Сенсей-ни-рей

Риска Волкова
- Шомани Рей!
- Осс!
- Сенсей-ни-рей!
- Осс!
- Атагани Рей!
- Осс!

Так начинается и заканчивается каждая тренировка в додзё. Я слышу эти слова, и они звучат для меня как уже знакомая музыка, набор нот, которые кажутся естественными и неотъемлемыми от зала.
 В очередной раз тренировка закончилась, и все постепенно разбредались по домам, весело перебросившись парой-тройкой фраз в раздевалке на прощание.
 Сегодня я остался позже других. Я сидел на скамейке, крутил в руках избитую "лапу", почти с нежностью проводя по трещинкам и потертостям на ней.
 "Почему приветствие всегда такое?" - размышлял я. " Почему не "Да прибудет с Вами сила!" или "Давайте же побьемся на славу, друзья!"...". Я отчего-то никогда не копался в значении этих слов, но сегодня мне стало интересно.
Я открыл google. Честно с легким чпоканьем вбил свой вопрос в поиск.
Интернет вещал, что набор фраз на японском, произносить которые разрешалось лишь старшему поясу в группе, выражал уважение к месту и учителю. Это ничего мне не дало.
"Почему это важно? И почему моя душа словно загорается после этих абсолютно обычных слов при приветствии и прощании?".
- Цикл. Магия круга.
Я поднял глаза. Мой учитель стоял напротив и улыбался, глядя на меня.
- Ты говорил вслух. - Добавил он, заметив мою растерянность.
- Ааа... В смысле цикл?
- В нашей жизни все циклично. Все имеет начало и конец. Переходит из одного в другое.
- Вечный двигатель?
- Вроде того. Сама жизнь - это бесконечный цикл. Змея, глотающая собственный хвост.
- А при чем тут каратэ?
- Каждая тренировка - это цикл. Каждый месяц тренировок - тоже цикл. Каждый год... Каждое движение - цикл. Чтобы правильно направить силу, ты совершаешь цикл действий и стараешься сбалансировать вес и движения. Противопоставить напряжение в кулаке опоре всего тела, к примеру. И запустить движение по кругу, включив в него блок. Это почти что танец...
- Так. Хорошо. А при чем здесь приветствие?
- Сама тренировка - это тоже одно большое и многосоставное движение. Набор упражнений, которые приведут к какому-то следствию - улучшению навыков. Как и в любом действии, здесь должна соблюдаться гармония. Все должно иметь начало и конец. Приветствие в начале и в конце - это раз. Два - значения самих фраз. Ты же видел свод правил на стене перед входом в зал?
- Ну да... Там что-то вроде: "Соблюдай тишину...", "уважай...", "не нападай первым...".
- Произнося первую фразу ты не только подразумеваешь, что твой зал крут и ты его уважаешь, ты говоришь: "Я чту законы". Зал - это отдельный мир, государство со своими правилами. Переступая порог зала, ты кланяешься, принимая этот закон.
"Почитаю учителя" - следующая фраза, не означает, что ты почитаешь конкретного человека. Знаешь ли, в древней Японии не особо был развит культ личности. Японцы больше восхваляют нечто духовное...
- Значит, говоря, что я почитаю учителя...
- Да. Ты почитаешь "знание". Мудрость поколений. Учитель - это олицетворение собранного им уникального опыта, и только он сможет его передать. Но не забывай, что все находится в балансе. Поклон учеников - поклон и учителя. Знание так же уважает тех, кто несет в себе "желание знания". Баланс. Инь и ян. Везде.
Учитель вновь мягко засмеялся, сказал на прощание, что на улице, кажется, идет дождь и поинтересовался, не забыл ли я зонт.
Пожав ему руку, я ушел домой, размышляя над тем, как много всего мы упускаем, считая обыденным и не ища в этом смысла, довольствуясь лишь поверхностным знанием.