Талантливы все, нужно дать таланту возможность про

Наталья Шамова
Порой, в суете будничных дней, мы не задумываемся о том, сколько интересных людей нас окружают. Они ходят по тем же улицам, что и мы, читают те же районные новости, слушают то же радио.
Случай свел меня с удивительной семьей музыкантов - Анной и Виктором Шаповаловыми. Они пишут, исполняют и создают необыкновенную, искреннюю музыку в стилях лаунж, трип-хоп, даунтемпо, современный джаз.

О том, что в Курганинске живет известный бас-гитарист, продюсер проекта «VFSix» (ви эф сикс) Виктор Шаповалов, а также Анна Шаповалова -
автор сольного проекта «THEreminGIRL» (теремингел), я узнала от директора детской музыкальной школы Романа Наумова.

В юношеские годы, занимаясь музыкой, Роман Наумов и Виктор Шаповалов были участниками эстрадного оркестра «Веселые трубачи». В семнадцать лет Виктор уехал из города, но спустя 30 лет вернулся. Здесь, на малой родине, он нашел тот мир, который позволяет радоваться размеренной жизни и по-настоящему творить. Единственным исключением, нарушающим покой музыкантов, уже не первый год является фестиваль Lounge Light Fest, на который Виктор и Анна из разных уголков мира приглашают своих друзей-единомышленников. Именно участие эстрадно-джазового оркестра «Джем» в фестивале, организованном Шаповаловыми, стало отправной точкой моего знакомства с этими удивительными музыкантами.

Не так давно мне удалось побывать в гостях у Виктора и Анны, познакомиться с их творческой биографией, окунуться в быт, мир воспоминаний.

Так кто он, Виктор Шаповалов?
Родился Виктор в станице Дондуковской. Курганинцем он стал пятилетним мальчиком, когда в наш город перебрались его родители. Здесь Шаповаловы построили дом. Именно в него, после долгих лет поисков самого себя, и вернулся Виктор. Из Москвы, где он жил последние годы, Виктор привез жену Анну и дочь Веронику.

В 9 лет родители отдали Виктора в музыкальную школу, которую он окончил по классу баяна. Виктор до сих пор с теплом отзывается о своих педагогах: директоре школы Наумове Иване Николаевиче, преподавателе игры на баяне Трегубе Анатолии Ивановиче и руководителе эстрадного оркестра Батищиве Евгении Георгиевиче.

Несмотря на то, что после окончания музыкальной школы Виктор поставил баян и не прикасался к нему больше двух лет, именно учеба в музыкальной школе открыла в нем музыканта. Знание нотной грамоты, природный слух и идеальное чувство ритма позволили ему самостоятельно освоить гитару. С ней и уличным репертуаром песен он был желанным гостем на всех без исключения уличных посиделках.

А позже, благодаря навыку игры на инструменте, попал в коллектив Батищева.
- Долгое время я хотел попасть в коллектив Евгения Георгиевича Батищева. Тогда в оркестре пел сам Иван Наумов, а играли лучшие воспитанники музыкальной школы, - вспоминает Виктор Шаповалов. - В течение двух месяцев я приходил на репетиции оркестра в качестве слушателя, все ждал, когда мне дадут ноты.

И вот, однажды за день до конкурсного выступления на репетицию не пришел бас-гитарист. Евгений Георгиевич дал мне инструмент и сказал: «Играй, как слышишь». И я стал играть. Именно с тех пор я понял, что бас-гитара - это мое. Сегодня я один из немногих, кто использует прогрессивную технику игры на шестиструнной бас-гитаре.

То время, что Шаповалов провел в Москве, ему пришлось работать с популярными артистами Вячеславом Малежиком, Александром Малининым, Аленой Апиной. Шлягер Апиной «Ксюша», вошедший в ее первый альбом «Улицы любви», создан при непосредственном участии Виктора Шаповалова. 

Но прежде была учеба в Красноярске, где вместе с получением специальности мастера обработки металлов давлением Виктор прошел хорошую школу общения с музыкантами.
- В Красноярске в 70-е годы было очень активное музыкальное движение. Именно там я понял, что фиксировать на бумаге то, что приходит тебе на ум и выливается в музыкальную композицию, это и есть написание музыки, - делится Виктор Шаповалов.

Выступая в ресторанах Красноярска, Виктор нарабатывал опыт игры. И когда пришло время работы по распределению после института,
он принял решение оставить профессию инженера и реализовывать себя в качестве музыканта. Потом была Москва, работа с популярными исполнителями и бесконечные гастроли, не оставляющие времени на воплощение в жизнь собственного видения музыки.

С 1999 года Виктор Шаповалов продвигает свою музыкальную концепцию под названием «VFSix». Индивидуальный стиль группы получил название light trip-hop.

По словам Виктора, состав участников «VFSix» очень подвижен. Основной костяк состоит из него самого, как продюсера проекта, автора музыки и исполнителя, Фанни - обладательницы проникновенного вокала, победительницы конкурсов «Молодые голоса России» и «Звезды XXI века», Анны, создающей с помощью необыкновенного музыкального инструмента - терменвокса - особый атмосферный саунд, и Ильи Рихтера, автора и ведущего программы Рихтер FМ на «Серебряном дожде». Илья ассистирует группе по электронной части. В остальном участники постоянно меняются.
- Благодаря Интернету и современным технологиям писать музыку, тексты, совмещать музыку с вокалом можно и на расстоянии, главное, чтобы у исполнителей была качественная студийная аппаратура, - делится секретами своей работы Виктор.

Вместе с тем с самого начала существования «VFSix» группу можно было услышать как на больших международных фестивалях, так и на клубных лаунж-площадках. Как правило, ребята выступали за рубежом: в США, Канаде, Дании, Израиле.

В 2005 году на фестивале «Джаз Коктебель» «VFSix» заметила солистка культовой немецкой джаз-группы «De-Phazz» (де-фаз) Пэт Эпплтон. Тогда, по словам Виктора, Пэт сделала исключение из своей обычной практики покидать площадку: после своего выступления она вернулась, услышав музыку «VFSix», и осталась до самого конца выступления группы. Продолжением этой истории стала запись Пэт двух песен во втором альбоме «VFSix», который вышел в 2007 году.

В записи первого альбома, вышедшего в 2005 году, принимали участие не менее известные музыканты, альтернативный саксофонист Дании Anders Honore (Андерс Оноре); гениальный этнический американский скрипач Raffi A. (Раффи А). Версия песни Pain была записана в Копенгагене совместно с музыкантами проекта Bassworks.

Уже живя в Курганинске, Шаповалов выпустил третий альбом, в записи которого приняли участие исполнители из Турции, Германии, Мексики, США, Австралии, Дании и России.

Сидя за ноутбуком, Виктор ставит треки из нового альбома «Парадайз», который вышел в 2013-м. И я ловлю себя на мысли, что эту удивительную музыку, обладающую необычайным магнетизмом, слушают далеко за пределами нашего маленького городка. Благодаря интернет-станциям музыку «VFSix» знают в США, Англии, Германии, Турции и других странах мира.

Как отмечает сам Виктор, третий альбом - это музыкальный материал, в котором перекликаются мотивы разных народов и культур. В мелодиях, ритмах и текстах слышны стили от традиционных классики и блюза до современных эмбиента и трип-хопа.

Удивлением и открытием для меня стало привлечение к проекту наших земляков. Впервые, за время существования «VFSix», в альбом вошла русскоязычная песня. Ее исполнила жительница станицы Родниковской Галина Гаврилова.

Именно аутентичная обрядовая песня, которую поет Галина, открывает альбом. Еще две песни исполнила петропавловская школьница Мария Сороколетова (Мари Сей). Композиция «A beautiful Thing», тема которой - мечта о любви, была записана Марией вместе с певицей из Дании Перл, а Илья Рихтер сделал на нее ремикс. К слову сказать, в клипе на эту песню через окно автомобиля мелькают наши кубанские просторы.

Много чего интересного я узнала от Виктора в день нашей беседы. Но для того чтобы познакомить вас с не менее интересным человеком и талантливым музыкантом Анной Шаповаловой, мне придется ограничиться уже рассказанным. Хотя, нет, добавлю еще: в фильме Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» звучит музыка группы «VFSix». Фильм в 2009 году принимал участие в международных кинофестивалях в Берлине, в Торонто и на Кинотавре, который проводится в России. А еще, к записи одной из композиций нового альбома Виктор планирует привлечь тромбониста из «Джема».

Знакомьтесь, Анна - девушка, играющая на терменвоксе
Прежде чем говорить об Анне как о музыканте, стоит сказать, что по образованию Аня филолог. Начала она свое образование в Майкопе,
а окончила в Москве, в одном из самых престижных вузов страны - МГОУ. И годы учебы для нее не прошли даром, ведь именно благодаря умению работать со словом Анна пишет тексты к своим авторским музыкальным композициям. А еще, где бы она ни жила, ее голос звучит в эфире радиостанций.

Если говорить о музыкальном образовании Анны, то приобщаться к музыке она стала очень рано.
- На пятилетие родители подарили мне детский металлофон, - вспоминает она. - Спустя некоторое время я самостоятельно выучила ноты и могла играть все песни из книжечки, которая шла приложением к инструменту. К следующему дню рождения я уже сидела за настоящим фортепиано.

Во время учебы в вузе Анна работала на радио. В Майкопе ее голос можно было услышать на волнах радиостанции «Зебра», в Москве она была диктором новостного блока на радиостанции «Серебряный дождь». Уже живя в Курганинске, была ведущей на «DFM». Сегодня Анна работает с радиостанциями «Русское радио», «Европа плюс», «Дорожное радио». На частоте «Хорошего радио» у нее идет новая авторская радиопрограмма «Good English», где она в легкой, непринужденной манере обучает взрослых и детей английскому языку.

Занятия музыкой Анна никогда не оставляла. В Москве она увлеклась электрогитарой. В столице у Анны появился узкий круг единомышленников, с которыми она познавала азы игры на новом инструменте. Но главным человеком, сыгравшим большую роль в ее становлении как музыканта, сыграл ее будущий муж Виктор Шаповалов.
К нему, в 2007-м, осваивать секреты игры теппингом (техникой touch style) она пришла по рекомендации.
- До тех пор, пока в моем распоряжении было только пианино, я не могла выразить в музыке все то, что было в мыслях и на душе, - говорит Анна. - Когда Виктор научил меня играть на бас- гитаре, все изменилось. Я получила такой заряд вдохновения, что начала писать музыку. В 2008 году,
когда в мою жизнь вошел терменвокс, я уже была готова к тому, чтобы реализовать собственный музыкальный проект. Сегодня он известен как «THEreminGIRL» (Теремингел), что в переводе означает «девушка, играющая на терменвоксе».

Анна сама пишет стихи и музыку, сама ее исполняет. Я прошу Анну показать, как она играет на необычном инструменте под названием терменвокс. Анна без колебаний соглашается. Тем временем, как она извлекала руками воздушную мелодию, музыка превращалась в легкое эхо и погружала в особое настроение.

Я обратила внимание, с какой любовью и гордостью за умницу-жену смотрит на Аню Виктор. Когда в семье есть вот такое уважение, признание и понимание, в доме поселяется лад.

На вопрос о том, как прошла свадьба, Анна, пожимая плечами, сказала, что церемония прошла тихо, без свидетелей. Не было ни фотокамер,
ни гостей, и наряд у нее был обычным: джинсы да рубашка. Если кому-то покажется, что это пренебрежение значимостью момента, то, цитируя самих ребят, могу в их защиту сказать: «Они сторонники простоты и спонтанной радости; радости, которую дарит обычный момент жизни, наступающий без какого-либо повода».

К праздникам в семье Шаповаловых никто заранее не готовится, чтобы не спугнуть ожиданием сам счастливый момент. А вот гостям здесь всегда рады. В планах Анны и Виктора оформить на кухне галерею из фотографий музыкантов, гостивших в их доме.

1 октября, в День музыки, Анна отпраздновала свой день рождения. Интересно, как сложился их день, каким настроением он был наполнен?

Глядя на Анну, понимаешь, что главное у нее уже все есть: любимое дело, дочь, любимый и любящий муж. А подарки Анна любит делать сама. К примеру, Виктору она посвятила песню One day, в которой говорится о счастье однажды встретить человека и понять, что это на всю жизнь.

Бой часов 1965 года выпуска, которые любители качественных вещей Виктор и Анна приобрели вместе, говорит о том, что в беседе мы провели около трех часов. Встречаясь с интересными людьми, не замечаешь, как быстро летит время…

- В Курганинске мы наконец-то почувствовали естественный ритм жизни, - говорит Виктор. - Здесь мы ложимся, едва на небе появляются звезды, встаем - с первыми лучами солнца. На Кубани у нас появилась возможность иметь на столе здоровые продукты. Их мы выращиваем сами, и нам это в радость.

Прежде чем проститься, оглядываюсь по сторонам: в доме Шаповаловых все просто. Здесь, как и положено музыкантам, много музыкальных инструментов. Кроме бас-гитары и терменвокса, у Виктора и Анны много перкуcсии (ударные инструменты, звук из которых извлекается ударом, тряской или покачиванием), бар чаймс, звучание которого вызывает ассоциации с россыпью искрящейся пыльцы. Последнее их приобретение - аутентичный пастуший рожок, сделанный мастером. Его музыканты еще не освоили, но, как говорит Виктор, хорошо, когда есть к чему стремиться. Улыбку вызывают разноцветные стены, расписанные детской рукой. Их творит пятилетняя Вероника, дочь Шаповаловых. Ее роспись есть даже в студии. По словам Виктора, Ника так выражает свой внутренний мир. Родители поощряют это стремление дочери, потому что знают: быть самим собой, уметь выразить чувства миру - самое дорогое в жизни. А еще, у Вероники, по мнению Анны, идеальное чувство ритма, она знает репертуар родителей и все время что-то напевает.

Наверное, это счастье - жить в семье талантливых родителей, когда у тебя есть то, чего нет у других. К примеру, своя собственная колыбельная. В Lullaby (в пер. с англ. колыбельная), написанной мамой Аней в Курганинске, необычные ощущения вызывают звуки ночи. Они фоном сопровождают ее голос: лай собак, пение сверчков, шум машин…

В колыбельной поется об исполнении желаний. Именно исполнения желаний мы желаем в день рождения Анне и ее семье.