О русском моряке латышского происхождения

Вячеслав Чаплинский
Страшно подумать ,как давно это было.Когда я был молодым и даже не женатым моряком и служил на учебном парусном судне  в должности второго механика.Судно хотя и парусное  имело машинную установку.То есть главный двигатель работающий на гребной винт и дизель-генераторы  обеспечивающие судно электричеством.Ну и прочее механическое оборудование.Всё это обслуживалось механиками и мотористами а командовал нами  стармех.На  торговом флоте стармехов ,как правило, называют Дедами.Так вот наш Дед был  дедом не только по должности но и по возрасту.

Экипаж наш был по сути молодёжным.Даже капитану ещё не было и сорока.Все остальные были моложе и только Дед у нас был и по  возрасту Дедом.Ему было семьдесят с лишком.Но о пенсии он и не помышлял имея завидное,для своих лет,здоровье.Внешность он имел вполне респектабельную .Форму   морскую носил почти постоянно и сшита она была хорошим портным,впрочем как и штатские его костюмы.

На учебном судне ,когда на нём были практиканты  форменная одежда была  обязательна.А уходя на берег моряк мог одеваться и в штатский костюм.Экипаж наш был не только молодёжным но и очень дружным.На учебном судне дисциплина была  повышенна  по сравнению с другими судами торгового флота.Но на нашем судне она  соблюдалась в разумных пределах и поэтому не мешала нам а даже помогала по службе.Любой моряк  знал,что на вахту он должен являться точно в срок,но он так же знал что и его сменят с вахты точно  вовремя.

Но я хотел рассказать про нашего Деда.Звали его Карлом Мартыновичем Давиднексом.Происходил он из старинного латышского прибрежного Рода. Рода рыбаков и моряков.Родился он на рыбацком хуторе на берегу Рижского залива.С детства был  тесно связан с морем и рыболовством.А  когда ему исполнилось пятнадцать лет,отец отвёз его в Ригу и там пристроил  юнгой на пароход под опеку своего старого друга боцмана Звирбулиса. Так начинал свою морскую карьеру наш Дед Карл Мартынович.

Первый год службы у юнги Карлуши   обязанности были не сложные.Он фактически был нештатным  слугой у  старых матросов.Чистил им сапоги,бегал за водкой ,когда судно стояло в порту.Помогал коку на камбузе но делал и несложную морскую работу.Что поручат,куда пошлют.Но через год  Юнга хорошо освоился и фактически стал молодым  матросом.За это время он побывал во многих странах и кое-что повидал.Спустя пару лет он окончил курсы кочегаров и перешёл в машинную команду.

Парня тянуло к технике.Работа кочегара была не лёгкой но и платили больше. Карл ращитывал стать машинистом.Но на торговом флоте машинистом он не стал  пришло время идти на службу. Его зачислили во флот Его Величества  царя Николая второго.И оказался он в Кронштадте.Там он закончил ЭМШ  - электро-механическую школу.И стал ,наконец,машинистом флота.Служба ему давалась легко.Помогал опыт службы на торговых пароходах.

Служил он на канонерской лодке  "Отважный". Корабль относился к береговой обороне .Судно было новое и машины были не изношены поэтому  обслуживать их было легко.Начальству машинному расторопный матрос понравился.С детства приученый трудится  Карл и на службе  не ленился.Своё заведование содержал в образцовом порядке и начальство это ценило.Служили в ту пору  на флоте 7 лет.Довольно быстро Карл сталь машинным унтер-офицером и получал по тем  временам неплохое жалование.

Ещё будучи на торговом флоте Карлуша видел,как  пагубно влияет на моряка и его карьеру любовь к выпивке.Поэтому он старался вести трезвый  образ жизни. Выпивал  изредка но всегда соблюдая норму.Знал свою дозу.Поэтому неприятностей по этой части он никогда не имел.И начальство ценило трезвого моряка.В свободное время он почитывал специальную литературу по своей специальности.По окончанию службы,ему как машинному унтер офицеру  имеющему необходимый плавценз полагался диплом  механика  3 го разряда.И на торговом флоте он мог получить офицерскую  должность .Этот диплом он сумел получить  ещё до демобилизации Ведя вполне трезвый образ жизни Карл   сумел поднакопить приличную сумму денег и держал их в банке.

А в Российской империи в то время назревали события.Россию втянули в совершенно не нужную ей Первую мировую войну.Корабль "Отважный",на котором служил Карл  в серьёзных морских  боях не участвовал но нёс боевую патрульную службу.Поэтому и потерь в экипаже не было.Но потом на Балтийском флоте стали происходить другие события.Отрёкся царь,появилось временное правительство.А на кораблях флота появились агитаторы от разных революционных  партий.Эсеры,кадеты,коммунисты,анархисты ну и прочий сброд.Чаще всего это были лица не русского облика.Самые активные из них стали  потом большевиками.

Моряки к ним всем  относились настороженно.Особенно старослужащие.Которые должны были быть уже на гражданке но война задержала.Карл Мартынович рассказывал  мне о том времени вполне  откровенно.Он мне доверял несмотря на большую разницу в возрасте между нами.Но было у нас с ним и кое-что общее.Мы оба ,хотя и в разное время служили в Кронштадте.Более  того Мы оба кончали  ЭМШ  тоже в разное время но вполне возможно сидели в одних и тех же аудиториях и классах.Но самое удивительное это то,что я тоже  проходил службу  на  канонерской лодке.Только Карл Мартынович служил на большом корабле царского флота а я на малой канонерской лодке флота советского.

Всё это было в нашем прошлом.Но кое-что  нас объединяло и теперь.Мы оба были автолюбителями и оба имели маленькие автомобили "Москвич".В каждом советском порту мы вдвоём отправлялись в местный автомагазин  "достать" нужную для "Москвича" запчасть. Запчасти для автомобиля,как и всё в ссср, были  большим дефицитом.Сделав удачную покупку мы её ,как и положено,обмывали.Но делали это весьма  умеренно и в приличном месте.

Особенно хорошо это нам удавалось в Питере. От Карла Мартыновича я получил первые уроки как должен вести себя приличный торговый моряк и  офицер в питейном заведении.И это было очень показательно и удобно делать в Питере.Мы оба не плохо знали этот великолепный город.Только Карл Мартынович знал ЕГО   ещё  в его полном столичном блеске.Когда питейные заведения были на каждом шагу   а ассортимент выпивки и закуски зашкаливал  а главное был моряку по карману.Теперь,со слов Карла Мартыновича, всё было скудно. Да и зарплаты наши были невелики.Позволить себе ресторан "Астория" или "Балтика" мы могли только изредка.

Зато на Невском и на Канале Грибоедова  попадались весьма уютные пивбары и рюмочные. Вот сидя в таком  баре  мы и беседовали с Дедом.И Карл Мартынович доверительно рассказывал мне про революцию.Она нагрянула  ,когда Карл уже заканчивал службу.Со слов Карла Мартыновича  заваруху эту хорошо восприняли молодые матросы,которым предстояло ещё служить и служить. Потому что вместо скучной службы можно было поразвлечься на митингах. Побузить,поорать  "Не надо нам царя,товарищи Уря!!!"

А потом пошло поехало.Появился клич...Грабь награбленное.А грабить было чего.И было кого.Это же Питер. Столица! А сколько там буржуев,а сколько  буржуйских барышень.Флотская молодёжь ,порой, позволяла себе такое,что раньше и не снилось.Можно было запросто дать в морду офицеру а если начнёт ерепениться то и за борт его! Старослужащие матросы и унтер офицеры старались  не ввязываться в эти безобразия.Для нормального человека это было неприемлемо.

Но большевитские агитаторы делали своё дело.А потом появились и комиссары.Это потом уже наступит и отрезвление.Это потом уже будет и Кронштадский мятеж.Когда моряки поймут,что представляют собой все эти  Бронштейны-троцкие и Розенфельды-Свердловы.Что  можно реально ждать от ленинского кагала.Но Карл  не стал всего этого ждать.Он ухитрился получить документ о демобилизации и стал пробираться на Родину в Ригу.

Собралось несколько матросов-рижан.Среди них были латыши и русские и все они горели желанием вернуться на Родину.Нашлась какая-то самоходная баржа  у которой порт приписки был Рига. А шкиперу нужна была команда чтобы отогнать судно в родной порт.Так ,с некоторыми приключениями,Карл с товарищами появился в Риге.

Тут тоже была полная неразбериха,но всё же на Родине было спокойнее.Какое то время Карл отсиживался на хуторе у старого отца.На старой моторной лайбе выходили в залив за треской и салакой.И треска и салака были в цене но море то было не мирное и рыбаки сильно рисковали. Уединённый рыбацкий хутор был хорошим убежищем от всяких  городских передряг.И Карл  был рад отдохнуть под родительским кровом.Море и родительское небольшое хозяйство исправно хоть и не очень обильно но кормило.И какое-то время с этим можно было мириться.

А тем временем появилась независимая от России республика Латвия. Эта новоиспечённая Латвия была изрядно разорена войной и революцией.Половина земли была  изрыта окопами и траншеями. Русско-немецкий фронт когда-то долго утюжил эту многострадальную территорию.Но всё же тут было куда более спокойно чем в самой России где  большевики развязали гражданскую войну.

В той войне где-то активно воевали за "душку Ленина" красные латышские стрелки.Большинство из них на Родину так и не вернётся.Сгинут они в сталинских лагерях когда надобность в них ,как в красных карателях,отпадёт.Но Карл ,славу Богу, к красным  стрелкам не имел никакого отношения.Он был моряком с дипломом механика да вот только работы для моряка в новой республике пока не было.Флота у республики пока что не было.

Надежда была только на  зарубежный флот.После многих попыток Карлу наконец  повезло.На шведском судне ,зашедшем в рижский порт, заболел машинист.И Карл получил это место.Полгода он проплавал машинистом,хорошо себя  показал и вскоре получил должность третьего механика.После мировой войны ,после больших человеческих потерь, хороших специалистов на флотах не хватало.А Карл был именно  таким,хорошим специалистом.К тому же он не злоупотреблял спиртным.А  мужчины так или иначе прошедшие войну,зачастую этим грешили.

Конечно,Карл не был монахом и всё  человеческое было ему не чуждо.Но он как-то умел держать дозу во всём.Наверно поэтому, когда ему уже было 70 лет и он стал уже Карлом Мартыновичем как мужчина   он ещё мог  всё   ,что должен делать  Мужчина.Но всё по порядку. Карл  успешно служил механиком на судах разных европейских стан.Шведские,Финские,Немецкие пароходы менялись но менялся и сам Карл.

И вот ему уже 40 лет. У него прекрасное здоровье,хорошая морская репутация и не малая сумма в банке.По старым латышским канонам  моряку-латышу в 40 лет пора жениться.Если он ,конечно,не убеждённый холостяк.Карл убеждённым холостяком не был.А поэтому он возвращается в Ригу и начинает искать себе невесту.Но до того,как он её найдёт он покупает себе хорошую трёхкомнатную квартиру  недалеко от центра Риги. Обставляет её отлично сделанной дубовой мебелью. И приводит в эту квартиру молодую  жену.После свадьбы в одном из рижских скромных ресторанов.Молодой жене 16 лет - жениху 40.Но это по стариным морским латышским традициям.

 Но когда спустя много лет эта супружеская чета была на моей свадьбе ,никто не мог  и подумать,что между супругами такая разница.Карл Мартынович выглядел Млодцом ! Его милая Мирдза Яновна  - тоже!Таким он и остался в моей памяти  каким  его запечатлел фотоаппарат за моим свадебным столом.Карл Мартынович вышел на пенсию в 75 лет. А я стал ходить в дальние и долгие рейсы.Встречались мы не часто.Но для меня он остался Эталоном Моряка и Человека который решает связать свою судьбу с Морем и Флотом.