Драматическая кулинария. Гл. 7. Пельмени

Евгений Фулеров
Билеты лучше брать заранее. Если найти нужную авиакомпанию, нужный рейс и день, то в Иркутск и обратно можно слетать по стоимости заурядного музыкального центра. Если свалиться в кассу как снег на голову, то билет в одну сторону может потянуть на подержанный автомобиль на ходу.
В самолете обычно два класса ; экономный и бизнес. Экономный забит полностью, бизнес ; от силы на треть. Стюардесса в начале полета сделает объявление, что желающие из эконом-класса могут доплатить и перейти в бизнес-класс. Надо немедленно подниматься с места и идти по проходу к стюардессе. Доплата будет на порядок меньше, чем реальная разница в цене между классами в кассе. Доплата ; это небольшой справедливый приработок стюардов.
В эконом-классе кресла ; как в театре, в бизнес ; как в хорошем борделе, и расстояние между рядами в два раза больше. Если правильно будете себя вести, то за 5 часов лёта отобьете стоимость билета рестораном на колесиках. Это волшебная тележка, при которой стропалюет стюардесса. На верхнем столе – коньяки, водки, джины, виски, текилы, на нижнем – вина, соки, воды, красная и белая рыба, сырокопченая нарезка.
Пассажиры бизнес-класса ; деловые мужчины, их мало, и чьи-то жены, непонятно каким образом поднявшиеся по трапу на самолет, они же ничего не видят перед собой и думают о чем-то важном, этих большинство. Пьет эта публика только воду, на дармовую выпивку не зарится. Через полчаса лёта стюардесса перестанет укатывать от вас тележку, понимая, что это – ваша тележка.
Бутылка джина и полбутылки коньяка – и вам уже все равно, когда будет самолет из Иркутска в Олекминск. Он летает два раза в неделю. Или не летает. В Олекминске земляная полоса. Во время дождей АН-24 на нее не сядет. Если рейс отложат на сутки, переночуйте в портовской гостинице, вспомните пионерлагерное детство, покачайтесь на старых добрых звуковых пружинных панцирных сетках. Если рейс снова отложат, то на вторые сутки не оставайтесь, дожди могут идти две недели, и еще неделю будет сохнуть полоса. Берите билет на Якутск. Сделаете небольшой крюк на полторы тысячи километров, но ничего страшного, за двое суток управитесь.
В Якутске в аэропорту дурдом, лучше ночевать в речном порту. Во-первых, спокойней, во-вторых, вам в любом случае туда переезжать. В шесть утра на Олекминск пойдет «Ракета», 600 километров по Лене, к восьми вечера доедете. Полюбуетесь Ленскими столбами. Их Дракон построил с якуткой и якутом. Давно это было. Этот Дракон попалил все приленские селенья, пока ему красавицу Кыыс не отдали. Он на 40 километров вдоль правого берега Лены для нее дворцов настроил. Им бы жить и радоваться, но тут из армии, пардон, кругосветного путешествия, ее старый  дружок Хорсун вернулся. В этом месте я не сильно верю в историю, потому что якуты у меня не вяжутся с кругосветными путешествиями. У Кыыс, Дракона и Хорсуна были запутанные семейные отношения, до драки дошло. Хорсун уже вторую голову дракону отрубил, но тут Кыыс неловко вмешалась, дракон подставил хвост, Хорсун его отрубил, а в хвосте было второе сердце. Тут всё взорвалось ядерным взрывом и окаменело. И дворцы, и Дракон, и Кыыс, и Хорсун  в камни превратились.

В Олекминске спросите, где Вовка Пронский живет, его ; единственного телемастера – все знают. Вовке скажите, что вы от меня, он топчан у печки выделит, накормит, лодку даст, с бензином поможет. Бензина надо 200 литров, меньше никак. Книги, баяны, фотоаппараты, краски с холстами не берите, и без них по лодке перегруз. Но на теплых вещах не экономьте. Сейчас сентябрь, хоть бы до конца года вернуться. Нам надо ехать только в сентябре, чтобы успеть по воде заехать и пельмени по морозу вывезти. Утром в лодке сразу надевайте зимний тулуп и шапку-ушанку. Еще репчатый лук возьмите для фарша, хорошо укутайте, чтобы не промерз в дороге. С Богом.

Самое сложное ; Лену переехать, если туман будет. Такие туманы бывают, что дальше двадцати метров даже силуэтов не видно. За два километра ширины Лены можно под пароход попасть или на баржу налететь. Когда переедете Лену, спуститесь по ней 15 километров вниз и уходите направо в Олекму. Держитесь по ходу левого берега, потому что справа подойдет Чара, и вы можете случайно туда километров на 300 заскочить. Бензин кончится, а вы никуда не приехали, неделю будете назад сплавляться. В районе устья пару раз заблудитесь между островами и затоками, не переживайте, я не раз блуждал.

Первые 300 километров можно ехать – в небо смотреть, мечтать о несостоявшемся,  представлять себя великим композитором или ученым, вспоминать ту последнюю встречу, тарахтеть всевозможными надеждами, желаниями, стремлениями, предвкушениями. Последние 100 километров иллюзии долой, всё внимание на воду. Перекат за перекатом, налететь на камень ; нечего делать. В бардачке должен быть запасной винт и шпонки. Ночью ехать нельзя – убьетесь. Если за день не доедете, ночуйте на берегу.  Выберите валежину с большим корчем, разведите под корчем костер, пейте чай и мечтайте дальше, времени до утра валом. В сентябре в тулупе не замерзнете.
Приедете в Джикимду, скажите Анатолию, что от меня, что за пельменями, а сейчас пусть баню топит.

Важно, чтобы первый снег лежал. По чернотропу вам с непривычки тяжело будет. Чернотроп ; это когда земля после ночи застывшая с изморозью, но без снега. На изморози следы тоже  остаются, но совсем плохо видно. В школе все учили на память один и тот же отрывок из Твардовского: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда....
Помните в этом отрывке?

Два бойца сидят в дозоре
Над холодною водой.
То ли снится, то ли мнится,
Показалось что невесть,
То ли иней на ресницах,
То ли вправду что-то есть?

Если Твардовского подзабыли, то Блока наверняка помните:

Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,;
Тогда ; остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг…

К слову сказать, отличное стихотворение, жизненное.  Когда ты загнан и забит, за пельменями надо ехать. Однако, при всем уважении к Твардовскому и Блоку, в метеорологи они, похоже, ни бум-бум. Иней образуется на горизонтальных поверхностях и при температуре ниже минус 10 градусов. Ниже ; это о высоте столбика ртути или спирта, по-простому, ниже ; это холоднее. Иней запросто может образоваться зимой на ресницах давно лежащего трупа. То, о чем пишут поэты, ; это изморозь, то, что присутствует на живых ресницах.

Если со снегом все в порядке, Толя даст вам пару собак и ружье 12-го калибра. Ваша задача ; добыть сохатого. Сохатый ; это такой громадный и статный олень, рядом с которым самый красивый конь ; игрушка. У него длинные ноги, и он кажется коротким. Мощнейшая торпеда, передним копытом человека в зимней одежде насквозь пробивает. На лопатах у него до десяти острых отростков. Лопата ; это рога, на древнюю соху похожи, поэтому его и называют сохатый. Хотя в Европе его называют лось. Почему лось? Может, потому что шкура лоснится? У сохатого сильный слух и обоняние, но слабое зрение.  "Я зряч — без глаз; нем ; вопли испускаю". Это Петрарка о сохатом.
Башка у него больше, чем у нильского крокодила. Фыркает так, что никакой Змей Горыныч не повторит. Здоровый самец на полтонны может потянуть. Бежит легко и красиво.
"Я скачу, но я скачу иначе по камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью, значит ; по-другому, то есть не как все".
Это Высоцкий тоже о сохатом, который иноходью бегает. Сильный и смелый зверь. Даже медведь не рискнет с ним за серьгу бодаться, это же не Татьяна. Пушкин как раз об этом писал:

Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…

У сохатого серьга под горлом растет, величиной с банку. Никто не знает, зачем она ему нужна. Загадка для науки.

Ваша задача ; выставить собак на свежий след. Как определить, свежий ли след? Ладно, не будем об этом, долгая история, собаки сами определят. Ваша задача ; идти куда глаза глядят, идите и всё. Собак рядом не будет, они будут рыскать по всей округе. Запомните хотя бы, с какой стороны вы их видели в последний раз ; слева или справа. Если собаки не будут долго появляться, подверните в их сторону.
Когда собаки найдут сохатого, они его погонят, стараясь забежать вперед и остановить. Будут гнать до тех пор, пока не поставят на отстой. Эта гонка может длиться полчаса, если спокойный попадется – пробежит с километр и остановится. А бывают такие сохатые, что останавливаться не хотят, уходят и уходят. А потом, через пару часов, еще и сами начинают за собаками гоняться, на полдня карусель заводят.  Ну а вы, услышав лай, ноги в руки ; и на гору. Сохатые обычно не бегут от собак вниз, всегда бегут вверх, в сторону ближайшего перевала. Будете подходить, обратите внимание, откуда ветер дует. Надо зайти так, чтобы ветер дул на вас, у сохатого будет меньше шансов вас учуять. Подойти надо метров на 50 или ближе. Стреляйте в туловище возле передней ноги или, как говорят, под лопатку. Сохатый слабый на рану, обычно тут же валится. Но если он вас учует заранее, то возможны два варианта ; начнет убегать и гонка продолжится или в озлоблении пойдет на вас. Здесь тоже появляются два варианта ; либо он будет вами добыт, либо вы промахнетесь, и тогда никогда вам не есть пельменей. Продырявит, затопчет и унесет вашу шапку на своих рогах.
Если не туда пулю пошлёте и только раните, не вздумайте преследовать. В лучшем случае угоните его на кулички, откуда и мясо не донесешь, в худшем ; наживете себе от него неприятностей. Раненый сохатый ; ваш, но завтра. Отзывайте собак и возвращайтесь домой. Сохатый далеко от места боя не уйдет, заляжет и уснет навсегда. Может дожить до утра, несколько лежбищ сделать, но все равно в этом же районе. Утром вы его с собаками без проблем возьмете.
Надо сказать,  конец сентября не лучшее время для пельменей. У сохатых в это время гон. Может получиться так, что вы сразу на двух попадете. Стреляйте того, который меньше, это наверняка самка, у нее мясо всегда вкусное. У самца мясо в этот период не очень, придется приправ много в фарш добавлять. Если стрельнете  самца, самка убежит насовсем. Стрельнете самку – самец уйдет, но потом вернется за самкой. Сохатые мужики ; они такие. Так что если уведете собак и подождете в скрадке, то сможете и его прибрать.

Ну вот! Теперь вы все знаете, я за вас не переживаю. Как только добудете сохатого, тут же начинайте разделывать. Постарайтесь развернуть его головой вниз, чтобы из отрезанной головы стекала кровь. Режьте шею уверенно, дойдете до кости, подвигайте немного нож, чтобы попасть между позвонками. Шкуру снимайте ковром. Нож под шкуру – и от задних ног ведите к передним строго по центру. Если не проткнете брюхо, снятие шкуры будет самой чистой операцией. Подсобить вам и подержать ноги будет некому, поэтому веревочками, которые всегда должны быть у вас в кармане, подвяжите ноги к ближайшим кустам-деревьям. Одной рукой оттягиваете шкуру от тела, другой чикаете частыми короткими движениями по белой пленке между шкурой и телом. Спешка не нужна, но и медлить не следует. У вас только руки в сохатином тепле, оставшиеся уды без ходьбы быстро замерзнут. У меня на разделку часа полтора-два уходило, Анатолий за час успевал. По каждой ноге такой же рез, как по брюху. Осторожно снимайте шкуру с нижней части ног, это камусы, они у нас пойдут на обувь и лыжи. Периодически правьте нож об любую палку.

Сняв шкуру, вскрывайте брюшину и вынимайте желудок. По объему и весу он как бочка с квасом. Выкатывание его наружу ; самая ответственная операция. В случае прорыва ничего смертельного не произойдет, но пару бань понадобится для того, чтобы вы полностью прекратили специфически благоухать.
 Почти закончили. Отрезаем ноги, шею, задок, ребра, аккуратно складываем и собираемся домой. Для того чтобы его полностью вынести, понадобится ходки четыре. Сегодня лучше не перегружаться, одной передней ноги, как более легкой, и немного деликатесов достаточно. Из башки вырежьте язык, большую верхнюю губу. И печенку в рюкзак забросьте. Ближайшую неделю будете вытягивать остальное. Рога, если есть, не забудьте. На рукоятки ножей и вешалки пойдут. Как трофеи я их не беру. Я вообще охотничьи трофеи не воспринимаю, на всякие морды, рога, чучела неохота смотреть, несерьезное дело. Трофеи ; удел любителей. Единственное допустимое и оправданное для них место ; краеведческий музей.
После того как дома мясо капитально промерзнет, порубайте его топором на одно-двухкилограммовые куски. Не перепутайте топор с колуном. Топор ; инструмент плотницкий, лезвие острое, колун ; для колки дров, лезвие тупое.

Все готово, начинаем лепить пельмени. Несколько дней будете сервентом для самого себя. Поработаете как раб ; от зари до зари и дольше. К слову, первые рабы в Америке были белыми, негров только в 18 веке завезли. А что это мне вёрд «негров» красным подчеркивает, якобы такого слова нет? Обманщики, всех хотят занивелировать. Но я-то знаю, что негры даже в наших городах появились, и с каждым годом их все больше. Ничего, ничего, скоро пойдем в Европу, и еще при нашей жизни родные города превратятся в негритянские. Мы станем белыми рабами и детям по наследству будем этот титул передавать.

Пельменница висит на гвозде в первом коридоре над шкафчиком. Это дюралюминиевая тарелка с множеством шестиугольных дырок. Застелите ее полотном теста, напротив каждой дырочки положите фарш, сверху застелите вторым полотном и скалкой выкатаете. Готовые пельмени выпадут в дырочки. Понятно, что пельмени, слепленные вручную, вкуснее. Но если вы начнете руками лепить тысячи пельменей, вы никогда не вернетесь домой.

Начинаем с мяса. Заносите не все сразу, а по несколько кусков. Они начнут оттаивать и будут легко стружиться ножом. Выстружили несколько кусков, занесли следующие для оттаивания, а тем временем первые пропускаете через мясорубку. Холодное мясо легче крутится. Перекрутили всю ногу в большой таз, добавили лука, соли, перца, и приступайте к тесту. Для теста нужны мука, яйца, соль, вода. По желанию можно добавить подсолнечное масло, но не обязательно. Яиц у вас не будет, потому что Нина, Анатолия жена, когда-то раньше времени закрыла трубу в курятнике, и все курочки с петушками угорели. Помню, я их тогда в пере на части порубал и по капканам разнес, соболь на них хорошо шел. Вместо яиц возьмите яичный порошок, найдете его в кладовке в бумажном мешке. Тесто должно получиться крутое, прочное, как резина, иначе пельмени будут развариваться. В агрегатке справа у стены стоят фанерные листы. На них выкладывайте готовые пельмени. Как раз по 400 штук на листе разместится. Предварительно надуйте на фанеру муки, чтобы пельмени не прилипали. Листы выносите в холодную кладовку. И так четыре дня кряду. Получится у вас четыре мешка пельменей под центнер весом. Теперь пора думать, как с этим добром выбираться.

Про лодку можно забыть. На улице минус 15–20, на реке забереги метров по 50, один фарватер открыт, но по нему уже несколько дней шуга идет. Вовке лодку весной Толик отгонит, ему все равно в Олекминск надо за бензином и солярой ехать. Назад по большой воде катером с баржой вернется. Вся надежда на оказию. С Нерюнгри может идти борт на Олекминск. В октябре;ноябре вряд ли, но в декабре наверняка. Анатолий по рации свяжется с кустовой радиостанцией в Олекминском порту, радисты попросят олекминского диспетчера связаться с нерюнгринским диспетчером, а тот в свою очередь договорится с пилотами, чтобы они залетели по ходу на Джикимду за вами. Ваше дело – подготовить вертолетную площадку, наловить и насолить рыбы на гостинцы пилотам.

Площадку поможет Анатолий подготовить. Причикируете бревно к трактору и потягаете по снегу туда-сюда, чтобы квадрат 40 на 40 метров получился. Возле площадки в кустах должны валяться деревянные треугольные конусы. Их надо красной и белой краской подкрасить и по углам поставить. Краска в агрегатке. Вырубите длинную лиственничную жердину, привяжите к концу легкую цветную тряпку и возле площадки в снег воткните, пусть как флажок на ветру трепещется.  Прилетит вертолет, пока винты полностью не остановятся, не подходите. Иначе пилоты так матюкаться будут, что и рыбой их не успокоишь.
До декабря время есть, ловите рыбу. Тайменя, ленка, хариуса будете брать сетями из-подо льда. Там все просто. Пять километров вниз по течению и пять километров вверх ; это ваши рыболовецкие угодья. Находите курии возле ручьев,  бейте ломом во льду по семь дырок и пропускайте жердину с веревкой. Вам нужна будет рагулина, чтобы ею в лунке жердину проталкивать. Потом по веревке пропустите сетку. Крайние лунки самые большие ; метр на метр, через них запускаем и вынимаем сеть, установите в них по жердине, чтобы было к чему сеть привязать. Привязывайте пониже, чтобы верхний шнур сети ко льду снизу не примерз.

Идя на рыбный промысел, не надевайте комбинезон. Правила безопасности для рук при работе зимой на воде предусматривают легкий доступ окоченевших пальцев в зону согревания. Самая эффективная зона согревания находится как раз под комбинезоном. В рукавицах мокрые пальцы не отогреешь.
Перед вылетом в Олекминск свяжетесь с Вовкой, чтобы заказал билет на Иркутск. Из Иркутска в Москву улетите без проблем. Пельмени с собой в самолет не берите. Очень дорого обойдутся. Отправьте отдельно багажом в фанерных ящиках. Пересылочные склады не отапливаются, авось не размерзнутся. Приятного аппетита!