Боль души

Максим Странник Петров
Большинство наших проблем связано с непереносимостью боли души. Изменил любимый человек. Предал друг. Оскорбили на работе. Почему человек начал пить? Чтобы заглушить боль в душе. Значит, что-то внутри человека, в его мировоззрении, в его принципах было такое, что не давало ему справиться с ситуацией. Почему же религия, которая и должна по идее заниматься душой человека, не способна была дать рецепт душевного здоровья?

Русь - православная страна. Современная православная церковь считает себя продолжателем Христианства. Но Христианство - не просто религия. Это религиозное учение. Учения, данное миру Богом через Иисуса Христа. Учение, которое было призвано как раз дать ответ на вопросы о наших взаимоотношениях с Богом, миром и другими людьми, дать уточнённую картину мира, его вселенские законы.

Давайте задумаемся, что вообще такое боль?

Когда мы случайно дотрагиваемся до кипящего чайника, то боль, которая возникает, инстинктивно заставляет нас отдёрнуть руку. Если бы боли не было, мы бы сожгли руку. Значит, боль выполняет очень важную функцию: защита нашего тела. Ну а боль души – это, следовательно, защита нашей души от неправильного отношения к ситуации.

Чему же учит нас наставница наших душ религия. Православие говорит: «Смиренно принимай всё, что даёт Господь. Если ударили по одной щеке, подставь другую». Немудрено, что многих такая логика делает атеистами.

Я не собираюсь вставать в оппозицию к Православной церкви. Но я хочу правильно понимать то, что говорил Христос. Меня не удовлетворяет то, как трактуются христианские истины представителями православной церкви. Видимо, не случайно Христианство раскололось на части: православие и католичество. А если учесть, что в мире существуют пять основных религий единобожия (к христианским добавляются иудаизм, ислам и буддизм), то кто обладает монополией на истину? Но это тема отдельного исследования. Единственное замечание по этому поводу. Во всех этих религиях есть пересекающиеся утверждения. Все они в целом делают ставку на основные нравственные заповеди: Бог един, не убивай, не кради и т.д.

Если раскол произошёл, то это значит, что он произошёл на почве разного толкования священных текстов. Православие и католичество опирается на одну и ту же книгу. Это Библия. Хотя Библия не является книгой в привычном смысле этого слова. Это сборник книг, написанных в разное время. В разные же годы священниками этот сборник видоизменялся по составу. Одни книги включали, другие исключали. Переписывали и редактировали тексты, делали новые переводы. Так что искажения, созданные пониманием истин людьми того времени были внесены в Библию. Хотя, в целом, основной смысл остался.

Но смысл христианских истин нельзя понять, трактуя эти истины буквально. Ведь не случайно они даны в притчах. И если мы говорим, что они, прежде всего, обращены не к поведению человека, а к состоянию его души, то какова должна быть душа человека? Какие чувства должны быть у верующего, чтобы он правильно относился к другим людям, к окружающему миру, к себе самому? А в первую очередь, к Богу?

Если мы буквально трактуем фразу: «Подставь другую щёку, если тебя ударили по щеке», то тогда это означает, что мы не имеем права защищать себя, если нас оскорбляют, обижают или физически нападают на нас.

Кстати, образ интеллигента в советском искусстве именно такой: человек вежливый, нравственный, образованный, но нерешительный, мягкий, не умеющий дать сдачи, постоять за себя. Именно таким выглядит герой Станислава Любшина в фильме «Не стреляйте в белых лебедей». Он егерь, привозит на природу туристов, которые хотят «культурно» отдохнуть: выпить, развлечься. Один из туристов поджигает муравейник, который оказался рядом с их стоянкой. Герой Любшина мучается, страдает, но ничего не может противопоставить хамству. Боль души. Но эта боль не находит выхода. И он тогда напивается. Потому что единственным способом заглушить боль остаётся водка.

Вот каков результат неправильного понимания Высших истин. Вот как религия может завести в тупик целый народ, давая неправильные ориентиры. Ведь советское атеистическое воспитание, на самом деле, выросло из Православия. Большевики в основу своей идеологии заложили именно основные православные принципы: коллективизм (общинность), нравственность, бескорыстность, заботу о душе. И интеллигент – это продукт религиозного православного мышления. Отрезали только верхнюю самую главную часть мировоззрения - веру в Бога, которая объединяла всё в мире: добро и зло, друзей и врагов. Вера опустилась на уровень человека. Но если лист на дереве не знает, что с другим листом объединён общими корнями, хоть и растёт на другой ветке, он будет считать его чужаком.

Но если вернуться к Библии, в частности, к Евангелию, то мы увидим, что Иисус Христос совсем не отвергал возможности физического сопротивления. Наоборот, он понимал, что не на любого человека можно воздействовать только словом. И кнутом разгонял торгующих из храма. Но это было не попытка уничтожить корыстолюбцев, а один из способов их воспитания.

Так что же означают слова: если ударили по одной щеке... Это значит, что внутреннее состояние нашей души должно быть таким, чтобы во всём видеть Божественную волю. Любая ситуация создана свыше. И принимать ситуацию мы должны именно в душе. Человек, нанёсший нам оскорбление, является всего лишь инструментом в руках Божьих. Инструментом для нашего воспитания. Для воспитания нашей души. Если нас обижают, то в нашей душе есть проблемы. И мы должны внутренне измениться. Вспомним: боль – это защита от более серьёзных проблем. Отдёрнув руку, мы спасли её от ожога. Боль – это способ воспитания души: перестань ненавидеть своих обидчиков.

Но это воспитание по отношению к нам. Тот, кто нанёс обиду, тоже несовершенен. И его также надо воспитывать. Наша реакция на обиду и есть процесс воспитания. Если мы пытаемся ответить обидчику: высказать претензию или жёстко остановить хама (в зависимости от ситуации), то мы уже воспитываем его душу. Если отпетого хулигана остановили силой, то он сможет понять, что не в любой ситуации он сможет вести себя как захочет.

Таким образом, подведём итоги.

1. Боль души – это способ воспитания нашего «Я» в соответствии с Божественными законами.

2. Боль души – это способ воспитания других людей. Мы все созданы Богом. И на уровне Божественном едины. Мы все являемся детьми Божьими (а не рабами). Бог нас любит всех и всегда. И как любимых детей, воспитывает: поощряет и наказывает. Он демонстрирует нам, как мы должны относиться к другим людям: с любовью в душе, с пониманием, что мы все несовершенны. Мы также должны поощрять других, быть щедрыми на похвалы. Но иногда честно и открыто высказывать свои претензии. Иногда жёстко наказывать. Но с любовью.

И тогда боль души будет не трагедией, не мукой, а толчком, импульсом для развития. Для устремления к Любви. Тогда не надо будет заглушать боль спиртным, наркотиками.

Всё, что мы получаем: и радость, и боль, и счастье, и потери, - всё это служит на благо нашей души. Надо не только понимать это головой, но и ощущать это чувствами, сердцем, душой. Тогда выражение «непереносимость боли» уйдёт из нашего лексикона. Мы станем относиться к боли как к дорожному знаку во время езды на машине. Вот крутой поворот – надо снизить скорость. Вот пешеходный переход – пропусти людей. Заболела голова – надо снизить нагрузку, изменить своё отношение к проблемам.

И тогда боль станет не только переносимой, но и радостным событием, подсказкой, шпаргалкой в нашей жизни.

«Раз я чувствую боль, - значит ещё живой». А ведь сколько людей уже умерло внутри себя, убивая свою душу через нетерпимость боли. Сколько людей встречаешь с пустыми глазами: они что-то делают, куда-то идут. Но боли они уже не испытывают. Физически они живы, здоровы, но душа их усохла. Именно про таких Иисус Христос говорил: «Пусть мёртвые хоронят мёртвых».

Так будем радоваться боли в нашей душе, потому что мы ещё живы!