Честь по заслугам. глава 10

Петр Чванов
Глава 10.
«Сейте разумное, доброе, вечное!»

Прошло 7 лет с той поры, как Алексей первый раз был назначен на должность капитана 2 ранга. Семь долгих лет морских походов, выполнения «интернационального долга» в горячих точках планеты и треволнений, связанных с обучением и воспитанием матросов, курсантов, старшин и офицеров. И вот он снова «вернулся на круги своя».

Многие его однокашники стали уже адмиралами, командирами атомных подводных ракетоносцев или занимают высокие посты в штабах флотов. Алексей в душе не был ни карьеристом, ни выскочкой. Однако он часто ощущал чувство какой-то ущербности, встречаясь со своими везучими однокашниками.

Перевод Алексея на должность старшего преподавателя совпал с изменением расчасовки. Старые офицеры-преподаватели получили свою нагрузку каждый по своей специальности ещё летом, а Алексею остались «хвосты». Вот и пришлось ему принимать боевое крещение, получив по одной группе курсантов, но по разным предметам: организация партийно-политической работы на кораблях; история военно-морского искусства; защита от оружия массового поражения; ракетное оружие; артиллерийское оружие, противолодочное оружие и ни одного часа по его родной минно-торпедной специальности. Но и этих «хвостов» не хватило.
 
Немножко подумав,начальник учебной части цикла, капитан 2 ранга М.М.Астахов, предложил:
– Трофимыч, ведь ты же много лет командовал кораблями 4 ранга, а у нас нет специалиста по теории приготовления пищи. Насколько мне известно, командиры малых кораблей вплотную занимались этими проблемами. Давай-ка я тебя догружу ещё и этим предметом.

Пришлось боевому офицеру читать ещё и "теорию приготовления пищи".
– Ну как Ваши успехи на кулинарном поприще? – ехидно спрашивала его Боева Ольга Захаровна, второй преподаватель по теории приготовления пищи. Когда придете учить наших преподавателей готовить флотские блюда?
Иногда, увидев Алексея в компании командиров рот, с которыми он не терял связи, она щебетала:
– Сегодня на практическом занятии мы будем готовить пирожки с капустой. А вы какие блюда культивируете у себя на цикле? Алексей отшучивался и уходил.
 
На первый же урок в аудиторию заглянул Коля Суханов и тут же удалился. Когда Алексей пришёл в преподавательскую, он увидел за кафедрой майора Суханова Н.М. с повязкой дежурного по циклу на рукаве. Он покрикивал на офицеров.
– Товарищи офицеры, прошу побыстрее занять свои места. Офицеры недоуменно поглядывали друг на друга.

Когда все заняли свои места, он произнес:
– Сейчас командир БПК, боевой офицер российского флота, капитан почти второго ранга Рындин, прочитает вам лекцию на тему: «Хлеб и хлебобулочные изделия».
Он, как известный юморист Аркадий Райкин, крутнулся на одной ножке и, водрузив на нос огромные черные очки, продолжил, слегка гнусавя:
– Дорогие товарищи, хлебобулочные изделия занимают важное место в жизни советского человека. Хлебобулочные изделия делятся на хлеб и булки. Лекция закончена. Благодарю за внимание! – с пафосом закончил он.

Вскоре за той знаменитой лекцией последовал открытый урок. Это одна из форм контроля уровня подготовки преподавателя и одновременно его учебы.
– Алексей Трофимович, завтра у тебя открытый урок, – напомнил ему накануне лекции начальник учебной части капитан 2 ранга М.М Астахов. Будут присутствовать все офицеры цикла и, может быть, начальник училища, готовься как следует.
– А я всегда готовлюсь как следует, – отпарировал тот.

И на кораблях, и в частях, в которых ему приходилось служить, Алексей считался одним из лучших преподавателей как по боевой, так и по политической подготовке. Поэтому он был спокоен. Ведь не зря же при всех проверках вышестоящими штабами все начальники и политработники старались привести проверяющих именно в его группу.

Правда, тема была трудная и абсолютно ему незнакомая: «Организация постановки минных заграждений надводными кораблями», но он считал, что справится с ней достойно. Немножко беспокоило и присутствие на лекции капитана 2 ранга Батаева В.И., прослужившего много лет на тральщиках и несколько ревниво отнесшегося к назначению Алексея старшим преподавателем сразу же с командира роты, минуя должность преподавателя.

Открытый урок должен был проходить на первой паре. Для читающего лекцию это удобно тем, что голова ещё не забита множеством забот, да и проверяющие с утра не всегда могут быть свободны. Однако все проверяющие прибыли во время, заняли свои места и приготовились писать. Не было только Геннадия Александровича, начальника училища.

 Ничуть не волнуясь, Алексей провел официальную часть урока, вступительную, основную и заключительную. Казалось, все шло прекрасно, даже было немного любопытно, ну что можно писать во время такой прекрасной лекции? Лекция закончена. После небольшого перерыва все преподаватели собрались в свободной аудитории, и началось «избиение младенца». При этом меньше всего замечаний выдал Батаев В.И. Ему даже понравилось, что офицер, который никогда не служил на тральщиках, так четко и грамотно преподнес курсантам материал. Это, пожалуй, и была единственная похвала, а потом замечания посыпались, как из рога изобилия, и все по существу.
– 19 замечаний с таким стажем службы, пожалуй, многовато, – сделал свои выводы Михаил Макарович. – Думаю, на первый раз поставим ему «удочку». Офицеры засмеялись.
– Кто за то, чтобы капитану третьего ранга Рындину поставить за открытое занятие «удовлетворительно», прошу голосовать. Все дружно проголосовали
– Все свободны, а Алексей Трофимовичу остаться,– продолжил начальник учебной части и вывалил ещё с десяток замечаний, когда они остались одни.

Одним и тем же приказом главкома ВМФ на должность старшего преподавателя был назначен и капитан 3 ранга Гаркушенко В.П. Вскоре на плечах Валентина Павловича заслуженно засветились новенькие погоны капитана 2 ранга. Фамилии Рындина в этом приказе о присвоении очередного воинского звания почему-то не было.
– Михаил Макарович, как прикажете это понимать? – обратился Алексей к своему непосредственному начальнику.
– Идите с этим вопросом к Петру Васильевичу, – дипломатично ответил тот.
– А нельзя ли без дипломатии? – сердито заметил Рындин. – Ведь Вы же мой непосредственный начальник.
– Ваш непосредственный начальник Гусев, а я Ваш начальник по учебной работе.
– Капитан 2 ранга Гаркушенко уже три года преподает, а Вы только пришли на новую должность, – ничуть не смущаясь, ответил ему капитан 1 ранга Гусев П.В., когда он обратился к нему с тем же вопросом.
– А до того я служил на Марсе? – зло спросил Алексей. – Или Вы не знаете случаев, когда офицерам, назначенным на должность совершенно из других частей, присваивают звания одним приказом с назначением на должность.
– Так то особые случаи, – усмехнулся Петр Васильевич. – Ведь Вы же не особа, приближенная к императору.
– Если бы я был «особой приближенной к императору» я бы сейчас с Вами вообще не разговаривал, – всё также резко сказал Рындин.
– Ладно не кипятись! – примирительно сказал Гусев. – Я подумаю.
Ровно через месяц старший преподаватель «около всяческих» наук Рындин обмывал долгожданную звезду в баре, который неутомимый Николай Михайлович окрестил «Рыголетто».

Служба на военно-морском цикле значительно отличалась от службы в ОРСО. Если львиная доля личного времени офицеров ОРСО съедалась заботами о подчиненных, то офицеры цикла имели достаточно времени и для работы над собой и для совершенствования своего преподавательского мастерства. А самое главное с души каждого преподавателя снимался тяжелейший груз постоянной ответственности за других.

Каждый офицер цикла имел свой кабинет, но находился в нем, как правило, только во время занятий, либо во время работы над совершенствованием макетов, плакатов и действующих моделей. Остальное свободное от занятий время преподаватели находились в преподавательской, упорно работая над совершенствованием учебно-методических пособий.

Начальник учебной части Астахов Михаил Макарович был по натуре человеком мягким и интеллигентным. Он никогда не повышал голоса и не пользовался не только матом, который в то время снова начал культивироваться на флоте, но даже избегал крепких эпитетов. За эту интеллигентность и курсанты, и некоторые офицеры между собой называли его «классной дамой».

Конечно это могли позволить себе только те, кто не знал его ближе. “Арреаrance is deceptive” говорят англичане (внешность обманчива). Пятнадцать лет в должности штурмана и начальника штаба соединения кораблей сделали его педантичным и бескомпромиссным. Он въедливо изучал каждую бумажку, вышедшую из-под пера офицера и заставлял её переделывать, если ему что-то не нравилось.
Алексей потом не раз вспоминал с благодарностью эту въедливость Астахова. Она заставила его если не полюбить, то хотя бы смириться с необходимостью с почтением относиться к учебно-методическим пособиям.

Урок, полученный им на открытом занятии, не прошёл даром. Вскоре на военно-морской цикл нагрянула комиссия из Москвы. Не успел Алексей начать занятие по минно-торпедному оружию, как дверь аудитории распахнулась. Вошли два капитана 1 ранга. Одного из них Алексей уже знал. Это был Иван Иванович Василюшкин, старший инспектор управления Министерства Морского флота по военно-морской подготовке. Вторым был капитан 1 ранга Стариков Герман Николаевич, представитель Главного штаба ВМФ СССР. Оба они входили в состав совместной комиссии Министерства Обороны и ММФ, которая приехала с внезапной проверкой училища
Как положено по уставу Алексей скомандовал «смирно!» и пошёл навстречу Василюшкину.
– Докладывай капитану 1 ранга Старикову! – махнул рукой Иван Иванович. – Он твой проверяющий. Смотри не подведи училище!

С этими словами капитан 1 ранга И.И. Василюшкин удалился. Рындин прочитал лекцию. Ответил на вопросы курсантов. Проверяющий остался доволен. Алексей получил отличную оценку и за качество лекции, и за методику проведения занятий, и за материально-техническое обеспечение занятия. К концу занятий в аудиторию вошли начальник цикла капитан 1 ранга Гусев и капитан 1 ранга Василюшкин.
– Вы сегодня с машиной? – поинтересовался Петр Васильевич, предварительно поблагодарив Рындина за отличное проведение лекции.
– Так точно, – весело доложил Алексей. Он недавно купил новые «Жигули» и не на один день не расставался с ними. Управление автомобилем доставляло ему истинное наслаждение.
– Тогда я попрошу Вас доставить членов комиссии в Высшую мореходку, – продолжил начальник цикла. Алексей с радостью согласился. Оба члена комиссии уселись на заднее сидение автомобиля и начали оживленно обсуждать перемены, которые им удалось увидеть во внешнем облике Одессы.

Алексей внимательно наблюдал за постоянно меняющейся ситуацией вокруг машины, стремительно несущейся по улице. Проехали улицу Петра Великого, перед величественным зданием кирхи повернули на улицу Старо-Портофранковскую и только начали поворачивать на улицу Дидрихсона, на которой располагалось Высшее мореходное училище, как Иван Иванович заметил:
– Командир, по-моему в салоне сильно пахнет бензином.
 Много лет тому назад Алексею сломали перегородку носа и он практически запахов не ощущал.
– Наверное занесло с улицы, – уповая на то, что недавно он прошел тщательный техосмотр, уверенно ответил водитель.

Вдруг из под капота повалил дым и мотор заглох. Антон рванул ручку замка двери и выскочил из машины. Он поднял капот и отпрянул в сторону. Под капотом плясали языки пламени.
– Всем покинуть машину! – закричал Алексей, срывая с себя новенькое форменное пальто. Он сложил пальто вчетверо, закрыл им пламя, плотно прижал капот и лишь потом побежал открывать багажник, чтобы вытащить оттуда огнетушитель. Оба члена комиссии спокойно сидели на своих местах. Они только на всякий случай открыли обе задние дверцы.

Пока Алексей доставал огнетушитель и вернулся к передней части машины, пожар уже прекратился.
– Ну что, мы дальше поедем? – как ни в чем не бывало спросил Иван Иванович. Ничего не отвечая, Алексей вытащил из под капота пальто. Он сразу понял в чем дело. Мастер на станции техобслуживания плохо зажал хомут шланга, через который бензин поступает в карбюратор, и тот соскочил с патрубка. Алексей поставил шланг на место, затянул его, забросил вконец испорченное пальто и огнетушитель в багажник, и доставил пассажиров до места.
– Так что же там было? – спросил капитан 1 ранга Г.Н.Стариков, выходя из машины. Алексей объяснил.
– А почему Вы сразу не воспользовались огнетушителем? – поинтересовался он.
– Пока я бы достал огнетушитель, пожар мог бы распространиться дальше и тогда бы и пальто не помогло. Офицеры поблагодарили водителя и отравились в вестибюль «Вышки», где их уже ожидал дежурный по училищу.