История России по С. М. Соловьёву. 6

Юрий Бровер
Продолжаю свой конспект работ С. М. Соловьёва в порядке их размещения в сборнике.
Отец  истории, как науки, Геродот,  посетив земли нынешней южной России записал, что образ жизни племен, их населяющих,  ход  их истории определяются природными условиями.
На огромной равнинной территории  от Белого до Чёрного,  от  Балтийского до Каспийского моря рельеф весьма однообразен.  На великой  равнине нет заметных природных границ. Поэтому здесь племена не имеют устоявшихся территориальных привязанностей, поэтому их занятия, обычаи, верования мало различаются. Поэтому рано или поздно на равнине образуется одно общее, для населяющих здесь племён, государство. Этому способствует и уникальная водная сеть из великих и малых рек. В тоже  время четыре главные локальные системы рек разделили русские земли на четыре главные области:  озёрную Новгородскую, Полоцкую по Западной Двине, собственно Русь по Днепру и  Ростовскую по Верхней Волге.
Великая равнина на юго-востоке соприкасается со степями Средней Азии и кочевые народы с незапамятных времён через широкий проход  между Уральским хребтом и Каспийским морем  мигрируют в низовья Волги, Дона и Днепра.  И здесь господство  одного кочевого народа сменяется господством другого, более восточного. Но  не они возбудили историческую  жизнь в Понтийских землях, а как  считают историки, славянские племена, пришедшие с запада. Первоначальное пребывание славян  в придунайских землях подтверждается следами местных названий. Теснимые  кельтами, германцами, римлянами  с запада и азиатскими ордами с востока славяне могли беспрепятственно двигаться только на северо-восток.
Тацит, сравнивая славян с народами европейскими и азиатскими, оседлыми и кочевыми, говорит, что их, славян, следует отнести к первым. Потому что они строят дома, носят щиты и сражаются пешими, а сарматы живут в кибитках и на лошадях. Двигаясь на северо-восток  славяне появились  в землях нынешней России и расселились на огромных территориях, преимущественно по берегам больших рек.
Славяне жили родами. После смерти главы рода, его место занимал старший сын, по смерти старшего главой рода становился следующий по возрасту брат и так далее. Таким образом, единой династии, правящей на протяжении нескольких поколений, не было. Чем больше размножались и расходились родовые линии,  тем запутаннее  становились права на старшинство в  роду. Отсюда и кровавые междоусобицы различных родовых линий.
Единственным средством сохранения согласия между родовыми линиями было решение призвать беспристрастного князя (старшины) из чужого рода- племени. Что и сделали некоторые северные славянские племена в IX в. , положив начало Русскому государству.
После смерти  Карла Великого среди славян возросло стремление к самостоятельности.  Особенно  активны были моравы. Их князья понимали,  что для создания славянского государства  необходима,   независимая от латинского христианства , славянская церковь.  И моравские князья обратились к Византийскому двору с просьбой прислать в Моравию и Паннонию славянских проповедников. Так знаменитые братья Кирилл и Мефодий, то ли греки, то ли болгары по национальности, стали распространять славянское богослужение в этих краях.  « Благодаря святой ревности Кирилла и Мефодия» священное писание было переведено на славянский язык.
Люди воспринимали разницу между церквями только с чисто внешней, обрядовой стороны.

Усилиями немцев и венгров Моравская держава перестала существовать как единое целое и как центр объединения славян. Порвалась тесная связь западных славян с Византией и они вынуждены были примкнуть  к  римско-германскому миру в церковном и политическом отношении.
Самостоятельное славянское государство  могло возникнуть теперь только в северных землях, среди начавших объединение славянских племён во главе с призванными « со стороны» князьями. Естественно, что власть прежних родоначальников племён постепенно ослабевала , отмирала и переходила к  приближённым общего начальника- боярам, людям дружинного происхождения. Это люди- соратники князя « в труде и бою», готовые выполнять его приказы, быть его посадниками на местах. Они получили возможность независимо от положения в роду, благодаря своим способностям, личной доблести приблизиться к князю, стать опорой его власти.
Поначалу дружина состояла из пришлых варягов, но затем она стала пополняться храбрыми людьми из туземцев и других народов.  Централизации власти способствовало изменение способа взимания дани, теперь не князь ездил собирать её, а подвластные племена привозили дань в определённое место, где  общались между собой, участвовали в общей  деятельности.  Со временем на этих местах появились города. Умножилось народонаселение,  и стали осваиваться более южные области.
Княжеское войско, кроме дружины, состояло ещё из отдельных полков, формировавшихся из городского и сельского населения. Падению родового быта способствовало деление военных на десятки и сотни во главе с независимыми от родовых старшин начальниками. Военные начальники ( десятские, сотские, тысяцкие)  сохраняли своё влияние на гражданское население и в мирное время.  Растущие города способствовали, вследствие разницы занятий народонаселения, возникновению и развитию торговли и, соответственно, становлению связей между городами и сёлами. Родовые, племенные наименования местностей  вытесняются географическими.
Итак, части огромной территории, множество различных племён благодаря централизации власти, стали складываться воедино при Олеге и Ольге . Однако духовное единение племён начало воцаряться и крепнуть при внуке Ольги   Владимире – главным и любимым героем Древней Руси.  Его отец великий воин, завоеватель, вождь военной дружины Святослав не был «Нарядником», руководителем нарождающегося государства. А Владимир им стал. Его военная деятельность преимущественно состояла  в  отражении постоянных набегов степных варваров, защите интересов своего народа.  Владимир был главным героем древней русской истории, человеком, положившим начало духовной общности племён крещением Руси, радикально порвавшим с язычеством, которое рьяно исповедовал ранее. Владимир стал героем богатырских преданий, защитником Русской земли от степных варваров. Он заслужил добрую память народа и тем ещё, что находился с ним в постоянном общении. Начало княжения Владимира пришлось на апогей языческой жестокости и дикости с его массовыми жертвоприношениями, в том числе человеческими.  Но Владимир, как мудрый и честный человек, осознал, что язычество ничего не может дать для развития умственной  и нравственной жизни общества.  Он почувствовал необходимость принятия новой веры, вводящей понятия о начале и конце света. Ему по душе пришлась вера греческая, христианская. Бояре, направленные князем в разные страны после ознакомления и сравнения тамошних религий, пришли к выводу, что лучше греческой религии, греческого богослужения ничего не найти.  На Руси к этому времени уже были немногочисленные христиане, была  Ольга- первая христианка - княгиня . Появлению новой религии способствовали частые походы варягов и славян в Византию.
Трудно представить себе, как  бы выглядела мировая история, если бы русские часто посещали Рим, а не Константинополь…
Владимир не сразу решился на  переход  к новой вере. Он начинает поход на Корсунь и, якобы, даёт обет принять новую веру, если христианский бог поможет ему. Бог ему помог, Корсунь была взята. Владимир взял в жёны сестру греческих царей и, уже христианином , возвращается в Киев  и сокрушает идолов. Пришлое  духовенство успешно проповедует на улицах города  христианство. Большинство с радостью его принимает, другие колеблются, третьи упорно стоят за старую веру. Тогда Владимир и устраивает крещение киевлян в Днепре. А закоренелые язычники бегут из города в леса и степи, становятся всякими Соловьями-разбойниками. А легендарные богатыри Владимира, побеждают этих язычников, приводят их в дом митрополита и заставляют каяться. А тем, кто не раскаивается - голова с плеч.
В целом, христианство в Киеве  было внедрено без особых трудностей. Иначе обстояло дело среди северных  и восточных племён. Христианство, как и государственность, приходили к ним по великому водному пути от Киева до Новгорода и Ростова.  Этим путём  к ним шли проповедники, митрополиты  и духовные лица.  Языческое население, подстрекаемое волхвами, активно сопротивлялись  распространению новой религии.
По совету греческих епископов, для полного торжества христианства, Владимир отбирает у лучших граждан детей и отдаёт  их на обучение и воспитание в духе веры духовенству. Также поступают Ярослав в Новгороде и Св. Леонтий в Ростове. Представителями нового поколения, грамотного и усвоившего догматы христианства были сыновья Владимира Борис, Глеб, Ярослав и митрополит Илларион. Люди нового поколения идут теперь в Грецию не за добычей или славой, а для просвещения, для полного приобщения  к духовным ценностям новой для Руси религии. Святой Антоний возвращается из Греции иноком и закладывает основание Киево - Печерской обители. Святой Феодосий преодолел сопротивление матери и вступил в монастырь , стал его игуменом. Печерский монастырь воспитал целый ряд  подвижников, словом и делом распространяя христианство на Руси. Церковные иерархи становятся советниками князя, толкователями воли божьей. Русь - одна из епархий Константинопольского патриархата - от этого и проистекает сильное гражданское влияние греко - римского мира на юное русское общество. Главной задачей своей церковь видит в утверждении приоритета нравственности в семейных отношениях. Она теперь является духовным семейным руководителем и судьёй. Религия запретила многие языческие обычаи: похищения девушек, многожёнство, браки с близкими родственниками, насильственные браки. Церковь возвысила роль женщины  в семье и блюла их нравственность.
Правительственный род Рюриковичей становится столь многочисленным, а  вопросы старшинства столь запутанными, что кровавые  усобицы между ветвями рода после смерти Ярослава вспыхивают с новой силой.  Выход был один - великий князь из старшего в роде должен превратиться в повелителя  своих младших сородичей; последние, удельные князья, должны утвердится на своей территории и  заботится о расширении своих земель  в составе великого княжества. Реализовать эти задачи довелось Андрею Боголюбскому, князю Ростовскому.
Расширение молодого русского государства  происходит  преимущественно средством колонизации, занятия свободных пространств на востоке и заселения их господствующим славянским племенем.  Племена Европы распространяли гражданственность и христианство морским путём, славяне - по суше, сперва на юго-запад, затем на северо-восток. Русские князья на новых землях начинают строительство  поселений и городов.
Пустынные области Верхней Волги принадлежали Ростово-Суздальскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, сыну Владимира Мономаха. Он заселил их племенами из разных территорий и эти новые поселения стали собственностью князя; ему они были обязаны своим политическим существованием.
В этом новом мире, на новой почве вырос  и мужал сын  Юрия Долгорукова Андрей Боголюбский.  Когда он стал старшим в роде,  великим князем, он не перебрался на юг, в стольный город предыдущих великих князей- Киев. Он остался на севере и отсюда руководил своими прежними родичами, отныне подданными-подручниками. Решение князя было революционным; чтобы эти новые взаимоотношения окончательно утвердились, понадобилось несколько столетий постоянной и кровопролитной борьбы между князьями – родичами.
Путь к единовластию начался на севере, где суровая природа, более скупая на дары, чем на юге, требует от населения  постоянного напряжения сил физических и умственных. Природа способствовала выработки у северян твёрдого характера и целеустремлённости.
Роскошная природа юга, вознаграждающая  и за слабый труд ,усыпляет созидательную деятельность населения.  Его пробуждение может творить чудеса – но кратковременно.  Юго-Западная Русь, граничила со степью, полем.  Там хозяйничали азиатские хищники, в постоянных набегах грабившие Русь. На границе степей жили разноимённые полуоседлые народы, со временем примкнувшие к киевским князьям; они участвовали в их военных действиях против половцев, да и в междоусобных распрях.
Князья киевские были храбрыми богатырями, но во время первого нашествия монголов они не смогли объединиться против общего врага и погубили свою рать, при втором нашествии они разрознено бежали от степных завоевателей в чужие страны , оставив южную, старую Русь в развалинах.
Если киевские дружины « расплодили» Русь, то на Северную Русь выпал удел собрать  Русскую землю, закрепить все приобретения.