Дочь Спящего. ч32

Ольга Шуракова
по мотивам цикла романов российского писателя Вадима Панова «Тайный город»
(публикуется с разрешения В.Панова)

Цитадель, штаб-квартира Великого Дома Навь
Москва, Ленинградский проспект,
2 июля, суббота, 00:02

Ольга посмотрела на часы. Стрелочки замерли почти посередине. «Полночь. – выдохнула она и огляделась по сторонам. – Где же ты?..» Именно в этот миг комиссар переступил порог комнаты.
- Санти! – девушка вскочила с кровати. Вскочила и запнулась на полушаге, на полу вздохе. – Санти. – почти прошептала она.
Мужчина растерянно вгляделся вглубь серо-голубых глаз. Помолчали, изучая друг друга, будто не виделись тысячу лет.
- У тебя получилось. – то ли спросил, то ли констатировал мужчина, едва слышно произнося фразу на навском. – Как дела? – всё ещё находясь в задумчивости, поинтересовался он.
- Санти. – Дочь Спящего порывисто приблизилась и, обхватив нава за талию, крепко прижала голову к его груди. – Я так соскучилась. Я так… - внезапно она замолчала и Сантьяга понял, что девушка плачет.
Он гладил её волосы, а память о том, что случилось, что никогда не случалось, что могло бы случиться, яркими вспышками озаряла рассудок. Озаряла и затуманивала одновременно, потому как рассудок отказывался принимать чуждую, нелепую информацию. Но часы отсчитывали секунды и с каждой новой из них нелепость утрачивала свои права, превращаясь в обычные, хоть и невозможные, воспоминания. К тому моменту, когда Ольга отстранилась, всё произошедшее с ними в ещё не сбывшемся будущем, гармонично и вполне естественно расположилось в памяти нава.
- Тебе удалось повернуть время вспять. – грустно улыбнулся комиссар.
- Ты не рад?
Мужчина слегка качнул головой.
- Конечно, рад. Просто всё это ещё не стало моей действительностью. – он вскинул взгляд на девушку. – Я помню то, чего никогда не было, но… Кто ещё?..
- Я, ты, Ярга, Князь и советники. – Оля устало улыбнулась. – На языке крутится глупейший из вопросов: «как ты тут жил без меня?». Но, я думаю, что со временем мой разум превратит тысячелетие воспоминаний в обычные картинки из альбома памяти.
- Тысячелетие. – Сантьяга буквально выдохнул слово. И вновь оно прозвучало на навском.
Дочь Спящего усмехнулась.
- Ты так потрясён, что говоришь на родном языке. Но мне это нравится. К тому же, я соскучилась по твоему голосу, а нотки навской речи всегда были особенно прелестны. – девушка помолчала. – Да, к слову о твоём удивлении: я провела без тебя восемьсот тире тысячу лет – разучилась за годы вести календарь. Это очень удивительный опыт. И когда никуда не спешишь, ни к чему не стремишься, время становиться вечностью и превращается в мгновение. Вот такой парадокс.
Они сидели молча. Нав смотрел перед собой и ничего не видел. Ольга склонила голову ему на плечо и закрыла глаза.
- Ты ни о чём не спросишь? – тихо, будто просто произнося слова, а не обращаясь к кому-то конкретно, прошелестели девичьи губы.
- Я не могу подобрать главного вопроса, а спросить обо всём, что меня интересует… - комиссар усмехнулся. – Ты нашла то, что искала?
- Если бы я знала, что ищу. – губы Оли расплылись в улыбке. – Ты так и не сумел на меня разозлиться. – девушка потёрлась щекой о белоснежный рукав.
Сантьяга хмыкнул:
- Значит, время, проведённое с тобой, не прошло даром.
***
- Я боюсь. – шепнула она и крепче сжала пальцы нава в своей крохотной руке.
- Во-первых, зря. А во-вторых, не шепчи – у него прекрасный слух.
Они шагнули за порог. Отшагали несколько десятков метров и остановились. Князь сидел в своём кресле. Его лица видно не было, но Ольга знала, что он усмехается. Рядом, метрах в пяти от Повелителя Нави, расположились советники. Их лица тоже были скрыты под капюшонами, но Дочь Спящего не почувствовала привычного презрения.
- Доброй ночи, Князь. – пискнул девичий голосок неожиданно тонко даже для неё самой. Девушка покашляла. – Вы злитесь на меня?
- За тысячелетие утратила свой дар? – насмешливо проскрипел голос иерарха.
- Нет. Но я так этого боюсь, что предпочла бы услышать от Вас.
- Не скрою, что меня озадачил твой эксперимент. И, если бы моя память не хранила подробностей той злополучной битвы, я, пожалуй, пришёл бы в бешенство от твоих безумных развлечений. Но я хорошо помню твои глаза, твои жесты, твои покусывания губ… Я помню то, что для тебя это не было игрой. Это скорее стало смыслом всей твоей сумбурной жизни. Что ты там сказала? «Я не могла иначе»? Судя по тому, что я помню, ты действительно не могла. А потому… - Князь вздохнул. – Вот такая ты сумасшедшая. Что с тобой поделать?
Повисла тишина. Как и всегда в разговорах с Повелителем Нави, она висела долго и была нарушена им самим.
- Но у меня есть несколько вопросов.
- Я отвечу на них, только… - Высший иерарх громко хмыкнул. – Если Вы не злитесь, я могла бы рассчитывать на то, что Вы погладите меня по голове?
Тёмная ладонь вынырнула из длинного рукава балахона и поманила к себе.
Оля сделала несколько широких шагов и, опустившись на пол, положила голову на колени Князю. Он бережно коснулся русых волос.
- Что вы творили с Яргой всё это время? – спустя минут десять негромко проскрежетал Повелитель Тёмного Двора.
- Сначала мы жили в Цитадели. Он втихаря правил миром. Великие Дома существовали сами по себе. Несколько раз они попытались что-то предпринять, но были жестоко наказаны и, в конце концов, занялись обычным: междоусобицами и войнушками друг с дружкой, с людьми. Люды пали первыми. Не все. Но единицы – это уже не великий дом. Чуды тоже изжили себя со временем. Похоже, что если нет стимула стать первым, можешь перестать существовать. – Дочь Спящего пожала плечами. – А, может быть, и Ярга к этому руку приложил. Но мне было не интересно. – девушка помолчала. – Потом мы жили в пустыне. Когда ему надоело править. Мы ничего не делали. Мир существовал сам по себе. Тогда ещё Людь и Чудь были в полном здравии. Но со временем отшельничество нам наскучило. Особенно Ярге. Он решил направить свою энергию и острый ум на творчество. Но так, как Ярга – это Ярга, то сотворил он всемирное государство под своим, естественно, руководством. Тогда-то он и мог навредить как Чудам, так и Людам. А к тому времени я совершенно перестала следить за чужими радостями и печалями. Мы переехали в горы. Свежий воздух, зелень летом, снег зимой – очень уютное место. У него было много дел и виделись мы редко. Я читала, гуляла, наслаждалась природой. – Ольга поднялась на ноги. – Спасибо. – улыбнулась она Князю. – Мне очень не хватало этого. Вы даже снились мне время от времени. В тот момент, когда, казалось бы, его правление привело к наивысшей точке успеха, Ярга вдруг понял, что творить больше в данном русле не желает и, покинув домик в горах, мы удалились в лес, где провели в безделье, размышлениях и разговорах много времени. Он то и дело возвращался в окружение мыслящих существ, я же в те времена совершенно не участвовала в общении с двуногими. Ярга был единственным исключением. Не знаю он ли разрушил творение рук своих или они сами без его власти превратились в варваров с такой скоростью, но через пару сотен лет в мире стало совсем мало жителей. Полагаю, несколько миллионов. Две ядерных войны, ещё какая-то войнушка с использованием новейших технологий. Не знаю… - Оля дёрнула плечами. – К тому времени Чудь и Людь почти не существовали. Масаны, шасы и эрлийцы разбрелись по всей Земле. Единственное, что я сделала – очистила воздух, землю, воду. Мне совершенно не хотелось гнить вместе с остатками человечества в помойной яме. Пару раз у Ярги случались приступы ярости, которые он срывал на остатках выживших. К концу нашего пребывания в будущем Земля была почти пуста в смысле населения. С десяток городков, разбросанных по планете. Мы угробили этот мир всего-то за несколько сотен лет. – Дочь Спящего усмехнулась. – Вам такое даже не снилось. – она помолчала. – А Цитадель осталась стоять. – девичьих губ коснулась светлая улыбка. Она прикрыла глаза. – Он привёз меня в неё, когда ему наскучило всё вокруг. И она была прекрасна, как всегда. Великая, могучая Навь. – девушка обхватила себя руками, продолжая улыбаться.
На этот раз молчали очень долго. Ольга, улыбаясь с закрытыми глазами. Сантьяга, задумавшись и глядя в сторону балкона. Советники, нахмурившись. А Князь, вглядываясь в лицо Дочери Спящего.
- И ты нашла ответы на свои вопросы? – прервал тишину «самый вредный» из советников.
Оля распахнула глаза. Улыбка медленно стёрлась с её лица.
- Я нашла множество ответов. И первый из них ещё в Цитадели в тот роковой для Нави день. Я поняла, что можно простить даже такой ужасный поступок, как всплеск моего необузданного безумия. Вы стали этим ответом. Я поняла, что власть не даёт чувства безопасности, что за деньги не купишь счастья и спокойствия, что умиротворение никак не связано с тишиной и отшельничеством, что любовь бессмертна и не связана напрямую с объектом, на который направлена. Я поняла так много за эти годы. Но понять не значит осознать, не значит суметь воспользоваться. Я получила бесценный опыт, который применим только в тех условиях, в которых приобретён. На данный момент все мои знания – не более, чем фикция. Я просто продолжаю свой путь ровно с того шага, на котором его прервала. И это я осознала. Но Вы же хотите узнать, получила ли я пользу, приняв участие в побоище? Нет. Не получила. И с точки зрения выгоды, я осталась ни с чем.
Снова опустилась тишина. Ни движения, ни вздоха, ни шороха.
- В этой забавной истории не нашлось места одному интересному персонажу. – проскрежетал голос Повелителя Нави.
- Вы об Архангеле? – девичьих губ коснулась лёгкая усмешка. – Он пришёл в тот же день, когда пал Тёмный Двор. Он был поражён и чуть рассержен. Но я была не в настроении, чтобы спорить с ним, а потому предложила херувиму покинуть мир, объяснив, что верну всё на свои места со временем. Он был так удивлён моему безумию, что решил не спорить и, захватив с собой друга, исчез в неизвестном мне направлении.
***
Где-то в Европе,
5 июля, вторник, 22:37
- Доброй ночи.
Нежные нотки в голосе друга теплом отозвались в сердце нава. Он улыбнулся и повернулся к гостье.
- Я скучал. – улыбка стала шире.
- Я тоже.
- Присаживайся. Может быть, выпьешь со мной вина?
Девушка отрицательно качнула головой.
- Как ты?
- Смотря что тебя интересует. – мужчина подмигнул. – Если моё самочувствие, то отлично. Но если ты хочешь знать, строю ли я планы относительно Нави, то… - Ярга развёл руками.
Чёрные глаза окунулись в серо-голубые озёрца. Множество воспоминаний, сменяя друг друга, промчались в голове обоих. И Ольга улыбнулась на мгновение раньше, чем это сделал нав.
- Ты рискнул бы повторить всё снова?
- Я не вижу иных целей. – мужчина хмыкнул. – Посуди сама: я Первый Князь Нави, утративший свою власть и даже возможность со временем эту власть вернуть себе мирным путём. Я сильный маг с исключительными аналитическими способностями, которому в этом мире, полагаясь на, уже приобретённый твоими стараниями, опыт, совершенно некуда применить свои феноменальные способности. Я силён среди чужих, ненужных мне и слаб, среди своих, которым не нужен я.
- Я могла бы вернуть тебя домой. – грустно и тихо предложила Оля.
- Благодарю, но не для этого я покинул чертоги Нави, чтобы вернуться и прозябать в полном одиночестве, пытаясь осмыслить величие или ничтожность бытия. Если я и захочу вернуться домой, то только затем, чтобы там умереть. – Ярга посидел молча, покачивая вино в бокале. Потом подмигнул собеседнице и широко улыбнулся. – Построение плана по захвату Тёмного Двора – увлекательнейшее занятие. Я учту все «за» и «против», которые выплыли в процессе нашего с тобой «мероприятия» и разработаю новые стратегии и тактики.
- Только учти, что некому будет вернуть всё назад, когда ты поймёшь, что снова ошибся. – Дочь Спящего вздохнула.
- В данном случае, к сожалению, любой сценарий захвата Нави приведёт к точке невозврата. – мужчина залпом выпил вино. – Не грусти. Это не твоя вина и даже жизнь не твоя. А я постараюсь не отбирать у тебя того, кто так дорог, что и убить его можешь только ты. – нав громко хохотнул.
Взгляд серо-голубых глаз молнией метнулся в лицо собеседника.
- Ты… - прорычала Ольга.
- Да, ладно тебе. Ты провела в размышлениях тысячу лет, так и не поняв, что убила любимого лишь для того, чтобы этого не сделал я? – Ярга снова рассмеялся.
В девичьих глазах блеснули слёзы.
- Я тешила себя мыслью, что поступила так, дабы научиться принимать потери.
- Наивное самоутешение. Стоило заговорить со мной об этом раньше. Хотя, говорят, никогда не поздно осознать истину. Если интересно моё мнение по данному вопросу, то тебе стоит подумать над тем, что Сантьяга не принадлежит тебе, не принадлежал и никогда не будет принадлежать, а потому контролировать его жизнь, равно как и его смерть не в твоих силах. Бери пример с него: комиссар поддерживает тебя даже тогда, когда ты безумна. И уверяю всё это потому, что он действительно тебя любит, а, стало быть, оставляет право принимать любые решения за тобой. Ему будет больно, если ты уйдёшь, умрёшь, исчезнешь, но убивать тебя он не станет. И мы в этом, кажется, убедились. – нав помолчал. – Так, может, всё же выпьешь со мной?
Ольга кивнула.
***
Москва, Филёвский парк,
21 июля, четверг, 19:58
- Сложно быть богом? – изумрудные глаза сверкнули усмешкой.
- Я могу задать тебе тот же вопрос. В этом мире нет равных тебе. – девушка кивком откинула непослушную прядь волос.
- Кроме тебя. – парень подмигнул. – Ты вертишь временем на своё усмотрение, можешь убивать практически силой мысли и воскрешать так же. С тобой ни в одном мире никто не в силах сравниться. Таких, как ты, попросту не существует.
- Таких, как ты, тоже. – Оля вздохнула. – Чем больше я думаю о том, что могу, что сделала, что происходит, тем чаще меня посещают мысли, что все мы действительно не более, чем сон Спящего. Только ни для меня, ни даже для жителей Тайного Города, которые с рождения проповедуют данную истину, это ничего не меняет. Мы по-прежнему боремся с собой и с другими за некие права, блага, условия. Для нас это так же важно, как для Ярги иметь цель в жизни. Может быть, для нас это тоже самоцель: вся жизнь – борьба.
- А вот и твоя жизненная цель прорисовалась во всей красе. – Архангел широко улыбнулся и кивнул на приближающегося комиссара. – Добрый вечер. Ты тоже считаешь, что жизнь – борьба?
Нав усмехнулся, но девушка не дала ему ответить.
- Он считает, что жизнь – игра.
- Собственно, это в некоей мере одно и то же. – Сантьяга приобнял Дочь Спящего за плечо. – Ведёте философские беседы о смысле жизни?
- О её реальности скорее.
- Чудны сны Спящего. – мужчина улыбнулся.
- Во-во, и мы как раз об этом. – херувим рассмеялся и, распахнув крылья, взмыл в небо.
- Разве меняет что-то для нас осознание нереальности мира? – нав взглянул на Ольгу.
- Осознание меняет, а знание нет. – девушка усмехнулась.
- Тебя больше не тяготит ожидание?
Дочь Спящего остановилась и повернулась к собеседнику лицом.
- Ожидание?
- Того, что может случиться с этим миром и на что ты решила не влиять. – пояснил комиссар.
- Меня больше не тяготит ожидание, потому что я больше не жду. – Оля помялась. – Я всё ещё жду твоего возвращения домой… Я не разучилась ждать совершенно. Но ожидание возможных перемен… в нашем-то мире… - девушка громко хмыкнула. – Ярга прав более, чем осознаёт: у всего в мире есть точка невозврата и эта точка – каждый миг нашей жизни.
- А как же перемещение во времени? – нав подмигнул.
- Я не в силах спасти Сухарёву башню от разрушения, потому что она уже разрушена. Я могу спасти её в иной реальности. Я не в силах изменить того, что натворила с Навью – это уже случилось и навсегда останется там – в будущем, которое наступило или наступит в другой реальности. Я могу только менять свою реальность, принимая решения, как во сне. Я же Дочь Спящего. – Ольга широко раскинула руки и улыбнулась. – И это мой сон.

КОНЕЦ