III. 4. 8. Сенека

Евгений Говсиевич
III.4.8. Сенека

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Сенека Луций Анней (Др. Рим,  4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – философ-стоик, оратор, политический деятель, писатель, оказавший большое влияние на формирование христианства.

Воспитатель Нерона. В течение 14 лет он оставался при императорском дворе и почти 8 лет направлял императорскую политику. Его отец – Сенека-старший был известным ритором. У него была феноменальная память: он мог повторить после одного прослушивания две тысячи имён в том же порядке или двести стихов в обратном порядке. Именно он, согласно «Деяниям апостолов», будучи проконсулом, отказался судить апостола Павла.

Сенека был последователем стоической школы философии, его интересовали проблемы добродетели и нравственного усовершенствования, обуздания страстей, презрения к смерти и богатству. Им написано множество трактатов, в том числе: «Утешение к Полибию»; «О счастливой жизни»; «О спокойствии души»; «О краткости жизни»; «О гневе»; «О милосердии»; «О стойкости мудреца»;  «Изыскания о природе»; «О благодеяниях» и др.
Работой, подводящей итог его философским занятиям, были  «Нравственные письма к Луцилию» (124 письма), в которых Сенека почти полностью ограничивается областью этики, разработанной им со скрупулёзной полнотой. Из мозаики писем слагается система стоической этики. В этих письмах содержится программа нравственного самосовершенствования, равно предназначенная как для адресата, так и для отправителя. Цель этой программы – «блаженная жизнь» («Эвдемонизм»), т. е. состояние полной независимости от внешних обстоятельств. Только мудрец достигает «блаженной жизни». Для достижения добродетели необходимо не ограничивать страсти, как учат перепатетики, а совершенно искоренять их.

Основная идея писем Сенеки – обращение Луцилия, под именем которого понимается каждый читатель, в стоическую веру. Среди благодеяний, которые человек может оказать человеку, Сенека мыслит величайшим одно: если мудрый или дальше ушедший по пути к мудрости обратит неразумного к философии и поведёт его вслед за собой к «блаженной жизни».

Сенека ввел в учение стоицизма понятие совести как осознанной разумом и в то же время пережитой чувством нравственной нормы.

Сенека придерживался пантеистических взглядов: «Не может быть природы без Бога и Бога без природы». Он уверен, что в жизни ничего нельзя изменить, кроме самого отношения к ней. Цель жизни – воспитание абсолютной невозмутимости. Счастье состоит в отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

Сенека сформулировал золотое правило: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Разделяет мудрость, т. е. философию и знание. Знание – это то, что делает человека учёнее, но не лучше.

Сенека утверждал, что самое важное, что есть у человека – это Время, которое нужно беречь. Считая, что жизнь философа должна быть примером и выражением его философских взглядов, сам Сенека различными путями нажил огромное состояние (за что заслужил всеобщие нарекания), хотя и  учил, что счастье – не в богатстве.

Сенеке принадлежат также десять трагедий, написанных на сюжеты древнегреческой мифологии, в которых он остаётся философом-моралистом.

В 62 г. Сенека ушёл в отставку. По обвинению в заговоре (по приказанию Нерона) был вынужден совершить самоубийство (см. Введение  – Стоическая школа).

"Век живи – век учись тому, как следует жить".

"Знание – это то, что делает человека ученее, но не лучше".

"Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить".

"Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни".

"Обучая – учусь".

"Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями".

"Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом".

"Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце".

"Не бывало великого ума без примеси безумия".

"Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать всех подряд".

"Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание".

"Только малая печаль говорит, большая безмолвна".               

"Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима".

"Для чего я приобретаю друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнание, за чью жизнь бороться и отдать жизнь".

"Дружба кончается там, где начинается недоверие".

"Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри".

"До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть".

"Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла".

"Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат".

"Золото пробуют огнем, женщину – золотом, мужчину – женщиной".

"Избыток пищи мешает тонкости ума".

"Каждому делу – свое время".

"Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого".

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше".

"Порицание со стороны дурных людей – та же похвала".

"С кем поведешься, от того и наберешься".

"Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения".

"Что естественно, то не постыдно".

"Три вещи, которых надо избегать: ненависти, зависти и презрения".

"Только тот достоин бога, кто презрел богатства".

"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде".

"Любителям выпить милее всего последняя чаша, от которой они идут ко дну и которая довершает опьянение".

"С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что хмель вредит здравому уму и ожесточает его".

"Надо ждать удачи, но готовиться к бедам".

Фото из интернета