Когнитивный диссонанс и виноградный mix

Евгений Хохрин
Непростая история здания Русско-Азиатского банка, когнитивный диссонанс и виноградный mix свежего урожая

Среди больничного растления
живу, слегка опавши в теле,
и сочиняю впечатления,
которых нет на самом деле.
Игорь Губерман

С утра - запланированное посещение одного из самых примечательных зданий Иркутска  - бывш. Русско-Азиатский банка на пересечении бывш. ул.Амурской и бывш. ул.Большой, а ныне - моей "дорогой" поликлиники N2. Здание было заложено 16 мая 1910 года и построено в 1912 году по проекту иркутского гражданского архитектора В.И.Коляновского. Непривычные абрисы куполов, усложненность объема, подчеркнутая асимметрия, строгий изысканный декор — все это выгодно выделяет здание в застройке города.

***
Немного истории
Это замечательное здание Иркутского отделения Русско-азиатского банка, одного из крупнейших частных банков России, невольно притягивает внимание сложностью форм и изысканностью декоративных деталей внешнего оформления и внутреннего убранства. Сам банк был создан в 1910 году при слиянии Северного и Русско-Китайского банков. Его головное отделение находилось в Санкт-Петербурге, а многочисленные филиалы — по всей стране и за рубежом.
После революции 1917 года, когда банк прекратил свое существование, здание в своих целях использовала новая власть. В конце 1917-го – начале 1918 года здесь размещался  Губернский военно-революционный комитет. В ноябре 1919 года в его помещениях заседало правительство А.В. Колчака, а в 1920-х годах находились губревком и губисполком. С балкона этого здания председатель ВРК А.А. Ширямов приветствовал вступившую в Иркутск Пятую армию. С 1930 года и до настоящего времени здание используется под районную поликлинику.
***
Алексей, который знаком ещё с 2000-х гг. с Надеждой Георгиевной Ивликовой, бывшим главврачом поликлиники, рассказал с её слов грустную историю. НГ, узнав о произволе отделочников, начавших срубать уникальную лепнину при производстве работ внутреннего ремонта, прервала проводимое лечение в санатории, приехала в поликлинику и заставила прекратить эти работы. В то время её поддержал весь коллектив, вместе с членами семьи вышедший на защиту родного здания.
Тогда эта акция завершилась успешно, произвол был остановлен, спасенная красота была аккуратно складирована у неё в кабинете и потом успешно возвращена на место, что и радует нас до сих пор. (См.фото)
***
В этот-то архитектурный памятник с более чем столетней  историей мы и прибыли самым кромешным утром. Валя поехала по своим неотложным делам, а мы с непременным участником всех походов по докторам  отправились дальше по  процедурному листу.
И вот, на манер шнуровского экспоната, в арафатке, футболке и трениках абибас я уже влетаю: "На костылях-лях-лях  в очуетительных штанах..." прямо в "...партер туды-сюды" пробирной очереди таких же страдальцев, как и сам, где, несмотря на раннее время, народу было больше, чем можно  предположить.
Интеллегентного вида мадам жестом, не терпящим возражений, указала на место рядом с собой, - а я и не стал сопротивляться - устроился поудобнее и мы разговорились с моей неожиданной благодетельницей, которая время от времени, смешно поджимая ниточки губ, настойчиво интересовалась моей группой инвалидности. Получив в очередной раз отказ: "... ну нету у меня её!", -  критически оглядела меня и поинтересовалась, а не художник ли я?, - и во ответ на мой немой вопрос, мечтательно разглядывая лепнину на потолке, произнесла: "Прикид у вас такой ...", чем повергла меня в пучину когнитивного диссонанса. Арафатка, футболка с трениками абибас, да пара костылей в сознании широких народных масс вызывают ассоциации с художественно осмысленной богемой?!  Боге мой!, - "Куда катится мир ...".
Благополучно завершив все требуемые процедуры, мы любезно распрощались с пожеланиями-наставлениями от приятной собеседницы и минут через 20 я уже сидел за столом в гостиной в предвкушении запоздавшего сегодня завтрака.

***
Дорогая передача! Во субботу чуть не плача,
Вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась.
Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница у экрана собралась.

В это время маниакальный аутист с учёной степенью  Шелдон  задумчиво чревовещал с экрана в унисон моему сегодняшнему состоянию и настроению: " Я не сумасшедший. Моя мама меня проверяла...", - что не могло не радовать как меня, так и окружающих.
А тем временем на столе, гоняя зайчиков по гостиной, усилиями целителя и диагностика красного креста и красного полмесяца, мага и волшебника круглого стола,  (как обычно - Алексей ), проявилось блюдо, полное чёрного и зеленого винограда свежего урожая с фундуком в "коробочках". Я всегда был твердо уверен, что виноград и фундук - "уроженцы" южных краёв, но тут мои иллюзии были окончательно разрушены. Факты - упрямая вещь.  Урожай местного разлива "с дачи от папы " говорил сам за себя, а новоиспеченная семейная пара Саша ( Курносов ) - Таня ( Закирова ), как выяснилрсь, заходили с гостинцами вчера, когда я уже спал.

Ничтоже сумняшеся, я соорудил фруктово-ягодный салат с йогуртом и творогом под  мятным сиропом и чудный пряный вкус свежего винограда, подстёгнутый яблочно-анисовыми нотками засахаренных фруктов  уносили меня по волнам свежего йогурта куда-то в даль блаженства и сладкой истомы, сдобренной бархатистыми кусочками " "осиропленного" *(!) творога.

День, так удачно начавшийся под сенью культурно-исторического памятника иркутской архитектуры, продолжал радовать своими  сюрпризами, которым, хотелось бы - не будет конца :)

;;;
PS И только после публикации этого поста, разглядывая фото, я заметил как удачно сочетаются листья коробочек фундука и тема виноградной лозы с растительным орнаментом декоративного оформления интерьеров в стиле модерн, углового медальона фриза в фойе и балюстрады лесничных маршей. "Чудны дела твои," history ...