Франческо Растрелли

Александр Захваткин
РАСТРЕЛЛИ ФРАНЧЕСКО КАРЛО
1701 – апрель 1771

Франческо родился в 1701 г. в Париже в семье известного скульптора Карло Растрелли и его жены, испанской дворянки Анны-Марии.

В дореволюционной и советской литературе архитектора часто называют Варфоломеем Варфоломеевичем. Такое прозвище ему дали те, кому было непривычно или неприятно использовать иностранные имена. Сам же зодчий подписывал почти все документы по-французски: «de Rastrelli» или «Fransois de Rastrelli», то есть Франсуа де Растрелли.

Франческо учился мастерству у своего отца. До 1970-х годов считалось, что в 1725 – 1727 гг. он уезжал в Италию или Францию на учёбу, но подтверждающих это документов не обнаружено. Скорее всего, этой поездки не было.
До 1721 г. Франческо работал подмастерьем отца и очевидно был автором проекта паркового обустройства мызы Стрельна, который был поручен его отцу Петром I.
В 1721 г. Фраческо приступает к первой своей самостоятельной работе: проектированию и строительству дворца бывшего молдавского господаря князя Д.К. Кантемира (1673 – 1723) в Петербурге.
Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что проект этот являлся ученическим и содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов.
 Об этом дворце младший сын князя Дмитрия Константиновича Ан-тиох Кантемир писал:
«Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силён, как в замыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
В 1737 году этот дворец представлял собой:
«Двор каменный князей Кантемиров на большую Неву..., на нём палатное строение в 3 апартамента и кругом всего того двора всякие покои каменные и под палаты погреба, да подле того двора особый другой каменный на дворе в задней линии в 3 апартемаента и под ним погреба, крыша гонтовая».
Молодой Растрелли удачно распланировал помещения дворца Кантемира. Вдоль набережной были размещены залы для приёмов, жилые покои находились с противоположной стороны. В первом этаже был устроен просторный светлый вестибюль, над которым находился парадный двусветный зал. Лепнина зала и резьба на каминах была выполнена отцом Франческо Карло Растрелли. Симметрично главному залу по его сторонам находились две гостиные с камином и пышным декором.
Строительства дворца было закончено лишь в 1725 году, когда Дмитрия Константиновича уже не было в живых, он погиб в Персидском походе в 1723 г.
До настоящего времени не сохранился, дворец полностью был перестроен в 1875 – 1877 гг.

1 июня 1730 г. Франческо назначается на должность придворного архитектора Канцелярии от строений.
Осенью того же года вместе с отцом он переезжает в Москву, где Анна Иоанновна поручает им строительство дворцов сначала в Кремле, а затем в Лефортово, но уже осенью 1732 года они переезжают в Петербург, где Франческо было поручено приступить к строительству Летнего и Зимнего дворцов для Анны Иоанновны, проекты которых были ей представлены уже в 1731 г.
В 1732 г. Франческо женится на некой девице Уоллис.
В 1733 г. у него родился сын - Иосиф Яков, в 1734 г. - Елизавета Катерина, в 1735 г. – Элеонора. Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 - 1738 гг.

По приезду в 1732 г. в Петербург Франческо приступил к строительству Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте дома, принадлежавшие Ф. М. Апраксину (1661 – 1728), Морской Академии, С.Л. Владиславич-Рагузинскому (1669 – 1738) и Г.П. Чернышеву (1672 – 1745).
Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь.
В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.
Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен.
До настоящего времени не сохранился. В связи со строительством нового здания Зимнего дворца, Зимний дворец Анны Иоанновны был снесен в 1754 г.

Осенью 1734 года Э.-И. Бирон (1690 – 1772) поручает Франческо возвести замок в Руентале (Курляндия). День закладки дворца - 24 мая 1736 года. Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря.

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Растрелли. Заказчик не был стеснён в финансовых средствах, что позволило архитектору полностью раскрыть свой талант. Дворец в Митаве, столице Курляндии, строился с 1738 по 1741 год, до отправки Бирона в ссылку.
Митавский дворец в сравнении с Руентальским свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.

В 1738 г. по рекомендации Бирона Франческо становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, с жалованием 1200 рублей в год. При этом Франческо, отдельно от отца, получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

С приходом к власти в ноябре 1740 года матери царевича Иоанна Анны Лепопольдовны по указанию Б.-Х. Миниха (1683 – 1767) Франческо бросил недостроенный дворец в Митаве и прибыл в Петербург. Несмотря на то, что архитектор писал прошение об оплате его работы в Курляндии, Миних не желал тратить казённые деньги на дворцы Бирона. Поэтому эта работа Растрелли осталась без оплаты.
В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.
При новой власти из России выметается всё немецкое. Связи Растрелли с Бироном и Минихом не остались незамеченными приближёнными императрицы. В начале 1742 года Елизавета Петровна приказала графское достоинство Растрелли в России не признавать, задержать выплату его жалования, никаких поручений по строительству ему не давать.
Для Франческо начался период неопределенности и ожидания. Но уже в 1744 году его терпение было вознаграждено.
Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца, начатого М.Г. Земцовым (1688 – 1743). После его смерти в 1743 году дворцом занимался его ученик Г. Д. Дмитриев, но он не мог удовлетворить вкус императрицы.

В 1744 году Елизавета Петровна отправилась в путешествие по Малороссии, родине её фаворита Алексея Разумовского. 29 августа она прибыла в Киев. В этом древнем городе она повелела строить храм в честь Андрея Первозванного и путевой дворец для своих следующих визитов. Проектирование этих объектов было поручено архитектору Г.-И. Шеделю (1680 – 1752), который через год предоставил на высочайшее рассмотрение проекты. Их императрица не одобрила, передав проектирование Франческо Растрелли. Он составил чертежи, но на само строительство у него не было времени. Руководство работами доверили архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину (1700 – 1763). В процессе строительства ему пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, которые не учёл Растрелли.

18 ноября 1744 года умер отец Франческо Карло Растрелли. На следующий день Франческо донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I, которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, выполнив тем самым свой долг перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Растрелли. Когда-то Жан-Батист Александр Леблон (1679 – 1719) отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона.
Первый проект перестройки был готов уже 6 марта, 7 мая 1747 года - следующий. Окончательный вариант Растрелли создал к 23 января 1749 года. Строительство в Петергофе Растрелли вёл ещё три года.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого, 4 ноября 1748 года Растрелли восстановили в звании обер-архитектора с жалованием 1500 рублей в год.
В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

В 1748 году Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила эту работу Франческо Растрелли.
Незадолго до своего сорокалетия Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. В связи с этим она решила построить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны велено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же - отдельный дом.
Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.
Возможно, проект монастыря был подготовлен Франческо уже в 1745 г, так как в это время начались работы по подготовке места строительства и уже завозились для него материалы.
Первоначально Растрелли планировал исполнение основного здания монастыря в стиле римского барокко, но Елизавета пожелала, чтобы собор соответствовал православным канонам.
Очевидно, именно с этим связаны поездки Фраческо в Москву и Ярославль в середине 1740-х годов, где, он видимо, изучал особенности традиционного русского зодчества и значительно расширил свой архитектурный кругозор.
Комплекс монастыря был сформирован Франческо из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты - высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора - 140 метров.
В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года.
На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.
Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также - Смольным.
Для облегчения управления строительством при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с архитектором Христианом Людвигом Кнобелем (1719 – 1793). Бригадиром при нём состоял Яков Мордвинов. На всём протяжении работ Растрелли  постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства. С ноября 1755 г. Кнобеля сменил зять Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти, а с 1763 по 1766 гг. эту должность исполнял Василий Петров.
В августе 1749 г. Растрелли меняет план собора «на греческий манер». Новый проект и смета с пятиглавным собором были утверждены в 1750 г.
В 1750 году забивка свай под фундамент была закончена. К 1756 г. строительство монастырских корпусов было в основном закончено и приступили к их внутренней отделке. Все это время Франческо проводил на строительстве. Для него даже была выделена специальная постройка для постоянного проживания.

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова (1714 – 1767).

С 1752 по 1756 год Франческо возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой Екатерининский дворец.
7 сентября 1754 года Большой Царскосельский дворец был представлен иностранным министрам. Этот визит подробно описан в документе под названием «Записка бытности в Царском Селе чужестранных министров и прочих персон, назначенных по высочайшему повелению 7 сентября 1754 года».
В документе сообщается, что иноземцы осматривали дворцовые залы «с особливым прилежанием», после чего «прошли всеми покоями до церкви и, сошед нижними комнатами, пришли в церковь. [... ] Посол и чужестранные министры весьма адмирировали [от франц. s’admi-rer — восхищаться] великолепие и богатство, употребленное как в наружных, так и во внутренних убранствах всего огромного здания».
Сохранился рассказ о том, как Елизавета Петровна в присутствии иностранных министров приезжала осматривать только что построенный дворец. Все спутники императрицы выражали свой восторг, кроме одного французского посла, который хранил молчание. Это задело самолюбие императрицы, и она решила поинтересоваться, в чем причина такого поведения. Ответ посла не просто польстил императрице, а буквально поразил ее до глубины души. Посол сравнил дворец с прекрасной драгоценностью и сказал, что он не видит здесь важной детали: «футляра на сию драгоценность».
Сам Растрелли писал впоследствии о своем творении: «Я перестроил большой увеселительный дворец в Царском Селе, в 25 верстах от Санкт-Петербурга; главные фасады оного, со стороны большого двора и такой же от старого сада, в длину имеют 959 королевских футов. У сего великого здания три этажа. Первый есть обычная резиденция Ея Величества, второй отведен для лета, и все покои здесь парадные, богато украшенные золоченой скульптурой».
Внутреннее убранство дворца не уступало в пышности и величественности фасадам. Растрелли показал себя не только выдающимся архитектором, но и талантливейшим декоратором.
В 1757 году Растрелли сдает Большой Царскосельский дворец по описи архитектору В.И. Неелову (1722 – 1782).
Но уже в 1762 году Неелов обеспокоенный состоянием полов в Большом дворце, пишет об этом в Канцелярию от строений. Чиновники Канцелярии соглашались с необходимостью переделки, но не знали, на какие средства и как именно осуществлять исправления, поэтому решили вызвать для осмотра архитектора Франческо Растрелли.
Ответ знаменитого зодчего от 4 марта 1762 года, характерный документ той эпохи:
 «Минувшего февраля и 28 числа с присланным ко мне из оной Канторы сообщением объявлено, что в том Селе Царском во дворце в покоях нижних и верхних полы сырости погнили також де и прочие ветхости являютца, для осмотра чтоб я был в то Село Царское и на оное Канторе Строений Села Царского oбъявляю: когда означенный дворец происходил чрез десять лет строением и я по воле блаженные и вечной славы достойныя памяти государыни Императрицы Елизаветы Петровны к тому строению всегда отсюда приезд имел и показание чинил, для которого строения чрез десять лет употребил, я своих собственных денег близ пяти тысяч рублев, токмо я зато награждения никакого не получил, а тот дворец в угодность милостивой Государыни состроен как быть надлежит, для ... дворца в том Селе Царском определен нарочной архитектор которой может ту починку исправить. А мне для оных починок от порученных в силу имянного ЕИВ указе строениев отлучитца никак не можно. При том же для таковых в помянутом Селе Царском починок имянного ЕИВ повеления не имею. Чего ради реченной Канторе ко мне впредь об оном писать не следственно.
Подл. подпись: обер архитектор, граф де Растрелли».

С 1753 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых. Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. В 1756 году он заказал портрет Франческо у художника П. Ротари (1707 – 1762), приехавшему в Петербург по приглашению Елизаветы Петровны, чтобы написать портреты членов императорской семьи.
До 1905 г. этот портрет находился у графини Е.А. Воронцовой-Дашковой (1845 – 1924) в имении Андреевское Владимирской губернии, а с 1920 г. в Русском музее в Ленинграде.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца, строительство которого было поручено Франческо Растрелли. Императрица рассчитывает на срок в два года. Сам же Растрелли с учетом всех факторов и предыдущего опыта реально оценивает строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца только подвели под крышу. Началась его внешняя  и внутренняя отделка.
Перед началом строительства Зимнего дворца для Елизаветы Петровны всего за несколько месяцев 1755 года была построена временная резиденция, обустройством которой занимался также Растрелли.

В середине 1750-х годов семья Франческо переселилась на Невский проспект, в дом Саблукова (ныне дом №48). К этому времени дочь Франческо Елизавета вышла замуж за архитектора Ф. Бертулиатти и вместе с супругом обитала в доме своего отца. Большая семья требовала больших денег. Растрелли помогали многочисленные частные заказы. Он строил дворец Н.Н. Чоглокова (1718 – 1754), дом А.Н. Вильбоа (1716 – 1781), загородную дачу К.Е. Сиверса (1710 – 1774), дом Д.А. Шепелева (1710 – 1762), и другие.

В 1758 году по проекту Франческо Растрелли началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Большие деньги в это время тратились на ведение войны. Финансирование петербургских строек было слишком скудным. 15 и 26 января 1758 года Сенат снимал со строек Зимнего дворца и Смольного монастыря кузнецов, так как некому было оковывать колёса пушек. Но Елизавету Петровну это мало волновало.
Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Денег не хватало и на этой стройке.
В 1760 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» публиковались объявления о продаже Растрелли картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности. Некоторые из помещений арендуемого дома, а может быть и целые флигеля, Франческо сдавал в субаренду. К этому времени Растрелли одолевают болезни.

В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды: он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице Растрелли перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск «для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету» с разовой выдачей ему 5000 рублей.
Спустя год Франческо вернулся в Петербург. Здесь он узнал о том, что приглашённый в Петербург французский архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот (1729 – 1800) переделывает интерьеры Зимнего дворца.
Привыкший работать непосредственно с императрицей, Франческо не смог пережить своего нового положения – подчинения президенту Академии художеств И.И. Бецкому (1704 -1795), и подал прошение об отставке.
23 октября 1763 года императрица подписала указ об отставке обер-архитектора Растрелли, назначив ему пенсию 1 000 рублей в год.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе к ним присоединился и Франческо.
2 февраля 1767 года в Митаве умерла жена Растрелли.

24 февраля 1769 года Франческо Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин итальянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна. Одновременно с этим он направил в Академию художеств прошение об избрании его «почётным вольным общником». 9 января 1771 года Академия удовлетворила эту просьбу.

Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Курляндии, ни дата смерти, ни место захоронения его не известны. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: «архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются».
Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бертулиатти датирован 29 апреля 1771 года.