Орех для родины

Валентина Заграничная
Мы сидели на заднем сиденье тесной маршрутки, ехавшей из Борисполя. Было тихо, мотор автобуса не такой громкий, как самолёта. После полёта никому не хотелось  разговаривать, мысли заняты тем, что ожидает нас уже на земле: успеть бы на автобус, поезд,  вообще добраться домой. Почему-то думаешь, что все возвращаются домой. А, может, так же, как и я – домой в гости? Странное чувство  - ехать домой в гости. Раздвоенность, неуверенность...
Рядом со мной сидела женщина. Моложе меня, плотной «конструкции». И на  ней была надета юбка, не брюки Я всегда замечаю, во что одеты женщины. Разговаривать не хотелось, но моё внимание  привлёк кулёк  на её коленях. Время от времени она заглядывала туда, отворачивала края пакета, и оттуда выглядывало какое-то странное растение (сначала я даже не поняла, что это растение): листья большие, помятые так, что потеряли естественный зелёный цвет и выглядели, как грязно-серые тряпки. Женщина бережно разглаживала их, и мне казалось, что она им даже что-то шептала. Это выглядело так умилительно, что  я не выдержала и спросила:
- Что это у вас?
- Орех.
- Орех? – я ожидала услышать название какого-то экзотического растения.- Что за орех?
- Грецкий. Грецкий орех. Я выращиваю его в цветочном горшке, а потом высаживаю в землю. Уже 6 штук посадила. Большие уже.
- А разве нельзя просто в землю бросить орех? Он же  тоже вырастет!
- Нет. Столько раз пробовала, не получается.  Не всходят.
- Откуда же вы его везёте? Листья все помялись.
- Из Мурманска. Живу я там. А здесь у меня остался родительский дом. На Житомирщине.
Говорила она по-русски, но чувствовался едва уловимый украинский акцент. На Житомирщине... Везёт из Мурманска в цветочном горшке самолётом саженец грецкого ореха...Пересадка в Москве, всевозможные контроли, нужно объяснять, что это, зачем, куда... Усадьба, оставшаяся от родителей. Большой дом в уже пустующей украинской деревне. Большой кирпичный дом. Конечно же, есть и «летняя кухня», такая привычная постройка  в наших дворах. Есть даже баня... Никто уже не живёт там, только огромные орехи растут. А раньше кипела жизнь, как и везде: школа, подружки, брат, родители, родственники... Пришло время начинать взрослую жизнь, поехала учиться в Мурманск. Вышла замуж, родила детей. И каждый год – поездка на родину. Как радостны были встречи! Опять подруги,  семья брата, родители, соседи – всё обсуждалось, всему радовались. И главное было – чувство дома, родины. В дальнейшем, уже когда дети выросли (один сын остался в Мурманске, другой живёт теперь в Москве), всё равно  в отпуск, каждый год, все съезжались на Житомирщину,  собирались в родительском доме. Жизнь шла дальше, один за другим ушли родители, многие друзья и родственники выехали в город, деревня опустела, но родительская усадьба живёт, одиноко и плохо ухоженная, орехи растут, и каждый год  сюда приезжает дочь своих родителей, летит из Мурманска, делает пересадку в Москве, летит на Киев, оттуда уже  едет поездом до Житомира, далее автобусом  до поворота в своё родное село, идёт пешком от трассы 5 км к своему родительскому дому и несёт в цветочном горшке очередной саженец грецкого ореха...

                ********
Моя немецкая соседка сказала как-то: у русских очень развито чувство дома.  Европейцам не свойственно это. Они часто, без всякого сожаления и тоски по дому, переезжают из города в город, из дома в дом, не имея  никакой привязанности. А у нас навсегда остаются чувства и воспоминания, дух родительского дома..