Швейцарские хроники. Часть 17

Шестакова Евгения
Гора Маттернхорн в горнолыжной деревне Церматт – везде!  Это и  превосходные бутылки вина, сделанные под эту гору,  просто макеты горы, шоколад, другие сладости и прочее... И так же везде очень много фигурок и изображений Святого Георгия, убивающего змея.

В одном из магазинов я нашла  очень вкусный хлеб, больше похожий на кекс. Квадратная, довольно увесистая булка. Как-то такой хлеб мы пробовали в Уэльсе. Наш гид тогда нам сказала – обязательно это попробуйте! 

Насчет еды в Церматте вообще нет проблем. Проблемы с ценами. Но, что удобно – почти возле каждого ресторана стоит стойка с меню.  Можно посмотреть,  что почем и подумать – а так ли мне хочется чашечку кофе за 8 франков и простой бутерброд за 18? Или я прогуляюсь в нижнюю часть деревни к большому магазину COOP и куплю бутылку хорошего вина за 3-4 франка и тот же бутерброд, но за 5. И скушаю это у себя в номере отеля. Да, меня никто не будет обслуживать. Но и переплачивать никому не нужно будет.

Это я так думала. Турист – нищеброд. *улыбка*.

Нет, в этой поездке с деньгами у меня было все нормально. Но мне реально было жалко платить столько за еду, которая того не стоила!
 
В некоторых ресторанах встречаются  интересные варианты обеда - Меню сюрприз. Ты  выбираешь один из трех вариантов и совершенно не подозреваешь о том, что же тебе принесут... Такое удовольствие стоит от 38 до 50 франков.

Почему в Церматте так дорого. Ответ довольно прост. В Церматт прилетают покататься на лыжах и отдохнуть товарищи, которым все равно, сколько стоит абонемент. Сегодня он стоит 70 франков, завтра он будет стоит 140, а никто даже и не заметит. Очень много богатых россиян, которые прилетают в одни и те же отели 3 раза за сезон.

Поэтому в дорогих отелях в Церматте есть всегда русскоговорящий персонал, потому что богатые люди:

А – не желают, чтобы их обслуживали черные или индусы.

Б - Говорят только на русском языке. Зачем им париться с иностранными языками, они богаты, все должны прогибаться про них. Ну и прогибаются.

Наверное, такая ситуация не только  Церматте, а вот многих других дорогих курортах Швейцарии. Да и было бы глупо, если бы швейцарцы не пользовались этим. Зачем снижать цены, если и так все забронировано на год вперед. И никакой кризис пока ничего не меняет.

Мой ребенок так и попал на работу в 5 звездный отель. В объявлении было четко сказано – русскоговорящий европеец со швейцарским видом на жительство.

Самое горячее время в отелях это банкеты на Рождество и Новый год. На католическое Рождество до утра гуляют несколько дней богатые европейцы, следом за ними начинают гулять богатые русские. Рабочий день у официантов длится 15-16 часов. Но как это хорошо все оплачивается! Плюс щедрые чаевые.

Пока я гуляла по  центральной улице  Церматта- Бангкхов штрассе. Затем решила  уйти  куда-то вглубь деревеньки.   Снега нет, светит солнце.  Тепло, хорошо просто гулять и ни о чем не думать.
Вернее - снег есть, но какие-то жалкие кучки  трудно назвать снегом...

Недалеко от здания железнодорожной станции есть еще один павильон. По этой ветке поезда ходят на ледник. До ближнего ледника ехать 2, 5 часа, до дальнего - 4 часа. Билет стоит 70 франков.  Поезд едет над деревней и уходит куда-то очень далеко в тоннель.

Гулять, так гулять! Я уходила все выше и выше,  в противоположную сторону от Маттернхорна, а ведь я так хотела посмотреть на эту гору.  И оказалось, что Маттерхор из этой части Церматта виден очень хорошо.  Это из нижней части деревни он виден далеко не ото всюду.  Вот такая вот таинственная гора гор этот Маттернхорн.

В Церматт не пускают авто транспорт, который работает на бензине или дизеле. Но вот мусорные машины - они свободно курсируют по всему Церматту с раннего утра.  Эти машины еще одна причина того, что в Церматте я никак не могла нормально поспать. Первая причина -  это расположенные повсюду бары и рестораны. Итальянцы и немцы умеют гулять похлеще русских. Вечером и ночью мороз до минус 15, они сидят на открытых верандах, пьют, орут и горланят песни до утра. Иногда даже завидовала и думала – что же меня так не торкает, что же я так не могу.
Только уснул, с пяти утра, еще по темноте начинают ездить мусорные машины. Мусор в Церматте сортируют. Стеклотара  идет в отдельных контейнерах. И вот, когда бутылки из этого контейнера начинают пересыпать в мусорные машины… Представляете, какой грохот стоит на узких улочках?

А контейнеров много. Пьют то в Церматте знатно. Швейцарские вина просто изумительные!

Поэтому спать ночью удавалось урывками. А дальше завтрак, а потом гулять нужно! И ребенка увидеть в перерывах между его работой.  Высплюсь я дома, подумалось мне в очередной раз.

 Гуляя по всей деревне, я поняла, что в какой бы части Церматта ты не находился, стоит только поднять голову – великолепные швейцарские Альпы вокруг тебя.
Моя прогулка по верхней части этой Альпийской деревушки продолжается.  И тут я понимаю, что внезапно  дорога становится частью горнолыжной трассы.  И почти так же внезапно появляется снег и становится очень холодно.  В горах то снег был и его вполне достаточно для катания, вот внизу, в деревне настоящее лето. Днем + 10.

Горы чаруют, горы манят, горы зовут... А я просто стою и молю немые небеса избавить меня от этой невозможной боли, что до сих пор разрывает мое сердце и душу на миллионы кровоточащих осколков.  Мое сердце разобьется еще ни раз за этот год, а потом я пойму, что я просто  больше не умею любить.  Я не знаю теперь, как это делается…

На узкой горнолыжной трассе сбоку притулился неказистый с виду бревенчатый домик. Оказалось, что это ресторан. Для лыжников. Тут же на морозе на своеобразной барной стойке разливают шампанское. По 10 франков за маленький бокал. Однако (с).
Напоминаю, внизу, в магазине, можно купить бутылку  игристого вина на 5 франков.
Стою и думаю – хочу я шампанского или нет? *улыбка*.  Моя жаба меня побеждает.  Да и только 11 утра, рано еще для шампанского.  Чуть ниже по этой дороге мне попался магазин португальских вин и я даже нашла в нем свое любимое розовое вино – Матеуш.

Не только с горнолыжным спортом в Церматте нет проблем, всяких разных других гимнастик тоже хватает. Специальные доски для объявлений пестрят рекламными листовками пилатеса, йоги, бассейнов, тренажерных залов и тд.
Что меня еще дико поражало в Церматте – это старые, старые бревенчатые домики – сараюшки. Бревна древние, почти черные. Некоторые эти домики реально сараи, другие даже сдаются в аренду. Какая-то нереальная древность посреди пятизвездочного великолепия.

Но, если сказать правду, то все эти сараюшки находились далеко не в центре Церматта. 

Что еще очень понравилось -  из любого засохшего дерева или пня может родиться невероятная  красота! Каких только фигурок не вырезают тут из дерева – птицы, совы, барсуки, суслики, какие-то сказочные гномы и другие персонажи. Я думаю, если бы в наших дворах так обращались с засохшими деревьями, было бы все совсем по-другому.  Засохло дерево,  спилил его не под самый пень, а оставил метр ствола. Вырезал красивую фигуру, покрыл ее сверху лаком.  Эх, о подобном нам остается только мечтать.  А как тут  оригинально оформлены почтовые ящики…

Не только деревянные поделки украшают Церматт. Милые отели встречаются все время, хочется останавливаться и разглядывать их во всех подробностях.  Некоторые отели находятся на очень крутых склонах и довольно высоко от основной дороги. Для посетителей таких отелей есть персональные  подъемники, типа мини канатных дорог.
Гуляя, дохожу до очередной станции  в верхней части Церматта.  С нее лыжники могут уехать кататься на гору Кляйн Маттерхорн  или в Италию. На вершине горы «тепло». Всего минус 12. Но вот ветер в 91 км час.  И гора открыта.  Трассы все горят зелеными.

Так как ребенок работает до обеда, а сидеть в отеле мне не хочется, я ухожу вверх от канатной станции, чтобы прогуляться и посмотреть – а что выше? Понимаю, что выше лес *улыбка*.  И домики…

Где-то в витрине проката горнолыжного оборудования стоят очень древние лыжи. Наверное, начала века. Стою и думаю - Неужели люди когда-то катались на таких лыжах? Как?!

Поднимаясь выше,  я попадаю в царство деревянных сараюшек. Тех самых, о которых я рассказывала чуть раньше.  Большие мусорные контейнеры сделаны в виде таких же сараев. Очень культурно и совсем не воняет. Вот и все, Рождество и Новый год кончились -  елки на помойках... А потом я дойду до настоящего Маттернхорна из елок... Такой горы из выброшенных елок я никогда в жизни не видела. Жалко елки, очень жалко.  Но европейцы считают Рождество своим самым – самым главным праздником и искренне не понимают, как это можно встречать такой праздник с искусственной елкой?

Где-то на границе леса меня начало сдувать.  И на фотографиях этих мест  видно, как бешеный ветер уносит снег с горных хребтов. 91 км в час! Честно говоря, я даже не представляю, как люди катаются при таком ветре?  Выше идти стало не комфортно. Наверное, пора и пообедать. Время идти обратно в деревню. Итак,  я уже ушла достаточно далеко. Было ли мне страшно гулять одной по лесам? Вообще нет.
В самом Церматте машин  нет, машины запрещены. Но мусорки то ездят, поэтому машины в Церматте есть. А вот чуть выше Церматта тоже есть. И ездят они по лесам. В основном это джипы, на колеса которых намотаны цепи.

Погода начинает резко ухудшаться.  Как всегда бывает в горах. Над головой висит милое, белое облачко. Не успеешь оглянуться, как пушистое облако становится мощной "накрывашкой", которая несет плохую погоду и снег...

В дорогом Церматте можно относительно не дорого разместиться в хостеллах. Моя цена отеля со скидкой по акции сайта Букинг ком была почти такая же, как кровать в 5-6 местном номере в хостеле. Но хостелы меня все еще пугают.

И забрела я в церковь, подумать о вечном...Англиканский собор Святого Петра.  Как говорят англичане, они приветствуют молящихся из разных конфессий. В этой церкви часто отпевают тех, кто погиб, покоряя Матернхорн. За церковью кладбище погибших альпинистов.

Меня нельзя назвать религиозным человеком, но тут я сидела одна в этой красивой церкви и просто просила - Господи, открой же мне правду...

Может быть это совпадение, но на следующий день, на православное Крещение эта самая правда обо всем том, что последние 4 месяца происходило в моей жизни - она открылась внезапно...

Даже не могу сказать, как мне было плохо в тот момент.
Я всегда говорила, что от правды только больней.
Я хотела узнать - и я узнала.
Как говорят - Будьте осторожны со своими желаниями. Они имеют неприятную особенность  сбываться.

Стоя у очередной витрины с сувенирами, я долго думала, какой же сувенир увезти из Церматта, но так ничего и не купила. Даже магнитик.  Полная апатия и нежелание жить. Вы скажите, как же так можно, находясь в таком красивом месте, куда многие даже и не мечтают попасть, сидеть и думать о смерти? Когда твое сердце разбито на миллионы кровоточащих осколков, то да, можно.

Выхожу из церкви, над головой раскинулось бескрайнее небо, а ко мне спешит белый кот и как давай ластиться.  Я вытащила из рюкзака телефон, положила на землю открытый рюкзак, чтобы сфотографировать милого кота. Смотрю - кот залез ко мне в рюкзак.

Еще одно удивление – это  зимние велосипедисты, которые  рассекают вверх вниз по Церматту и окрестным горам.

Через 179 дней в Церматте будут отмечать 150 лет со дня первого восхождения на гору Маттернхорн.  У отеля Монт Серван каждый вечер разжигали костер,  и поили посетителей отеля глювайном, или глитвейном из русских самоваров. С глитвейном у меня произошла смешная история. Два вечера подряд, пока работал ребенок, я ходила по Церматту, заглядывая в открытые ресторанчики и спрашивала «глитвейн». Меня не понимали. На третий день мне ребенок сказал, что спрашивать нужно «глювайн», про «глитвейн» тут никто ничего не знает.

Вечером, после работы, я  потащила ребенка сфотографироваться на фоне Маттернхорна. Он мне сказал, что в этой части Церматта, откуда видна гора гор, он еще не был. Если я отличаюсь поразительной любознательностью и обычно хочу изучить весь мир и все пространство вокруг себя, то ребенку хватало его мира – работа – магазин – общежитие – скайп с его девушкой, которая училась на Кипре.
Ни одна крыша  в Церматте не пропадает просто так..  Где-то стоят самолеты, где-то Деды Морозы, где-то сани с оленями.  А на небольшой площади перед жд вокзалом стоит елка, украшенная странными бумажными игрушками.


На следующий день по прогнозу в Церматте обещали переменную облачность. Что, собственно и сбылось.
Если вы не хотите кататься на лыжах, вокруг Церматта проложены прогулочные тропы, гуляя по которым можно не только уйти на несколько километров и чувствовать себя при этом в абсолютной безопасности, но и полюбоваться горами. За каждым поворотом тропы нам открывается нечто неизведанное и прекрасное…