Тонкий лед. Фильм режиссера А. Франскевича-Лайе

Людмила Ивановская-Васильченко
Последняя серия. Самые страшные кадры фильма… Сбитый грузовиком  автомобиль кувыркается с высокой насыпи, став вверх колесами. В салоне, вниз головой, зажат, чудом уцелевший главный герой фильма – Андрей Гаврюшов, которого играет актер, Егор Бероев.
 В боковом окошке разбитой машины, у самой земли лицо Андрея, его прекрасные глаза, полные отчаяния и надежды на спасение, потому что он видит идущего к нему человека…
В последние мгновения Андрей, конечно же, понял, что этот человек несет ему не спасение, а неотвратимую и беспощадную смерть… Пришелец хладнокровно бросает спичку на залитую бензином траву… По силе восприятия эти кадры сродни горящему Дому профсоюзов в Одессе! И окончательно понимаешь, что этот фильм не мелодрама, а трагедия! И она предрешена в самом его начале песней Павла Кашина «Тонкий лед»:

Она лежит на тонком льду,
Она зовет, и я иду.
Ни с этим миром, ни с собою
Не в ладу.

Она губами сгонит грусть,
А под ногами треск и хруст,
И, понимая, что погибаю,
Я смеюсь.

Она от света в небесах
Безмолвно тает на глазах,
А надо мной склонились двое,
Все в слезах,

А надо мной склонились двое
в небесах…

Текст и мелодия этой проникновенной, необычайно трогательной песни предваряют каждую новую серию фильма, возбуждая у зрителя неподдельный интерес к тем событиям, которые проживают вместе со своими героями великолепные актеры.
Какой блистательный букет артистов в фильме! Каждому из них можно дать премию за « Лучшую роль в фильме»!
А теперь, о главной героине фильма, Ирине Палагиной, в талантливом исполнении Кати Гусевой. Главной виновнице трагедии, которая действует в фильме по древней народной установке: «Где Любовь, там и правда». Только Любовь ли это, или всего лишь страсть, заскучавшей от избытка благ, женщины? Ведь, где Любовь, там непременно и Ответственность за всех любимых, а где Страсть – там безумные поступки, продиктованные жестоким эгоизмом!
Зритель в восторге от прекрасных любовных сцен на экране! Не часто увидишь сейчас такую красивую, без всяких постельных излишеств, ничем не омраченную любовь! Сюжет за сюжетом очень гармоничная пара демонстрирует свои чувства в открытых встречах, прощаниях, тайных свиданиях… Кто посмеет им мешать?!! Космическое впечатление производит встреча любовников на высоком мосту, который буквально парит над землей! Героиня долго бежит навстречу Любимому, бросается ему на шею, но…
Это не руки ее смыкаются на шее Любимого, а самая настоящая «петля…»
«Она зовет, а я иду, ни с этим миром, ни с собою не в ладу…» Вот что чувствует искренний, отрешенный, ведомый женщиной герой фильма, Андрей Гаврюшов.
Это не невеста бежит к жениху по мосту, а замужняя женщина с двумя детьми и опозоренным мужем за спиной! И сама того не желая, она накидывает «петлю» на шею прекраснодушному, романтичному, увлеченному ею мужчине…
За женщиной Ириной стоит крепкий, верный супруг - Игорь Палагин. Он дорожит своей супругой, дорожит своими детьми, своим домом, укладом своей устоявшейся, благополучной жизни. Не жена, а именно он создал все условия для развития своих детей, для их успешной учебы и отдыха. У жены нет никаких бытовых и прочих проблем. Она не работает. В ее распоряжении подруги, автомобили, шопинги, фитнесы, выставки, театры, любой вид курортного отдыха, любое хобби… Словом, все то, о чем миллионы ее соотечественниц не смеют и мечтать! И самое важное, чем обладает ее муж, это власть и большие деньги, которые ему ни с неба упали, а были заработаны каждодневным напряженным трудом. В ладах ли супруг с законом – это уже другая история. Поэтому строительный магнат Палагин очень дорожит своим статусом и дальнейшей карьерой… Заявление жены о разводе и требование «отдать ей детей» кажется ему подлой блажью и предательством.
Как она могла даже помыслить о том, что все, достигнутое и созданное им самим в их общей жизни, он возьмет и бросит к ногам какого-то юного автогонщика!
До развода Игорю Палагину нужно было созреть. Для этого нужно было время и терпение жены. И никаких условий с ее стороны. «Уходя – уходи», разрушай, но не так, чтобы «камня на камне»…
Для Палагина, отдать своих детей чужому дяде, с которым неизвестно еще как дальше все сложится, это глупость. Это - исключено для ответственного и любящего отца. Дети должны жить дома, а мама, проживая с «чужим дядей», может в любое время их навещать и принимать любое другое участие в их воспитании. По крайней мере, для начала это был бы самый приемлемый вариант.
Кроме требования, отдать ей детей, Ирина совершает далее ошибку за ошибкой. До разрешения семейного конфликта и развода, она весело и бездумно бегает и наставляет рога известному человеку – это, мягко говоря, опрометчиво. А точнее, непорядочно и подло. В сильном и волевом мужчине, каким является ее супруг, это вызывает категорическое неприятие, оскорбление. И за внешней грубостью и резкостью Палагина зрителю очевидно тяжелое мужское страдание, которое гениально передает Алексей Гуськов!
Палагина охватывает страдание такой силы, что совершенно затмевает ему разум! Он не в состоянии с ним справиться, поэтому готов на все. Его скоропалительные мужские поступки - «на грани фола», они вызывают сочувствие не только у мужской, но и у женской аудитории. Кто хотел бы на его место?!
Следующий продуманный шаг главной героини – объединиться в своей борьбе против мужа с всесильным депутатом Кормухиным, который конкретно является врагом ее любовника! Именно Андрей Гаврюшов опозорил его единственную дочь, убежав от нее накануне свадьбы к замужней женщине. Для дочери это явилось настоящей трагедией, так как она всей душой полюбила Андрея. Страдания дочери приводят Депутата к мысли о мести лихому автогонщику Андрею.
Не Палагин, а именно Кормухин, фабрикует на Андрея Гаврюшова сначала экономическое, затем уголовное дело! Лишает его бизнеса, всех счетов, свободы передвижения. Но даже такие жестокие удары, обрушившиеся на возлюбленного, недостаточны, чтобы немедленно уйти от коварного Депутата. Ирина живет в его квартире, куда он является в любое время, принимает подарки и ухаживания, пьет с ним «на брудершафт!» и прекрасно понимает к чему идет дело. Как она считает: цель оправдывает средства! Наверное, она также считала, когда по расчету вышла замуж за Палагина. Это распространенное ныне явление для молодых, образованных и красивых девушек, которые хотят иметь все и сразу. Они выходят замуж за мужчин состоявшихся и богатых, а потом, когда всем пресытятся, начинают мечтать о любви. «Жертвы» в золотых клетках!!!
 Одна из заключительных сцен, ключевых в разрешении конфликта, как раз и происходит в депутатской квартире. Кормухин, ползая на коленях, умоляет Ирину стать его женой, родить ему детей… Возможно это цирковой трюк Депутата, рассчитанный на то, чтобы сделать Ирину своей любовницей, а несостоявшегося зятя вернуть своей безутешной дочери. Неожиданно для Кормухина из соседней комнаты выходит, возмущенный происходящим, Андрей Гаврюшов и, твердым перстом с презрением, указывает Кормухину на дверь! Депутат долго и неуклюже поднимается с колен, медленно идет к двери, наконец, оглядывается… В его холодных, хитрых глазах горит перезрелая месть! 
Несмотря на большое количество серий, интерес к происходящему на экране сохранялся до конца. Другие линии в фильме также показательны, ярки и злободневны. Они - социально значимы, смело и конкретно обращены авторами к Высокой власти.
Но идея кинокартины, на мой взгляд, не в них. Идея фильма, показать роль Женщины в нашей жизни земной. Женщине слишком много дано. Она наделена большей мудростью и более тонкой интуицией, чем мужчина. Она предчувствует последствия событий, если не думает о сиюминутной выгоде с далеко идущими целями. Именно Она – Хранительница семейного очага, который жизненно необходим не только ей, но и мужу, и детям, и близким. По природе своей Женщина всегда созидает, а не разрушает. Женщина усовершенствует и укореняет мужчину в этом мире, хотя сильная половина человечества и отвергнет эту мысль «с порога»!
Я имею в виду - настоящую Женщину: совестливую, искреннюю, верную, сопереживающую, позитивную, благодарную, творческую… Женщина может вознести мужчину в духовном плане до небес, а может разбудить в нем зверя и опустить ниже земли! Или, как в фильме «Тонкий лед», конкретно привести к погибели. Все зависит от того, какая это Женщина.
Образ героя, представленный Егором Бероевым, никого не оставил равнодушным, а многих зрителей растрогал до глубины души. Андрей, понимая трагизм ситуации, действует спонтанно и, вроде, решительно, смело, но в его выразительных глазах - сомнение и грусть… Обезоруживает зрителя его, по-детски беззащитная, прекрасная улыбка… Совершенно очевидно, что Зов Женщины на «тонкий лед» для героя сильнее, чем инстинкт самосохранения:
«Она губами сгонит грусть,
А под ногами треск и хруст,
И, понимая, что погибаю,
Я смеюсь…
А зрители плачут! Они плачут вместе с теми «двумя», что склонились над Ним, Андреем, «в небесах», чья любовь останется с Ним навеки – это мама, потерявшая единственного сына, и безутешная девочка-невеста…

Идет суд. Ирина Палагина смотрит на судью, слушает его, но ничего не слышит... Перед ее мысленным взором, как в волшебном калейдоскопе, проносятся картины ее недавнего скороспелого счастья…
Суд выносит решение оставить детей с отцом. Все проходят мимо Палагиной, в том числе и муж с детьми. Ей очень тяжело. Но Игорь Палагин позволяет дочери и сыну возвратиться к матери, поддержать ее… Мать, обнимая детей, улыбается: ей есть, кого любить…
Так каким же оказался этот незаконченный роман для жены Игоря Палагина? Это был прекрасный роман, или это был преступный роман ?
Кто знает???