Созидание Глава 9 1968 г. Часть 11 женщины в жизни

Дудко 3
Фотография, которую сегодня можно считать раритетной.
КОМУННА  "ЗАРЯ"   1926 год.
 Помеченный на ней 2007 год, это год, когда мы пересняли эту фотографию, хранившуюся у родственников – для себя.
В этой комунне трудились родители отца Виктора. А у самого БАТИ с этой комунной связаны молодые годы.
О комунне "ЗАРА" упоминается в письме, приведённом ниже – Татьяны Григорьевны Скринниковой. 


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 9   1968 год
 
ЧАСТЬ 11  ЖЕНЩИНЫ в ЖИЗНИ БАТИ
   
   
  В этом году, когда БАТЯ остался один, он задумался на тему своего одиночества. А почему бы и не...

  И решился он отыскать свою последнюю любовь - МАРИЮ.

  Надо сказать, что женщины в его судьбе всегда играли не маловажную роль. Поэтому эту тему мы решили выделить особо.
   
   
   
   "НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ..."...
   
   
  Сохранилось единственное письмо от первой  жены Анатолия Евстафьевича.

  Не знаю - зачем БАТЯ написал письмо своей первой дочери, обратившись с просьбой достать для него какое-то лекарства.

  Может быть, оставшись один, он стал нащупывать пути к налаживанию родственных отношений с прежними своими детьми? Что он хотел мы теперь уже никогда не узнаем.

  Письмо, адресованное дочери попало в руки бывшей жены - Татьяны Григорьевны Скрынниковой.

Можно понять - какие чувства всколыхнуло в её душе это письмо, написанное спустя много лет после их развода. Жизнь её уже была прожита, и вся она прошла на грани нищеты и борьбы за выживание. Она прошла через всё.

 И теперь с удовольствием, от того, что появилась возможность "отомстить" - выплеснуть всю обиду, нанесённую ей Анатолием Евстафьивичем, она написала ему это письмо.

  Понятно, что ненависть, которой дышит письмо, это результат прожитых долгих трудных лет. А как ещё она могла ответить на неожиданно присланное БАТЕЙ письмо? И зачем только он растревожил старые раны брошенной  когда-то им женщины?

Письмо жестокое. Не нам судить сегодня – что в нем соответствует истине, а что кричит о давней обиде, не утихшей за прошедшие долгие годы жизни.

Письмо грубое. Это желание женщины – отомстить этой грубостью за давнюю обиду.

С годами видится всё по - другому. Но то, что эта женщина перенесла в своё время огромный стресс, может быть, дает ей право – один раз отомстить за нанесённую обиду и грубо обругать того, кто предал её…

Уже и БАТИ давно нет в живых и этой несчастной брошенной им женщины. А строки её письма всё ещё хранят, и теперь будут хранить вечно – её слёзы, её поруганную молодость…

В письме мы не исправляли допущенные ошибки, привели копию подлинника без изменений. Но особенно «крепкие» выражения мы всё-таки исключили…

                ЗДРАВСТВУЙ,   АНАТОЛИЙ   ДУДКО!!!

          К Вам – Дудко  Т. Г. (Татьяна Григорьевна) Скрынникова.!!!!

Прошло много лет, почти полвека. Но, коль ты задел дочь о спасении твоей личной шкуры выслать лекарства!...

Я хочу тебе напомнить, что бросил семью, как был член (партии), а сам украдкой сбежал, оставив 4-х летнего сынишку, и меня, 6 месяцев беременности?! Без куска хлеба, ни копейки денег и на чужой квартире. Мне кажется, ты не забыл своё прошлое…

«Вы» (Дудко А.Е.), Вы свою жизнь провели под укрытиями. Часто меняли места в работе, чтобы я не потребовала на воспитание детей. Мои документы возвращались назад. Но мне запомнится, как о самом  Подлец!!!...

Родилась дочь без тебя. Но дети не знают, что из себя представляет Отец! Даже можно выразиться, как Подлецом.

Вы бросили двух крошек, деток. От трёх женщин, Вы женились на Поповской дочери – Покровской на Украине (это речь идёт о маме Виктора),            в Ташкенте и в Киргизии на Полячке. И много других женщин. Но, всё-таки пришел конец Вашей женитьбе. И на старости Вас окружает Одиночество, и дряхлая старость…

Вы, как утопленничек, хватаетесь за Соломинку. Чтоб моя дочь  Зина выслала тебе лекарство. Ты только дрожишь за свою шкуру. Ты Трус и Подлец…

Да, мне передавали твои сродственники. Ты, наверняка догадался. О твоём путешествии. Как и что ты творил.

Поэтому ты приезжал в Садовое, и собирал подписи, что ты Хороший Человек? Тебе нужна была пенсия? Но ты Наглый Человек. У тебя нет Отцовского чувства. Но я б тебе и этой пенсии не дала. Ты не заслуживаешь, как Подлец! Ты скрывался от алиментов, и ни копейки не выслал детям. А сейчас тебе нужна пенсия?...

Как Проходимцу, обманывал Государство и отсылал Судебный Лист обратно. Потому что ты работал Бухгалтером. Все козыри в твоих руках. А я была беззащитная Мать 2-ух маленьких крошек.

Мне передавали твои сродственники, что 3-яя жена Покровская хотела тебя застрелить за твои поступки.

Да! Началась Война…

Как мне приходилось тяжело воспитывать и растить своих деток. Но я не падала духом. Они, мои деточки, получили Высшее образование, которых ты бросил в кювет. Они полезны Государству. Честно трудятся. А ты во время Войны, чуть не был в Германии, пересылал посылки через каждые 10 дней, и жил, как Трутень, а детей не вспомнил, что у тебя есть дети, и посылки пересылал Дудко Екатерине Фёдоровне.

По приезде дочери в Брест в командировку, она навестила тебя, и представила, как Проходимца. Встроял пирушку. Похвастался. Задел моих родственников! Но спрашивается? А твои кто родители? Сколько не тянулась ниточка, а пришел конец. Твой отец был волостным писарем, рассказывали крестьяне, как снимали перед ним шапки. С комунны «Заря» его выгнали, как кулака – имел и эксплуатировал людей. Мать твоя – дочь помещика с дворянского происхождения. Вот так, своё не видно, а чужое бревно видать…..

После отъезда дочери, ты настолько обнаглел. Только о своей шкуре дрожишь. Даже не купил гостинец  - конфет на 1,50 к. внукам. Ну, что о тебе говорить. Ты, как Подлая душонка!...

«Прибедняешься». Мало тебя Трясли, и внукам нет спокоя.

Внучка закончила учёбу – техникум по специальности юриста. Работает и заочно учится в институте на юриста. Так был запрос за Тебя, так как она работает в Министерстве Внутренних дел…

Да! Прошли годы. Я, как Мать, и Бабушка, и Пробабушка Горжусь. Меня окружают, не забывают, часто проявляют заботу. В летний период внуки и дочь покупают путёвки в санаторий и дом отдыха. Я этим Горжусь. Что я не одинокая. Как суббота, закупаю продукты на выходной день, встречаю внуков, правнуков, и дочечку. Толик живёт у него. Родился сын (Назвали по дедушке – Леонидом) поколение растёт, а мы стареем…

Я Горжусь, что наше сродство Скрынников растёт. Сёстры, Братья, Внуки Имеют свои Собственные Частные машины, и все имеют высшее образование – Инженеры – Кулинары.

Как ты хвастался, что ты кулачил. Отбирал кусок хлеба.

Нас было 7 человек детей, да отец умер. Но наша Мамочка, как Героиня, выучила детей. Все имеют высшее образование…

Так что, Дудко может приезжать и кулачить! Все сродственники и внуки имеют благоустроенные квартиры, работают на заводах, на фабриках, в Трестах общественного питания, Инженерами, или поварами…

Провожаю 2-го  внука Володю  сиротку в Армию. Я Горжусь, как Бабуля. Я от них, внуков, слышу тёплые слова о заботе, обо мне. Все скромники. Имеют дачки. Так что, я Горжусь…

А тебе желаю  не 100 лет прожить, а 50 лет. Лазить рачком за эти все твои подлости как Подлец – за издевательство детей, слёзы детские не пропадут, и не пропали. А их воспитала я (как мать).

                К   СЕМУ   -   ТАТЬЯНА.

Хочу продолжить. Когда ты бросил семью, уехал с Любовницей Покровской, и мы жили на квартире у Фесенко. Была холодная зима. Ты дал приказ, что ты уезжаешь, чтобы я освободила квартиру. Деньги уплатил по тот день, когда выехал украдкой…

На утро зашел хозяин, где жила твоя любовница. Всё рассказал. Но от этого не легче. У меня нет куска хлеба и нет крыши…

Я взяла сумочку. В это время ты Считался, как служащий, получал Паёк. Это был товарищеский кооператив. Я обратилась к Секретарю. Но он посмотрел так жалостно, и начал рыться в бумагах. Ему страшно было сказать, но он сказал – «Зайдите к заведующему, Клименко. Вы в списке вычеркнуты».

Я зашла в кабинет. Это был твой сродственник – дядя!! Я поздоровалась. Но он не поднял головы. Что-то рылся на столе, в Папках. Я Подошла к столу. Он даже не Предложил сесть. Мне очень было Стоять Тяжело, я ждала ребёнка…

Я Спросила за паёк на питание, но он мне ответил, что Анатолий Дудко выехал, и взял разводную. – «Вы, Скрынникова, Вам нет пайка. Освободите кабинет»…

Но, благодаря сельчанам, они меня поддерживали. Они знали моих родителей. Даже в селе не верили, что ты бросил семью. Ты от родителей украл меня, увёз к себе…

Слух этот разошелся по всему селу. И мамины и Батины кумовья и близкие Соседи. Приносили детям Печоные Булки  хлеба, кусками. Сала, мяса, яйца, сметану, молоко для питания детей. Они без ответные крошки, они хотели кушать, но у меня ничего не было. Я прожила у Фесенко без тебя около трёх месяцев. Уже было тепло. Можно жить с детками на солнышке, под шатром. И только тогда хозяйка рассказала о твоём приказе. Она больше пережила за меня. Не говорила, чтобы со мной и не случилось. Она всё время говорила – «Таня, ты двери не закрывай, а то, в тебя холодно. Пусть идёт тепло в твою комнату». Это было в 30 годах.

Я Подала заявление в колхоз, но правление оказало, нужно было разрешение Райисполкома. Я Взяла Лешу за руку, и пошли в Беловодск. Это было около 3-х км. пешком. Зашли в кабинет. Он предложил Стул сесть, а Лешу взяла на руки. Он устал. Начал капризничать. Но начальник открыл стол, вынул белый Калач душистого хлеба, и Леннику дал. Он замолчал, и принялся за трапезу, он проголодался. Я рыдала навзрыд, чтобы мне оказали помощь, приняли в Колхоз. Он написал на заявлении – «Принять в члены колхоза». Решалось на общем собрании. И все присутствовавшие колхозники Приняли меня членом колхоза.

Я Приступила к работе. Чистили Кошары, рабочий скот, а вечером убирала контору. Мне начисляли трудодни. Весной крутила Сортировку, очищала Семенник для посева. Вот с этого дня началась моя жизнь! И воспитывала, растила своих беззащитных деток.

Ну, всего не опишешь. Как можно забыть эти пережитки. От такого Подлеца, морил детей Голодом. И не знаю, как только Выразить, ты был детям убийцей…
Живых ложил в могилу. Но они выросли. Передай Катьке, я ей желаю, как тебе. Вы вместе всё проделовали. Она твоя наставница.

                К   СЕМУ   -   ТАТЬЯНА.

Копию письма вышлю, где ты работаешь. Пусть узнают, какой ты Проходимец и Подлец.

   
   
   
  Надо сказать, что судьба Веры Николаевны Покровской, Витиной мамы, немногим отличалась от судьбы Татьяны Григорьевны Скрынниковой.

Она осталась тоже одна, с двумя детьми, в чужом городе...

Правда, в этом случае, Батя помогал и деньгами и посылками Рите и Виктору до конца их учёбы в институте. Да и потом помогал, чем мог.
   
  В письмах Веры Николаевны и Риты редко упоминалось о Бате и Жене. Для примера приведу пару вырезок. В письме идёт речь о свадьбе Витиной сестры - Марты.
   
  27.06 58 г.
  Письмо в Пензу из Каменец-Подольского.

   ДОРОГОЙ ВИТЕНЬКА!

  Екат. Фёдор. прислала письмо. Обещает тоже приехать на свадьбу. Пишет, что Анат. Евст. был в Ленинграде, и они договорились вместе ехать на свадьбу, если я не возражаю против него. Я не знаю, что на это ответить. Как ты думаешь, Витенька? А, может быть, это не серьёзно? Рите он отказал в поездке, когда она была в Бресте. Он заявил мне, что не на что и не с чем ехать. А теперь говорит другое. А после того, как он был в Москве, и видел тебя, то написал Рите ругательное письмо. В нём он писал, что ты очень худой, так как копишь деньги для её свадьбы....................................
 
   МАМА

 
   
   
   
  31.12.1966 г.

   ДОРОГИЕ МОИ ВИТЯ, ИРА, ЭЛЛОЧКА И ОЛЕЖКА!

  Не хотела я вам писать всего этого, но теперь напишу.

  Витя был маленький, беспокойный. Сколько бессонных ночей я провела у его постельки, и воспитывала я его без нянек и бабок - сама, до 13 лет, включая и тяжелые годы войны, когда падала в обморок от голода, а Вите и Рите давала, что могла, и работала всегда в две смены. А потом обманным путём А.Е. увёз у меня Витю, запрятал во Фрунзе (это для того, чтобы не платить алименты). А сколько я его разыскивала, а он всё молчал. Его задарили подарками и т.д. и т.п. В общем - оторвали... Я, конечно, не оправдываюсь. Зачем ворошить старое? Это к слову. Это результат бессонных ночей.............................................

   МАМА

   
      
  Тоже к слову... Витина мама лукавит. Батя не выманивал Виктора к себе. Виктор убежал к отцу на фронт сам. И не всё время Вера Николаевна нянчила маленьких детей сама. При первой же возможности она пригласила к себе жить свою двоюродную сестру - Ираиду Ананьевну Покровскую, которая практически была у неё за няньку.
   
     Судьба следующей жены БАТИ - мамы Жени - Александры Лаврентьевны Дудко частично отражена в письмах Бати и Жени, приведённых в первой книге - "ИТОГИ" и в письмах БАТИ и ЖЕНИ во второй книге - "СОЗИДАНИЕ".

Единственное можно отметить, что Женя был последним, младшим и самым любимым сыном. Женя был его огромной любовью и надеждой.

Батя сделал всё, чтобы оставить Женю при себе и восстановил против матери. Даже не знаю, что лучше - воспитываться с матерью, и быть брошенными отцом, или жить с отцом, ненавидя родную мать?
   
  Мы не знаем, сколько в жизни было у Бати женщин. Это его жизнь. Но ему посчастливилось ещё раз, в свои шестьдесят испытать светлые чувства к женщине, моложе его на 10 лет. Но судьба не сложилась по причине не согласия Жени на этот поздний брак...
   
   
   
   ПИСЬМА МАРИИ И БАТИ
   
   
   ЗАПОРОЖЬЕ

   АДРЕСНОЕ БЮРО
   НАЧАЛЬНИКУ

   По встретившейся необходимости прошу Вас сообщить точный адрес гражданки Рыбальченко Марии Абрамовны, рождения 1918 или 1919 года, прибывшей в Ваш город из Ферганской области.

  По неточным данным она проживает по ул. Кремлёвской. Если есть данные места работы, то прошу сообщить и эти данные.

   А.Е. ДУДКО.

  БРЕСТ. 1-ое почт. Отделение востребования. Дудко А.Е. 17.09.68 г.
  Вложен конверт высылки ответа.
   
 
   
   
  Получен ответ - справка с адресом: Прописана - г. Запорожье. Ул. Кремлёвская 59. Кв.33.
   
   
  ТЕЛЕГРАММА В БРЕСТ ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ
  ВЫЕДУ ЗАПОРОЖЬЯ ПЕРВОГО НОЯБРЯ ПОЕЗДОМ

   МАРИЯ
   
 
   
   
   
  ТЕЛЕГРАММА В БРЕСТ ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ

   СООБЩАЮ ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН СЕМЬ НОЛЬ ВОСЕМЬ
  СОРОК ПЯТЬ ЖДИТЕ ПИСЬМО

   МАРИЯ
 
   
   
   
  ТЕЛЕГРАММА В БРЕСТ ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ

   ВСТРЕЧАЙ ВТОРОГО АЭРОПОРТУ ШЕСТНАДЦАТЬ
  ТРИДЦАТЬ РЕЙСОМ 3600 ЦЕЛУЮ

   МАРИЯ
   
 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  10.10.68 г.

   АНАТОЛИЙ, МИЛЫЙ, РОДНОЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

   После нашего телефонного разговора, я до сих пор не приду в себя. Да, и вообще, с того времени, как получила первую телеграмму с Бреста. Ты знаешь, каким чудом? Но я догадалась, что телеграмма от тебя, а когда получила вторую телеграмму вместе с письмом, я убедилась в том, что не ошиблась в своей догадке. Письмом всего не расскажешь, так, как можно было бы рассказать при встрече. Одно только могу сказать, что очень хочу тебя видеть. Ты сказал, что теперь живёшь один, а я не смотря на то, что имею мужа, давно уже одна, только и того, что живём в одной квартире, правда, со мной живёт Лариса, но она при удобном случае собирается уехать. Тогда я совсем останусь одна, мне даже страшно подумать об этом.

  В прошлом году, в октябре, я потеряла сына, 21 год. Это страшное горе я не могу пережить до сих пор. Лара жила в Первоуральске. Я её после смерти Юры вызвала к себе. Она год живёт уже со мной. Но больше не хочет оставаться, хочет уехать. Она ещё не замужем (28 лет).

  Встреча с тобой мне придаст силы, для того, чтобы хотелось ещё жить. Может, ты поможешь мне своим советом, и то мне будет легче.

  Хотелось бы с тобой ещё поговорить, да на до востребование как пошлёшь вызов. Вот письмо пишу, хочу послать авио почтой. А, когда ты его получишь, не знаю. Придётся тебе ходить каждый день на почту.

  Мне пиши письмо на г. Запорожье - 41, востребование, Рыбальченко М. А.
  Я всё-таки буду ждать телеграмму о выезде, только телеграмму давай на домашний адрес. Я тебя обязательно встречу.

  Анатолий, милый, приезжай. Сделай всё для того, чтобы мы могли встретиться. Для меня эта встреча дороже жизни. Пока до свидания.

  Целую, целую, целую.

   МАРИЯ.
   
 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  28.10.68 г.

   АНАТОЛИЙ, МИЛЫЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Получила твоё письмо. Когда я его прочла, я, как шальная ходила часа два, за что не возьмусь, всё с рук валится.

  До сего времени я мыслями только с тобой. Молю Бога, чтоб мне дождаться нашей встречи.

  Я тебе дала телеграмму, что выеду поездом 1-го ноября, а со вчерашнего дня, вагон, который едет с Семфирополя до Бреста аннулирован, да и на поезд проходящий надо брать билет только за два часа до его прихода. Это не так надёжно. Поэтому я взяла билет на самолёт на 2-ое ноября. С Запорожья я должна буду вылететь в 7 часов утра. Из Киева должна вылететь в 2-30, и в Брест должна прибыть в 16-35 2-го ноября. Поэтому, если получишь письмо раньше второго, дай телеграмму, что письмо получил, выйду, встречу. Повторяю 2-го ноября в 16-35 я должна быть в Бресте рейсом 36 - 00.

  Если я телеграммы от тебя не получу, то дам ещё телеграмму тебе, чтоб встретил. Пока, дорогой мой, всё. До скорой встречи.

  Да, забыла написать. Я на работе должна быть 11-го ноября обязательно. Поэтому прошу заказать билет. Если на поезд, то, наверное, на 8-ое ноября, если на самолёт, то, наверное, на 10 - ое ноября. С Бреста самолёты летят и через Минск. Может, через Минск быстрее попаду домой. В общем, смотри куда удобнее туда и заказывай. Только, чтоб 10-го ноября я была дома.

  До свидания. Целую тебя.

   МАРИЯ.

 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.   
  12.11.68 г.

   АНАТОЛИЙ, МИЛЫЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Я думаю, тебе интересно знать, как я доехала домой. Поэтому я начну прямо с того, что до Ковеля ехала хорошо, даже полежала часик на газете, а под голову клала халат. А в Ковеле думали, что наш вагон разнесут, так много садилось. Такое творилось у дверей вагона. В общем, по 5 человек сидело и в проходах на чемоданах сидели, и на мешках. Почти все - студенты ехали, и везли с собой не подъёмные чемоданы с продуктами.

  Я сидела у окна, и очень хорошо в уголке устроилась, прислонилась к пальто и дремала всю ночь. В 6 часов утра приехали в Киев, а в Киеве думала, раньше, чем через неделю не уеду, так было много людей. Я так перепугалась и растерялась. Невозможно было войти в вокзал, и что-либо узнать. Я, конечно, хотела узнать, где находится очередь на Запорожье. Пока я тискалась среди этой толпы, вдруг, рядом со мной один мужчина предложил, кому надо билет на Запорожье? Я не дала ему договорить, сразу сказала, я возьму, и тут же мы вышли из толпы на улицу, нашли дежурного. Я спросила - смогу я уехать по этому билету, и сколько он стоит. Потому что, некогда было очки переодевать, да рассматривать самой этот билет. Дежурный сказал - платите 12 рублей, и поедете в купированном вагоне. Я заплатила 12 рублей, взяла билет, а свой тут же предложила одной женщине, которая хотела тоже купить у этого мужчины. Она мне заплатила 6 руб. и пошла искать очередь компостировать, а я пошла искать 3-ий тоннель, чтоб знать, где будет посадка на мой поезд.

  В общем, уже в 12 дня я выехала из Киева.

  В Запорожье приехала в половине второго ночи. Вышла на вокзальную площадь в половине второго ночи. Вышла на вокзальную площадь, нашла такси, сказала, что мне надо на правый берег, а он говорит - это далеко, и не согласился брать. Тут к нему подошли другие пассажиры, и стали садиться. Они на половину ближе живут, чем я. А я не растерялась, свой чемодан тоже положила в багажник, и села в машину. Когда он тех отвёз, смотрит, что я в машине нахожусь, махнул рукой, и повёз меня домой.

  В общем, заплатила я ему 3 рубля, и уже в 3 ночи была дома. Я успела ещё два часа уснуть. Но, на работе немного хотелось спать.

  Когда с Киева выехали, я взяла постель, укуталась в одеяло, и почти до вечера спала. С постели вылезать не хотелось. В вагоне было холодно, так мы, все четверо пассажиров лежали и болтали в постелях. Ехала пара молодожёнов, и одна студентка. Мне с ними весело было ехать. Когда вечер наступил, спать уже не хотелось до самого дома.

  Николай меня встретил как-то растеряно. Он, наверное, думал, что я опять буду сразу же собираться уезжать. Но потом видит, что я собираюсь ложиться спать, спрашивает - "Ты меня не бросишь?". Я ему ответила - "Там видно будет". Он тогда перевёл разговор на Брест - понравился город мне или нет, была ли в крепости и т.д. Беловежская водка ему очень понравилась. Так что тебе спасибо от него передаю.

  Туфли Ларисе оказались велики на один номер, надо было брать 36 номер. Она прямо с ума сходит, ей так они понравились. Я сказала, продай их, а другие купи. А она говорит - это уже не то. Мне самой хотелось, чтоб они ей были как раз, но что поделаешь. Продать, конечно, моментально можно, а купить трудно. А ей, тем более жаль, что я их привезла с Бреста. Но они так велики, что носить нельзя, поэтому будем продавать.

  У меня ещё в голове всё, что было в Бресте. Мне кажется, что приду с работы домой, и увижу тебя. А на сердце всё ещё тяжело с того момента, как села в поезд в Бресте. Я всё время думаю, неужели ты меня разыскал только для того, чтоб один раз увидеть? Неужели тебя это устраивает? Может, ты над этим подумаешь? Может, ещё раз поговорить с Женей в отношении своей жизни? Я думаю, ты напишешь мне об этом разговоре. Я так хочу быть с тобой.

  Пока, мой дорогой, до свидания. Передаёт Лариса тебе большой привет. А ты от меня передавай привет Марии с Женей и Оле с Володей. Они мне очень понравились. У меня такое впечатление о них, как будто я их давно знаю.

  Ещё раз до свидания, целую тебя крепко, крепко. И уже скучаю. Жду письма.

   С ПРИВЕТОМ - ТВОЯ МАРИЯ.
   
 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  8.12.68 г.

   АНАТОЛИЙ, МИЛЫЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Сегодня перевела деньги - 50 рублей, которые я тебе осталась должна. Прошу извинить за задержку. Мне пришлось высылать деньги не из зарплаты, так как я Николаю сказала, что туфли ты купил, поэтому я пошила 4 платья и платье - костюм, на это, видимо, ушло много времени. Сегодня же вышлю после работы газету. Почему ты так забеспокоился, почему подумал, что я её не вышлю? Я сама люблю выполнять то, что обещаю сделать, и люблю, когда другие выполняют обещанное. Ты, просто, как я поняла, меня совсем не знаешь. Сразу не смогла выслать, потому что было некогда, связалась с шитьём. А знаешь, придёшь с работы, скорее кушать готовишь, да шить садишься. И решила, как буду свободнее, вышлю. Я думала, газета тебе нужна не к спеху. Так что, второй раз прошу прощения. Мне как-то очень неловко стало, когда я прочла за газету. Ну, что ж, виновата, думаю, исправлюсь.

  Кольцо высылать боюсь, я же тебе говорила, что приеду и привезу кольцо. Если ты не хочешь, чтоб я приезжала, то узнаю, как можно выслать кольцо, и постараюсь не задерживать. Я кольцо взяла у тебя с некоторой надеждой на будущее, но я вижу, этого не будет. Ты же мне сказал, что на молоке обжёгся, теперь на воду дуешь. Я, правда, от радости встречи, не придала твоим словам значения, а сейчас только всё поняла. Ты меня сразу предупредил, что Женя тебе не разрешит устраивать свою жизнь. Я тоже не обратила внимания, а теперь вижу, что Женя тут не при чём. Он проучится 5,5 лет, и будет там, куда его пошлют. Может, он имеет ввиду и тебя с собой взять, тогда другое дело. А, если не возьмёт, то не всё ли равно ему, один ты будешь жить, или с кем-нибудь. Поэтому я думаю, что всё должно зависеть от тебя, но не от Жени.

  Анатолий, милый, ты не думай, что я тебе навязываюсь. Если бы я навязывалась, то мы с тобой 26 лет назад были бы вместе. А теперь я для тебя устарела, а молодые сами предлагают свои услуги. А мне так хотелось бы, хоть на старости, отогреть своё сердце, и, конечно самым дорогим и близким я считаю тебя. Ты ни разу не задумался над тем, что такие чувства и отношения не всем даются, как были у нас с тобой. Это самое дорогое, самое святое, что есть на земле. Мы в молодости не смогли удержать его, и обиднее всего теперь - не выйдет, видно, ничего. Но я до конца жизни буду любить тебя, и скучать о тебе, как все эти прошедшие годы. Мне всю жизнь не хватало тебя. Но только хорошо, плохим я тебя не знала, и, если бы мне сказали, что ты плохой я никогда никому бы не поверила.

  Вот такие дела. А сейчас, что мне остаётся написать тебе, что мне очень трудно. С Николаем жизни уже никогда не будет. Одна тяжесть сохранения семьи, которой уже давно нет. Меня даже тошнит от одного его прикосновения, как он теперь ни старается быть хорошим. Ни Лариса, ни я не могли с этим смириться. А как быть дальше? Нам с Ларисой надо иметь свой угол, жить на улице не будешь, а как это сделать? Я не знаю. Ведь, Николай никогда не даст согласия на размен квартиры. А скандалом брать я не могу. Я не выдержу скандала. После смерти Юры, я не могу ещё никак привести в порядок свои нервы. И как только, что-нибудь, я сразу в слёзы, а больше ничего толкового не могу предпринять. Скандалы же для меня - просто могила. Но, всё-таки собираюсь сказать Николаю о том, что нам можно было бы разменять квартиру. Всё-таки я должна ждать его решение. Теперь о том, что ты пишешь, что стал ниже меня. Это не правда. Ты просто, когда сел, ссутулился, и дальше меня оказался от фотоаппарата, поэтому я оказалась выше тебя. Ты теперь вообще стал сутулиться. Я это заметила, когда была у тебя, но тебе забыла сказать об этом. Собственно говоря, тебя что, это мучает? Настоящие годы теперь не сравнить с 40-ми годами. Люди в эти годы начинают вниз расти. А не вверх. Ты, наверное, об этом забыл.

  Анатолий, зачем ты на карточке написал - "Помни и такого", какой ты вредный стал. Я одну карточку без надписи послала Насте Тонецкой, и написала, кого она узнает на карточке, пусть напишет, и больше ничего не написала. Только просила вернуть карточку обратно.

  Анатолий, милый, пишу тебе письмо, а сердце болит, как будто у меня на сердце стопудовый камень, и очень хочется плакать, с трудом удерживаю слёзы. Вот такое у меня настроение изо дня в день. С тобой встаю, с тобой и ложусь, и в мыслях всё время с тобой разговариваю. Это всё, что мне осталось. Очень тебя прошу, пиши мне. Твоих писем буду ждать, как воздуха.
  Пока всё. До свидания, целую тебя крепко, крепко.

   ТВОЯ МАРИЯ.

  От Ларисы тебе большой привет, она говорит, очень хочется ей тебя увидеть.

 
   
   
   Талон к почтовому переводу
  На 50 рублей от Рыбальченко
  Марии Абрамовны
  Из Запорожья
   
   Для письма:
  Анатолий, здравствуй!
  Посылаю деньги 50 руб.
  И прошу извинить, что
  Задержала. С приветом -
   МАРИЯ
  8.12.68 г.

 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  18.12.68 г.

   АНАТОЛИЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Получила сразу два письма от тебя. Вот теперь и я тебя поблагодарю за них. Ты знаешь, что ты меня очень обидел в этих письмах, и даже не пожалел об этом, а решил, что ничего обидного ты не написал.

  Вместо этих писем, ты мог написать другое. Например, спросить, почему я задержалась с письмом, не заболела ли, или просто не было времени. Ты знаешь, что на работе не всегда выберешь время написать письмо, а дома даже ночью не смогу писать, потому что, не хочу, чтобы Николай видел, что я пишу тебе. По-моему это и ребёнку понятно.

  Когда я была у тебя, ты почему-то не рассказал о том, что тебе говорили про меня в Кувасае. Раз ты умолчал об этом, я догадываюсь, что, конечно, ничего хорошего не могли сказать, кроме гадости. Вот только я удивляюсь, почему ты не поверил им, и продолжал разыскивать меня. А теперь решил меня чем-то упрекать, чего я не знаю. Может, это всё не правда. Люди с зависти говорили, а завидовать было чему.

  Я тебе в последнем письме задавала несколько вопросов. Ты сделал вид, будто этого письма и не было. Может, ты его не читал, а, если прочёл, то сразу забыл о нём. А я тебя считаю самым близким, самым дорогим. Думала, что ты в чём-нибудь поможешь советом, что-нибудь подскажешь мне, как лучше сделать, чтоб жизнь казалась лучше. Оказывается, тебя это совершенно не интересует. Или ты решил всё же произвести на меня плохое впечатление, чтоб я думала-таки о тебе, как о плохом человеке. Я не знаю, какой ты стал, а я знаю, ты для меня останешься на всю жизнь самым дорогим и близким, каким я знала тебя когда-то. Меня ты тоже очень хорошо по отношению к тебе, только не хочешь признаться в этом, поэтому тебе хочется поверить тому, что говорили обо мне в Кувасае. Если тебя так всё интересует, ты бы у меня спросил, как ты, Мария, жила в эти годы. Я тебе рассказала бы всё. Кто знает так, как я знаю про себя, ты думаешь, я что-нибудь умолчала б? Нет. Я, ведь, никого и ничего не боюсь, а только скажу, какая у меня жизнь была. Пусть бы кто-нибудь другой выжил в ней, и был бы кристально чистым.

  Сейчас я дома на бюллетене, очень простыла, температура - 38 гр. Очень болит голова. Поэтому писать больше не могу. Только посоветую тебе не употреблять спиртное, раз у тебя больное сердце. Если тебе меня не жаль, так пожалей себя. Ты очень нужен Жене и мне. Ещё хочу сказать, что тебе нужно переменить климат, продать свою половину дома, и переехать в Запорожье, и здесь купить. У нас климат на много мягче, и фрукты, а также зелени очень много. И самое главное, мы всегда были бы вместе. Это только будет зависеть от того, как ты будешь реагировать на Кувасайский разговор. Пока до свидания. Целую тебя крепко, крепко. Очень соскучилась за "ножничками", а ты? Привет от Лары.

   С ПРИВЕТОМ - МАРИЯ.

  Привет Марии, дяде Жене, Оле и Володе.

  Напиши мне фамилию Марии, и Олин адрес. Я их хочу поздравить с Новым Годом. Они мне, как бы через тебя стали родственниками.
   
 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  2.02.69 г.

   ДОРОГОЙ АНАТОЛИЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Получила от тебя письмо 6-го января, а ответить до сих пор не могла. Что-то мне этой зимой не повезло, почти всё время болею. Я так сильно простыла, с этой проклятой работой, связалась на свою голову. А знаешь, когда я болею, не люблю писать писем. А, когда начинаю чувствовать себя лучше, и, настроение у меня делается другое. Я больше месяца езжу в поликлинику на лечение. Застудила грудную клетку сильно, и мне врач прописала принимать электрофорез ежедневно, а ты сам знаешь, как работать и лечиться. Тем более, что на это лечение приходится после работы ежедневно тратить по три часа. Теперь ещё два раза осталось принять. Но чувствую я себя, уже можно сказать - хорошо. И, тем не менее, я решила уволиться. Подала заявление позавчера, и мне написали - уволить с 14 февраля, если не подыщут для меня другую работу. А здесь склад на открытой площадке. Утром по два часа надо на улице отпускать цехам горючее, и заправлять машины, я думаю и с железным здоровьем не выдержишь.

  Анатолий, что-то мне не нравятся твои письма. Ты чем-то не доволен, а прямо не хочешь написать, в чём дело. Я не думаю. Что я в чём-то провинилась перед тобой, поэтому прошу разъяснения.

  Теперь у меня к тебе просьба. Я писала в том письме в отношении приезда тебя в Запорожье, ты в ответном письме умолчал об этом. Напиши, что ты об этом думаешь. Если ты этого не хочешь, то тебе обязательно надо обменять свою половину на казённую квартиру. Тебе одному в доме оставаться нельзя, а соседи все живут далеко. Да и удобства казённой квартиры не сравнить с частным домом. И очень прошу тебя не надо пить спиртного, особенно, не пей вина. Ты же должен себя беречь, и ты это хорошо понимаешь, а делаешь себе во вред.

  Ты почему не написал мне, отчего Вы с Володей не разговариваете, вот уж не ожидала я этого. Что Вы с ним не поделили, наверное, что у Вас с Олей было, а иначе, с чего бы Вам не разговаривать. Ну, ладно, это Ваше дело. Я думаю, если Вы ещё не помирились, то помиритесь, и ты им передашь от мня горячий привет, а так же Марии с дядей Женей такой же привет.

  Вот пока и всё, мой дорогой. Не ругай, что долго не писала, если всё будет хорошо, буду писать часто. А летом, если доживём, обязательно приеду.

  Пока до свидания. Целую крепко.

   МАРИЯ.

 
   
   
     Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии.
  14.05.69 г.

   АНАТОЛИЙ, МИЛЫЙ, РОДНОЙ МОЙ, ЗДРАВСТВУЙ!

  Вот я, наконец, собралась написать тебе письмо. Ты, уж извини, если у меня буквы кое-как ложатся на бумаге. Я сегодня второй день дома, а с 9 апреля по 13-ое мая я лежала в больнице. Делали операцию, и я очень тяжело её перенесла, потому что, операция была тяжелая. Но теперь надеюсь, всё страшное осталось позади. Только я очень и очень слабая. Ручка, и та кажется тяжелой. Лежать ещё придётся недели три, если всё будет хорошо, пока окрепну. Но самое главное, я вернулась с больницы. Видишь, как мне не повезло. Если бы я не лежала почти два месяца перед операцией, конечно же было бы проще и легче.

  Мне так хотелось получить от тебя письмо, но ты же знаешь, что через востребование, я только сама могу получить его. Мне кажется, что на почте есть от тебя письмо. Я Ларисе передавала записку на почту с просьбой, чтоб ей выдали письмо, которое есть на моё имя, и соседку просила сходить, может, она сможет получить. Ей то же самое сказали. А вчера я сама позвонила на почту, объяснила, что я больна, и не могу выйти сама за письмом, и просила передать ещё раз Ларисе, но мне сказали, что письмо никуда не денется. И, когда я смогу ходить, то сама его и получу. Вот такие дела. Поэтому придётся терпеливо ждать, пока сама смогу сходить на почту.
  Хорошо, что я успела получить твоё письмо, которое ты прокурил, когда писал. Я как раз его получила, когда ехала ложиться на операцию. И всё время его читала, когда лежала в больнице.

  Хочу ответить тебе на твой вопрос, в котором ты, кажется, хочешь узнать о том, хорошо ли ты меня принял, когда я к тебе приезжала. Я думаю, что об этом даже излишне писать и говорить. Ты даже не представляешь, как я тебе благодарна за встречу и приём. Ты вообще не представляешь, что это было для меня. Но, слова, которые ты сказал при встрече, меня обидели.

  Помнишь, ты сказал - "утратилась острота встречи, пока дожидался моего приезда". Даже пожалела, что приехала к тебе. Но к счастью, моя радость от этой встречи заглушила эту обиду.

  Почему я так написала - "был любящий", потому что ты очень странные пишешь письма. Конечно, когда-то я таких не получала, вот поэтому я так написала.
  Короче говоря, ты меня разыскивал, и думал, что я всё такая же, как была тогда. А увидел, и разочаровался, и, может быть, даже пожалел о том, что нам пришлось встретиться. А я только теперь этой встречей буду жить.

  Вот, кажется, и всё. Да, ты удивляешься, что Лариса, не зная тебя передаёт тебе большой привет. Я, ведь, столько рассказывала о тебе, что кажется, что, увидя тебя случайно на улице, узнает, как будто она тебя уже много раз видела. И, зная, как ты мне дорог, она приносит свою солидарность.

  Пока до свидания. Очень хочу, чтобы ты бросил пить, и, как можно меньше курил.

  С приветом, и хороших тебе пожеланий. Целую крепко, крепко.

   С ПРИВЕТОМ - МАРИЯ.

  Анатолий! Прошу извинить, что не смогла тебя поздравить с прошедшим праздником, мне тогда, как говорится, было не до них.

  Оказывется, мы с тобой оба апрельские. Ты родился 4 апреля, а я родилась 18 апреля.

  Передавай привет соседям - Марии, дяде Жене. Передай от моего имени, чтоб они больше не болели, а тебе особенно это запрещено. Привет Оле и Володе. Вот они в этом отношении лучше ведут себя.

  Как никак, мы с дядей Женей стали мечеными, вроде, как родственники.

  Ещё раз до свидания, и целую, целую.

   МАРИЯ.

 
   
   
     Письмо в Брест из Запорожья.

  Бате от Марии
  30.06.69 г.

   ЗДРАВСТВУЙ, АНАТОЛИЙ!

  Пишу письмо из Ялты, санаторий "Орлиное гнездо". Приехали сюда вдвоём с Николаем 24-го июня и будем до 18-го июля.

  Когда мы выезжали сюда 21.06. числа я заходила на свою почту думала, от тебя есть письмо, но такового не оказалось. Если ты получишь скоро моё письмо, и сразу ответишь, я ещё успею здесь получить от тебя письмо..

  Здесь мне очень понравилось, а самое главное, я себя уже чувствую хорошо, что очень важно для меня.

  Теперь очень хочу тебя увидеть. Но мне кажется, что ты этого не хочешь, это видно потому, что ты перестал писать. Мне хотелось бы узнать, почему ты не хочешь ещё раз встретиться. Можешь написать прямо, без всяких обиняков, не обижусь.

  Вот, дорогой мой, такие дела. На эту операцию, что мне сделали, я решилась только ради тебя. Я тебе говорила, что мне врачи несколько лет тому назад предлагали оперироваться, но я не соглашалась, боялась. Знала, что операция тяжелая, а вот встретилась с тобой, и решила оперироваться, чтоб следующий раз к тебе приехать без "подкладочек", а выходит, это всё ни к чему. Ну, что ж, бывает и так. Но я всё равно довольна, что сделала операцию. Я теперь, как вновь на свет родилась. Чувствую себя хорошо, и настроение поднялось, а то просто жить не хотелось, а, если бы ещё и ты был со мной, было бы совсем хорошо.

  Пока до свидания. Передавай привет своим соседям, и тем и другим.

  С приветом. Целую крепко.

   МАРИЯ.

  Жду письма.
  Адрес: г. Ялта
   
 
   
   
   
  Письмо в Брест из Запорожья.
  Бате от Марии.
  30.03.70 г.

   ЗДРАВСТВУЙ, АНАТОЛИЙ!

  Извини, что я тебя беспокою своим письмом. Но дело в том, что я хочу поблагодарить тебя за поздравление, правда, поздновато, но раньше не могла. Я с 28-го января лежала в больнице до 3 марта. Сначала положили с сильным гриппом, потом осложнение на лёгкие. Получилось воспаление лёгких и так сильно никогда не болела, не смотря, что перенесла операцию в прошлом году тяжёлую, и то было легче, чем с воспалением. Дома всё время лежала, вот с неделю, как начала приниматься за домашние дела. А сегодня уже выходила на улицу. У меня ещё очень кашель сильный. Сестра ходит домой делать уколы, и сказала, что уже можно ходить гулять. Вот я первым делом пошла на почту. Думаю, может, что-нибудь получу от тебя. Видишь, и не ошиблась, получила поздравление - за что большое тебе спасибо.

  Мне так досадно, что мне эти два года не везёт. Начала связываться с больницами, наверное, сказываются года. Правда, я в молодости, когда попадала в больницу, просто этого не замечала, а сейчас смотрю на это, как на большое зло. Анатолий! Ты мне в открытке намекаешь на какое-то моё счастье, а сам прекрасно знаешь, что его у меня нет. Вернее есть, но оно живёт в Бресте. Правда, это хоть и далеко, но всё же хорошо. Я могу об этом думать, зная, что где-то это счастье есть. Летом я с удовольствием хотела бы тебя навестить. Но думаю, что это тебе ни к чему. У тебя и без меня хватает родственников и знакомых, от которых ты так тщетно скрываешь наше отношение друг к другу, поэтому тебе приходится высчитывать и составлять график, когда я смогу приехать к тебе, чтоб никто не смог меня у тебя застать.

  Я это поняла с твоего приглашения в прошлом году, и решила просто не поехать к тебе, хотя я эту возможность имею в любое время, когда захочу. Ну, в общем, ладно, раз нельзя, значит, нельзя.

  Я, конечно, сначала думала, что ты захотел меня найти для того, чтоб сойтись и жить вместе, раз ты живёшь один. А то, что я живу с мужем, ты знаешь, как я живу. Я с удовольствием бы поменяла такую жизнь, тем более с тобой. А потом я поняла, что тебе просто захотелось посмотреть, какая я стала старая, и, наверное, никудышняя. Но я думаю, что ты ошибся. Стареть и быть никудышней, я ещё не собираюсь. Мне ещё очень хочется быть счастливой, пожить так, как живут семейные люди по настоящему, а у меня муж только числится мужем, а на самом деле, я самая настоящая вдова, правда в том отношении, о чём я хочу сказать. Вдвоём легче, и гораздо легче. Ты, конечно, догадался, о чём я говорю. Теперь у меня к тебе деловой вопрос. Если тебя не затруднит, напиши, пожалуйста, есть в Бресте ковры, вернее, паласы для полов, а ещё лучше было бы, если бы были ковровые дорожки, не гладкие с каймой по бокам, а рисунчатые, как ковры. Мне надо 14 метров такой дорожки, а, если ковёр, то 3 или 3,5 метра на 2 или 2,20 ширины и хотелось бы примерно знать - в какую цену такие ковры и дорожки стоят. Я думаю, по старой дружбе, ты не откажешь моей просьбе. Если это можно в Бресте купить, то хочешь, не хочешь, я обязательно приехала бы в Брест. Я могу и в гостинице остановиться. Но с тобой я обязательно должна буду увидеться. Я думаю, ты в этом мне не откажешь? Я всё-таки очень хочу тебя видеть. Вот только не знаю, захочешь ли ты этого!.

  Пока до свидания. Привет большой от Ларисы Она-то и просит достать ковровые дорожки. Я ей говорила, что в Бресте есть ковры и дорожки.

   МАРИЯ.
   
 
   
      
  Кроме писем сохранились поздравительные открытки из Запорожья.
   
      ЗДРАВСТВУЙ АНАТОЛИЙ!

  Поздравляю тебя с Праздником - Днём Советской Армии!

  Желаю тебе здоровья, бодрости, и хорошего настроения.

   С ПРИВЕТОМ - М. А.
   
 
   
   
      ДОРОГОЙ АНАТОЛИЙ!

  Поздравляю тебя и Марию с д. Женей, Олю и Володю с Праздником
  Весны! Желаю всем Вам крепкого здоровья, счастья и весеннего
  Настроения. Почему от тебя нет письма?
 
   С ПРИВЕТОМ - МАРИЯ.

 
   
   
   
   АНАТОЛИЙ!

  Поздравляю с Праздником 9 - ое МАЯ.

  Желаю всего, всего наилучшего в твоей жизни, и главное, здоровья и
  Счастья.

   С ПРИВЕТОМ - МАРИЯ.

 
   
      
   ЗДРАВСТВУЙ, АНАТОЛИЙ!

  Поздравляю тебя с Наступающим Новым 1972 Годом!

  Желаю всего, всего наилучшего в жизни. А, главное, крепкого Здоровья, счастья и хорошего настроения. Поздравь за меня Марию,

  Дядю Женю, Володю и Олю.

   С ПРИВЕТОМ - МАРИЯ.

 
   
 
 Письма Марии - это история любви, длинной в 28 лет. Если в 68-ом году Батя отыскал Марию, ему в этом году исполнилось уже 60 лет.

  Мария пишет, что они встретились 26 лет назад, в Кувасае.
Тогда Бате было 34 года, а шел 42-ой год. Шла война. Ещё до их встречи, и в период длительной разлуки, у Бати были и жены, и другие женщины. Что искал он в 60 лет, разыскивая Марию? Искал одно, нашел ли то, что искал? Наверное, нет...

  Но одно очевидно, наверное, никогда не надо возвращаться в давно ушедшее прошлое. Вероятно, всегда будет ожидать тебя лишь разочарование. Память со временем сглаживает недостатки и острые углы. А воскресшее из прошлого предстаёт с изменившимся ликом. Мы не замечаем, что изменились, и постарели сами. И тем сильнее испытываем щемящую тоску по ушедшему прошлому и - недоумение перед далёким прошлым, ставшим чужим и неузнаваемым...