытывая наше ангельское терпение.
- Давай черпак сюда! – решительно потребовал Блондин.
- Долой его с кухни! – подлил я масло в огонь страстей.
Мы окружили Бугорского со всех сторон.
- Тихо! Тихо! Чего вы так разволновались? – пошёл на попятную Бугор. – Давайте ваши миски!
- Давно бы так! – недобро проворчал Денис и сунул ему посуду под нос, закрепляя наш успех.
Бугор обслуживал нас по очереди, наполняя миски дымящейся овсяной кашей, и мы удовлетворённо отходили от кашевара. На кухне появились товарищи из тандема и присоединились к утренней трапезе. Последним пришёл Красинс и попросил Алексея положить ему полпорции.
- Янис, как ты себя чувствуешь? – участливо спросила Регина.
- Спасибо! Получше! – бодрился Янис.
Семён что-то шепнул Регине на ухо. Та согласно кивнула головой и обратилась к Красинсу:
- Янис, мы после завтрака пойдём на заброску, а ты оставайся в лагере на хозяйстве! Приготовишь нам обед! Хорошо?
- Как скажешь! – не без удовольствия согласился Красинс.
- Народ! Ещё каша осталась! – объявил Бугор, отходя от автоклава с полной миской. – Кто хочет добавки? Налетай!
- Я хочу! – просиял Николай.
- Ты же ещё только начал?! – изумился Бугор.
- Не волнуйся, я мигом управлюсь! – Викторов подтвердил свои слова наращиванием оборотов ложкой. Она крутилась в его руке, как пропеллер.
- Коля, смотри не подавись! – прослезилась от смеха Алёна.
- Мимо рта не промахнись! – куражился Олег.
Все с восторгом наблюдали, как стремительно исчезает каша в Колиной лоханке. Покончив с содержимым своей миски, Викторов подошёл к автоклаву и снял крышку:
- Да тут совсем немного! Никто больше добавки не желает? – С надеждой в голосе спросил Николай. Ответа не последовало, и Коля удовлетворённо добавил, – ну, как хотите!
Избавив себя от угрызений совести, Викторов с чувством исполненного долга подчищал стенки и дно автоклава.
- Коля, ловко у тебя получается! Может, и помоешь заодно?! – глумился Блондин.
Николай на секунду оторвался от любимого занятия и сложил фигуру из трёх пальцев, в просторечии называемую кукиш. Смачно плюнул на него и резко вытянул руку в сторону Блондина, красноречиво поясняя свою позицию по данному вопросу не совсем приличным жестом.
- Коля, ты же интеллигентный человек с высшим образованием, а уподобляешься несмышлёному студенту! – рассмеялась Регина.
Викторов сразу понял, что этот камень не в его огород и добродушно захохотал.
- Юра, нас тут обижают! – громко взбунтовался Олег, ища у меня поддержки.
- Почему нас? Я студент вполне смышлёный! – ответил я невозмутимо.
- Правильно, Юра! – перешёл в атаку Николай. – У нас только один студент с неокрепшим умом, на которого горный воздух действует разлагающе.
Коля не назвал имени, но все разом посмотрели на Евгеньева. Блондин неожиданно для самого себя оказался в эпицентре дружеских насмешек. Как говорится, не рой другому яму…
- Что за грязные инсинуации! – поморщился Олег, досадуя от нездорового интереса общественности к своей персоне. – Опорочили кристально чистого, порядочного человека! Можно сказать, смешали самородок с дерьмом. Как вам не стыдно?
Словоблудие Блондина поднимало настроение и смешило всю компанию.

***

После завтрака все, кроме Яниса, стали собирать рюкзаки. Состав заброски был определён ещё с вечера. Снаряженец Денис разбросал нагрузку на девять человек и сообщил, кому что брать. После завершения укладки я приподнял свою ношу, оценивая тяжесть груза:
- Это ж совсем другое дело, не то, что вчера! – поделился я радостно своими ощущениями.
- Теперича не то, что давеча! – с ухмылкой передразнил меня Блондин.
- Как говорят в Одессе, это две большие разницы! – Семён продемонстрировал почтенной публике белизну зубов в широкой улыбке.
- Это точно! – восторженно подтвердила Алёна. – После вчерашнего этот рюкзачок просто сказка.
Стоянку покинули в восемь часов. Шли, не растягиваясь, по отчётливой тропе на правом берегу реки Ташкаров, постепенно набирая высоту. Первым шагал Семён. Замыкал движение Бугор. Группа то приближалась к реке, то удалялась от неё. Через пятьдесят минут сделали десятиминутный привал и продолжили движение.
Ущелье изгибалось на восток, и мы поднимались навстречу солнцу. Тропа довольно круто взбиралась по моренным отложениям, затем стала спускаться к реке. Прошли мелкий галечник, луковые лужайки, а впереди ждал очередной участок с крутым набором высоты. Вскоре потребовалось перейти на левый берег. Перепрыгнули речку по камням и остановились передохнуть. Переправиться, не замочив ног, не удалось, поэтому выливали воду из ботинок, выжимали носки.
Далее двигались по фрагментам троп левого берега, быстро набирая высоту. После одиннадцати часов начали присматривать место для заброски. Ближе к двенадцати нашли подходящее место и спрятали заброску в крупных, приметных издалека камнях. Дабы грызунам неповадно было, оросили почву вокруг керосином.
- Хорошо запомните это место! – наставлял нас Дядя. – Придём сюда с другой стороны.
Все ещё раз осмотрели площадку, уделяя особое внимание ориентирам.
- Ну, всё! Пора возвращаться! – требовательно сказала Регина. – Уже первый час.
Солнце стояло в зените, но скрывалось за облаками, смягчающими полуденный зной. Мы спускались налегке по знакомому маршруту и быстро дошли до переправы. Воды заметно прибавилось. Сходу перепрыгнули речку по едва выступающим из воды мокрым камням, уже не заботясь о сухости ног. Снова сняли обувь, освободили её от воды и отжали носки. Далее бежали вниз до самого лагеря, нигде не останавливаясь.
Янис встретил путников горячим обедом, как радушный хозяин:
- Заждался я вас! Давайте быстрее к столу! Сварил лапшу ещё час назад, а вас всё нет и нет! Уже волноваться начал. Как увидел вас на горизонте – поставил разогреваться!
- Замечательно! – обрадовался Семён. – Народ как раз аппетит нагулял!
- Аромат-то какой! – зажмурившись, втянул ноздрями воздух Николай. – Слюной захлебнуться можно!
- Ты только нас своими слюнями не забрызгай, пожалуйста! – подначил Колю Блондин. – А то уже на ботинки капают.
У Викторова не было желания «бодаться» с Блондином на пустой желудок. Он в мгновение ока достал столовые принадлежности и первым прибыл на раздачу. Его примеру последовали остальные. Янис, не в силах отказать своему соседу и напарнику, положил Коле сверх нормы.
- Куда так много! – ужаснулся Бугор, пристроившийся за Николаем.
- Не волнуйся, всем хватит! – успокоил Янис. – Я ему от своей порции отстегнул. Мне много не надо.
- Да этого проглота сколько ни корми, ему всё мало, – в сердцах высказался Алексей, забавно шевеля усами, – только добро на говно переводит.
- Лёша, здесь дамы! – с укором сказал Янис.
Бугор испуганно оглянулся и встретил гневный взгляд Регины.
- Пардон, мадам! Не заметил! – извинился Бугорский.
- Эх, Лёша, Лёша! – покачала головой Регина.
- Чем выше мы поднимаемся – тем ниже опускаемся! – попытался свести на шутку свою выходку Бугор.
- Ах, вот как?! Значит, всё ещё впереди! Скоро ты материться начнёшь?! – встревожилась Шредер.
- Регинушка, ну извини! Сорвалось! – оправдывался Алексей.
Витя, стоящий в очереди за Бугорским, не выдержал и попытался подсунуть свою миску Красинсу.
- Янис, положи мне, а то Бугра не дождёшься!
- Куда без очереди! – мгновенно среагировал Алексей. – Ну и молодёжь! Так и норовят без обеда оставить. Никакого уважения к старшим! Янис, накладывай мне!
Красинс был приятно удивлён внезапно возникшим ажиотажем и довольно улыбался, наполняя миски дымящейся лапшой. Получив свою порцию, я присел на «пендаль» рядом с Виктором.
- Витя, сегодня вечером мы на дежурство заступаем. Надо проследить, чтобы котлы помыли. Не поймёшь, кто сейчас дежурит, – поделился я своими мыслями с напарником. Виктор согласно кивнул головой.
Мои опасения оказались небеспочвенными. После обеда все разошлись, забыв про котлы, случайно, разумеется. Бродячий народ свернул лагерь и начал укладывать рюкзаки. Денис уже собирался сложить в автоклав свои хрупкие вещи, нуждающиеся в надёжной защите, и, не поверив своим глазам, громогласно вопросил:
- А почему автоклав грязный? – заглянув в стоящий неподалёку котёл, он ошалел ещё больше, – и котёл тоже!
- Дежурные, почему котлы не помыли!? – строго спросила Регина.
- Извините за назойливость, а кто дежурный? – переспросил я лукаво.
- Как это кто? – тут же встрял Блондин. – Яниса назначили, все слышали.
Красинс вопросительно посмотрел на Регину и недоумённо возразил:
- Я думал, мне только обед за дежурных нужно приготовить!
- Правильно думал! – подтвердила Регина. – А ты, Олег, не передёргивай! Я ваше дежурство не отменяла!
- Ну, вот… – недовольно проворчал Блондин, не торопясь исполнять свои обязанности.
Алексей оказался расторопнее. Пока Евгеньев раздумывал, как отвертеться, Бугорский схватил котёл с остатками чая и отправился к речке.
- Я котёл помою, а за тобой автоклав! – бросил он на ходу Олегу.
- Э-э! Стой! Я после завтрака все котлы помыл! – заорал Блондин, поняв, что его одурачили. На дне автоклава прилипла подгоревшая лапша, которую отмыть было не так-то просто.
- А я готовил кашу! Так что мы в расчёте! – отозвался Бугор, удаляясь.
Делать было нечего. Олег забрал автоклав и поплёлся за Алексеем к реке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ: http://www.proza.ru/2016/10/11/576