Глаголы живота вечнаго...

Екатерина Домбровская
...ДЛЯ ДРУЗЕЙ И ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ПРИШЛОСЬ ВСТРЕЧАТЬСЯ СО МНОЙ ВРЕМЕНАМИ, И ДАЖЕ... СТАЛКИВАТЬСЯ, - ЭТИ СЛОВА БЕСКОНЕЧНО ЧТИМОЙ МНОЮ РУССКОЙ ПОДВИЖНИЦЫ - ИГУМЕНИИ АРСЕНИИ (СЕБРЯКОВОЙ).
НО ПРЕЖДЕ НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ...

...Так мыслил, так вел души и наш духовный отец - владыка архиепископ Алексий (Фролов) (+ 2013). Таким был его внутренний духовный настрой. Нередко после сурового и прямого, нелицеприятного разговора с чадом он под конец смягчив свой строгий тон, и уже улыбаясь, вытирал жестом рук мысленную кровь с мысленного кинжала и смотрел, а каково состояние и реакции чада на действия сего меча обоюдоострого? Реакции были разными...
Одни из них совсем ничего, что было им не по шерсти, не могли терпеть и даже не понимали сути и цели этих действий владыки, думали, он - сердитый и гневливый; другие - терпели ради обожания и авторитета владыки, но когда Бог посылал им нечто неудобное и не очень приятное через других людей, высокомерно отвергали действование Божие, оставаясь неисцеленными. Тем же, кто понимал и готов был многое терпеть по истине, а не в словах внешнего смиреннословия, исцеления души ради, владыка благословлял "все принимать" - "иметь мужество все принимать" и естественно идти по пути самоукорения. Иначе, что за "прием"?
Между прочим, точно так же воспитывал своих учеников и великий афонский старец Иосиф Исихаст, и, разумеется, и наши, русские старцы, которые подобные благословения (все принимать) раздавали, конечно, в соответствии с вместимостью сердец.
Так сложилось, что и я всем сердцем исповедую истину слов, которые ниже процитированы, и самой этой педагогики. Мне давно кажется, что они стали моей сущностью, вживились в каждую клетку, во все кровяные тельца. Возможно, и родиться мне выпала участь, уже уготованной по природе своей принять именно такой духовный выбор, который позже ожил для меня в Слове Божием:

"Мнози убо слышавше от ученикъ его, реша: жестоко есть слово сiе: [и] кто можетъ его послушати?"(Ин. 6:60), и: "От сего мнози от ученикъ его идоша вспять, и ктому не хождаху съ нитмъ. Рече же Иисусъ обеманадесяте: еда и вы хощете ити? Отвеща убо ему Симонъ Петръ: Господи, къ кому идемъ? глаголы живота вечнаго имаши."
================================================

ПИСЬМО ИГУМЕНИИ АРСЕНИИ (СЕБРЯКОВОЙ)
от 7 ноября 1870 года:
...Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать. Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце, — это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно — это будет мечтательность.