Случайные встречи. 2 часть

Надежда Мирошникова
Вы слышали об эффекте бабочки?  Это когда её гибель в далёком прошлом может изменить мир очень далекого будущего? Так и встречи – вычеркни одну, незначительную, и в будущем не произойдёт что-то важное, определяющее дальнейшее направление.

Возможно это так и есть, и эти умники от науки всё правильно рассчитали, но вторая моя встреча с очень известными людьми совсем не произвела на меня никакого впечатления. А вспоминала я о ней за всю свою жизнь два-три раза.

Был сентябрь 1967 года. Я сидела на скамейке возле входа в спальный корпус санатория. То, что я видела вокруг, напоминало картинки в книгах из раздела фантастики: великаны –деревья с непонятными плодами, зеленые шары и пирамиды необычных кустов, цветущие клумбы роз и других диковенных цветов. А запах….

Ну да, после наших бескрайних степей, которые в силу короткого цветения тюльпанов в мае, сразу начинают желтеть под лучами нещадного солнца. А поля спелой пшеницы тянутся на сотни километров и напоминают желтое море, что колышет свои волны тяжелых колосьев под напором ветра.

Евпатория. Я и слова-то такого не слышала, а тут кругом сказочная природа, вдали видно море и запах соли и цветущих растений создавали картинку сказки. Да и что я тогда могла знать, ученица начальной школы.

Первый день прошёл в суматохе, какая обычно бывает при заселении. В комнате с нами была еще одна мама с совсем маленькой девочкой, дружить с которой мне было не интересно, поэтому и на второй день я опять пошла на свою скамейку. Там сидела девочка. Она тоже была младше меня, но на мой взгляд с ней уже можно было играть. Девочка держала в руках калейдоскоп (Помните, были такие картонные трубки со стёклышками внутри ? ), она поднесла его к глазам, заглянула туда, а потом протянула мне и спросила:  «Хочешь посмотреть?» Я взяла трубочку и заглянула внутрь, потом отдала его девочке, которая сразу сказала: «Меня зовут Алёна, со мной некому играть, давай с тобой погуляем». Так у меня появилась подружка.
За первые дни знакомства мы с Алёной исходили весь парк, лазили на деревья, прятались в беседках, увитых зеленью, собирали огромных улиток, рвали длиннющие (как мне казалось) стручки акации.

Я узнала, что Алёна из Москвы, здесь она с папой и мамой, а брат остался дома, потому что он маленький, ему всего три месяца. Она так и сказала: « Федька ещё маленький, ему только три месяца и он часто плачет».

И в этот день на пляже было, как всегда, яблоку негде упасть. Я, стараясь не исчезнуть из поля зрения мамы, бродила по берегу моря, собирала ракушки, смотрела на стайки разноцветных рыбок  в воде, видела как мальчишки вытащили на берег медузу и она «таяла» на песке.

Потом я увидела Алёну, которая бежала ко мне навстречу. Она сказала, что здесь с папой, а мама  пошла покупать виноград. Взявшись за руки, мы зашли в воду и стали купаться. Накупавшись, я повела Алёну к папе. Это был высокий мужчина с густыми волосами, красиво зачесанными назад. Тёмные очки закрывали не только его глаза, но почти половину лица.

Алёна, увидев, что мамы еще нет, потянула меня за руку к лоточку, с которого продавали виноград.

Виноград! Его были просто горы и всякого цвета: белый, жёлтый, розовый, черный и фиолетовый.  Он был большой и круглый, удлиненный, длинный, как пальчик малыша и мелкий, как горошины витаминок. Стоит ли говорить, как я была впечатлена всем этим разнообразием.

Мы подошли к маме Алёны, которая увидев нас, прижала дочку к себе. Это было красивая женщина с необычно прямой спиной,  в темных очках, широкополой шляпе и яркой помадой на губах. Она сняла очки и поцеловала Алёну в щеку. Я помню, как сразу же женщина из очереди закричала: «Граждане, это же жена Сергея Бондарчука, пропустите её вперед, это артистка Скобцева!» Так состоялось мое знакомство с родителями Алёны.
 
Буду  честной, на меня эти имена не произвели никакого впечатления. Уже потом мне сказала мама, что они живут на втором этаже нашего корпуса и что к ним ходит много гостей. Мама мне напомнила фильм «Судьба человека», который мы смотрели всем классом. Да, я вспомнила Андрея Соколова и мальчика Ваню, но сейчас передо мной был папа Алёны, и он был совсем другой.

Все три недели мы с Алёной так и продружили купаясь, загорая и гуляя в санаторном парке. Я часто видела её родителей, они даже начали узнавать меня, а её мама изредка мне улыбалась.

Уже потом, через какое-то время я их увидела опять, но уже в фильме «Война и мир». Да, это были они, но совсем не такие, как в жизни. Это и понятно. А вот Алёну я больше не видела. Фильмы с её участием мне не попадались. И только когда на экраны вышел фильм «Бедная Настя», я впервые познакомилась с ней, как с актрисой. Алена играла императрицу Александру Фёдоровну —это  была её главная роль. Но я видела перед собой взрослую женщину, а не девочку, с которой мы дружили три недели.

В ноябре 2009 года я прочитала сообщение, что Алёна Бондарчук скончалась и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с отцом Сергеем Бондарчуком.
Алёна Бондарчук, как оказалось, страдала от онкологического заболевания. Но она скрывала свою болезнь от публики и до последней возможности продолжала работать. Она долго проходила лечение в израильской клинике, но, несмотря на все старания врачей, недуг не отступил. Поняв, что рак победил, Алёна не стала дожидаться конца в чужой стране. Она собралась и вернулась в Москву, к родным.

Последним днем её жизни было 7 ноября 2009 года.

А Федька, который в далёко 1967 году был еще крохой и много плакал, стал актером и продолжает дело отца. Сын Алёны- Константин Крюков тоже снимается в кино. Жива еще и Ирина Скобцева. На неё так была похожа Алёна.

Как-то в одном из фильмов я услышала такие слова, что  в каждой точке пересечения, любая встреча предлагает потенциально новое направление и вашим решением будет принятие или непринятие этого направления.

Вот бы еще знать, моё ли  это направление …