Урок SOSтрадания

Татьяна Гармаш
Был прохладный осенний вечер. Мы втроём, Борис, Алиса и я, возвращались из нашего клуба, где собираются по четвергам жаждущие общения творческие личности. Борис нёс в чехле гитару, а у нас с Алисой в руках были дамские сумочки. Мы говорили о прошедшем вечере, о своих планах на следующую встречу.

Время было позднее, мы почему-то в этот вечер задержались в нашем кафе дольше обычного. Многие уже ушли, а несколько поющих товарищей в этот вечер распелись не на шутку. А почему бы собственно и не попеть, если ещё не выгоняют из помещения?

Одним словом, удалились мы после 22 часов. Всем троим было по пути, и мы решили сократить дорогу и идти не по освещённой улице, а через дворы. Кругом было уже безлюдно. Мы миновали забор соседней школы и почти дошли до моего дома, как вдруг на углу одной пятиэтажки заметили одиноко стоящую женщину. В темноте её практически не было видно, и если бы она к нам не обратилась, мы бы просто прошли мимо.

- Помогите, - увидев нас, сказала женщина.

Но мы, увлечённые разговором, машинально прошли мимо, лишь искоса бросив на неё взгляд. Мы уже прошли торец дома, когда я вдруг остановилась и сказала своим товарищам:

- Человек просит помощи. Почему бы нам не помочь?...

Мы все трое остановились и посмотрели друг на друга. Борис и Алиса были в нерешительности. Но я настояла:

- На улице прохладно, она может замёрзнуть. Надо человеку помочь.

И мы вернулись к женщине. Она снова жалобно обратилась к нам:

- Помогите пожалуйста дойти до дома.

Теперь мы смогли разглядеть её полностью, и, так сказать, во всех деталях. Надо заметить, что это было довольно жалкое зрелище. Немолодая, худощавая и высокая, женщина была в одном распахнутом на теле халате и домашних тапочках на босу ногу. Она стояла на самом углу дома, прижавшись к водосточной трубе, точнее - держась за неё.

Когда мы с Борисом подхватили её под руки и медленно повели, стало ясно, что это совершенно слабый и истощённый человек, не способный передвигаться самостоятельно. Наши попытки расспросить, что случилось с женщиной, не увенчались успехом. Видно было, что она не могла, да и не очень хотела говорить о том, как она оказалась на улице. Я, как могла, пыталась её оправдать в глазах моих друзей по клубу.

- В жизни всякое бывает... так ведь...

- Да, конечно, - отвечал мне Борис.

Алиса шла чуть в стороне от нас и молчала. Оно и понятно, от женщины разило за версту неприятными запахами, какими обычно прёт от бездомных мужиков. Возможно, она была и выпивши. Я, прожившая жизнь, так и не научилась распознавать по запаху людей, принявших алкоголь в небольших дозах. В любом случае, это не было причиной не помогать человеку. Ничего, иногда можно и потерпеть.. Самое главное, что женщина была в своём уме и конкретно назвала нам не только номер дома, но и номер квартиры, куда нам следовало её отвести.

- Там живёт моя мама...- говорила она тихим и слабым голосом.

- Да, надо идти к маме. Мама всегда простит и примет... - вставила я для поддержки несчастной женщины.

И Борис всю дорогу тоже пытался морально её поддержать, с каждым её шагом повторяя:

- Вот, молодец! Давай, давай...

Чтобы дойти до дома мамы, нам пришлось пройти вдоль забора бывшего детского сада. Когда с большим трудом, с остановками, мы добрались до следующего дома, то вздохнули с облегчением - это был действительно тот дом, который назвала потерпевшая Марина.

Как известно, в районе 23 часов многие уже спят, и во многих квартирах уже отключены домофоны. Поэтому с проникновением в нужный подъезд возникли некоторые сложности. В квартире мамы на звонок ответа не было. В квартирах, где ещё в окнах горел свет, нам тоже никто не ответил. Пришлось звонить по соседним квартирам. Наконец, в одной ответили, но открывать не очень-то хотели. Видимо, уже хорошо знали своих проблемных соседей. Тогда я просто не выдержала и заявила:

- Откройте, пожалуйста! Ну, не оставаться же человеку на улице!

И нам открыли! Алиса, взяв у Бориса гитару, а у меня сумку, осталась ждать нас внизу, а мы повели Марину на третий этаж. Дверь нам открыла полураздетая пожилая женщина. Вид у неё, естественно, был заспанный и недовольный. По всему было видно, что дочь не впервые доставляет ей неприятности. Однако, она отошла в сторону и пропустила Бориса с Мариной в комнату. Там он, видимо, уложил её на диван и сразу вернулся. Если судить по прихожей, то это была вполне приличная квартира, где угадывалась полная чистота и порядок. Закрывая за нами дверь, мама Марины виновато произнесла:

- Спасибо вам...

- Всего вам доброго! Спокойной ночи! - ответили мы и удалились.

Когда мы втроём вышли из подъезда и я собиралась свернуть к своему дому, Алиса неожиданно подошла ко мне, обняла и сказала:

- Спасибо за урок сострадания!

Я даже растерялась, ибо не ожидала такой благодарности и признания. Помогать людям для меня всегда было в порядке вещей. Но всё равно было приятно такое услышать. А теперь вот и само слово "сострадание" приобрело новый смысл. Видимо, не зря "SOS" означает - спасите наши души.

***