Cправиться с одиночеством

Юрий Шляев
Импульсом моего  очерка стали заметки Александра Багмета (ссылка) http://www.proza.ru/2012/09/21/802

Вместо эпиграфа: «Не тот одинок, кто один, а тот, кто чувствует себя одиноким», -- заметил Эрих Мария Ремарк в шедевре «Три товарища».

Что это на самом деле так, можно убедиться даже на бытовом уровне, наблюдая за людьми, которые по тем или иным причинам остались без семьи или по крайней мере без пары. Многие почти безболезненно переносит свою одинокость, направляя интересы на другие объекты, а не погружаясь в себя, соответственно в проблемы собственной "отделенности" и то, что с нею связано. То есть одинокими себя не считают и не страдают от нехватки по-настоящему близких людей.

Главной подоплёкой ощущения одинокости, покинутости является дефицит общения, ведь человек -- существо прежде всего социальное, и коммуникация с себе подобными для него имеет существенное значение. Поэтому одинокость дает себя знать прежде всего тогда, когда банально не с кем поговорить, как говорится, перекинуться несколькими словами, высказать свое отношение к определенным событиям, а всего острей -- когда немощный человек не ощущает  заботы, элементарной бытовой помощи. Чаще всего последнее донимает в старости, когда наваливаются возрастные недуги.

Ощущение себя одиноким, как обнаружили исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), на 55 процентов зависит от генетической склонности. Эти же исследования выявили, что одиночество связано с такими психическими нарушениями, как депрессия, биполярное расстройство и шизофрения. А специалисты из Университета Бригама Янга (США) пришли к выводу, что не психологическое, а именно физическое одиночество повышает риск преждевременной смерти -- почти так же, как ожирение.

Вот же, в любом случае человек должен, да и вынужден контактировать с окружением даже ради психического здоровья и качественного долголетия. Причем не на формальном уровне, как в магазине с продавцом, при оплате коммунальных или других услуг с кассиром или в общественном транспорте с кондуктором, пассажирами. К слову, кое-кто с последними именно за неимением достаточного общения затевает разговоры на посторонние темы ради собственной потребности, а многие из таких же, то есть с дефицитом коммуникации, с готовностью поддерживают стихийные разговоры и обсуждения. Но этого общения, увы, недостаточно, так как оно спонтанное и нерегулярное, случайное.

Пожилой человек часто даже и в семье не находит чуткого собеседника, глубокого понимания и сочувствия, а потому с домашними приходится  общаться разве что лаконично, по поводу каких-нибудь бытовых ситуаций. Именно для своих пожилых членов семей их зажиточные дети нанимают сиделок, с условием удовлетворять и коммуникационные потребности подопечных, например, читать им книжки, прессу, вместе пересматривать фильмы, телепередачи с последующим обсуждением. В цивилизованных странах материально обеспеченные пенсионеры (к сожалению, таких у нас маловато!) за немалые деньги заводят для себя так называемых компаньонов, дуень, домашних работниц с такими вот обязанностями. Существуют даже фирмы, откуда можно вызвать на определенное время, конечно, за почасовую оплату "друга для прогулок и общения".

Нашим же обычным пенсионерам с мизерной государственной поддержкой, ясное дело, все это не по карману. На социальные службы полагаться также не приходится, так как они обслуживают лишь юридически одиноких старых людей (без детей и других ближайших родственников, опекунов). Да и в короткий список услуг социальных работников, приставленных к пожилым одиночкам, удовлетворение их коммуникационных потребностей не входит. Словом, задушевные разговоры с подопечными -- личное дело соцработников, а потому полагаться на это не следует, так как у них таких одиноких бедняг -- не один десяток на участке, времени же на посторонние разговоры нет.

Если же пожилой человек способен передвигаться самостоятельно, не имея особых проблем с опорно-двигательным аппаратом, он таки может найти места, а там конкретных людей для общения, даже друзей. Это -- клубы для определенных возрастных категорий, общественные "университеты третьего возраста", общества по интересам (например, любителей рукоделия, разведения цветов, Союз писателей страны). Проблему могли бы решить Дома ветеранов, которые работают как культурно-образовательные учреждения. К сожалению, после аннексии РФ Крыма в Украине из двух таких домов остался только в Киеве (раньше был ещё в Севастополе, не знаю, функционирует ли доселе). Зато работа в столичном Доме ветеранов ведется активная: случайные посетители и завсегдатаи удовлетворены, судя по письменным и устным отзывам.

НА СНИМКЕ: Киевский городской Дом ветеранов