Пьеса в стихах Повесть о Настоящем Человеке. 1 - 8

Владимир Тяптин
По одноимённой повести Бориса Полевого

Действие 1. Сцена 8

Разбитая колонна немцев в лесу

Наступили седьмые сутки легендарного похода
Мересьева в безлюдном лесу.

Мизансцена «В землянке», в которой Мересьев
рассказывает Борису Полевому свою героическую
историю. В мизансцене роль Мересьева играет
дублёр основного актёра. Голос Мересьева:

На седьмые сутки стало ясно,
Что за звуки боя слышал я:
Вышел к месту, где шёл бой недавно
С группой немцев, тех, что видел я.
Броневик и оба вездехода
Обгорели, и вокруг – тела
Павших немцев этого похода:
Смерть их всех в ту ночь в лесу нашла.
Офицер был к дереву привязан,
Без штанов, с запиской на груди:
«Стой теперь бесштанным здесь, зараза!
Что искал, то ты нашёл в пути».
Ч пытался разыскать съестное
И нашёл поклёванный сухарь:
В плесени, но стоил дорого.
Стал жевать. Потом я закричал:

Мизансцена исчезает. Зажигается свет.

Мересьев

Партизаны! Эге-ей! Ребята!
Отзовитесь! Помогите мне!

Гаснет свет. Мизансцена «В землянке».

Голос Мересьева:

Никого. Лишь эхо глуховато
Отозвалось в грустной тишине.
Я охрип, сорвал напрасно голос:
Вымер лес. Я вслушивался зря:
Тишина, и только лисий шорох
Слышала рассветная заря.
Вдруг услышал чётко канонаду.

Мизансцена исчезает. Зажигается свет.
Раздаются звуки артиллерийской канонады.

Мересьев

Наши бьют! Идут навстречу мне!
Отдохну немножечко, присяду.
Уж не слышу ль это я во сне?!
Нет, нет, точно! Залпы огневые
Грозно рвут на части тишину.
Как я рад вам, братцы дорогие!
Ну, теперь уж точно не помру!

Мересьев сидит на снегу. Раздаётся голос
автора:

И набравшись вновь прилива силы,
Он поднялся, подбородком лёг
На рогатину, воткнутую, как вилы,
Ноги подтянул и встал в сугроб:

Мересьев поднимается и стоит,
опираясь подбородком в рогатину.

Он теперь свернул уже с дороги
В снежную лесную полосу.
Изумлялись в небе даже боги
Мужеству идущего внизу.
В этот день движения по снегу
Полтораста лишь всего шагов
Сделал он. И лес жалел калеку
И дарил ему вечерний кров.
Сумерки, жалея, наблюдали,
Как пытался развести костёр.
Но бензин закончился и спал он
Без костра, укрывшись в ближний бор.
Прислонился он к сосне-отраде,
Обхватил колени и заснул.
Вдруг услышал снова канонаду
И опять в глубокий сон нырнул.
А проснулся в горе и тревоге:
Вспомнил – больше зажигалки нет.
Но потом узрели с неба боги:
Зажигалка – это капля бед. –
Он не смог теперь уже подняться
И свою рогатину сломал.
Рухнул наземь: он не мог держаться –
Словно ноги вдруг он потерял.

Мересьев
(лёжа на снегу)

Неужели всё? – Пришла погибель,
И никто меня здесь не найдёт?
Видно, я теперь из жизни выбит.
Но далёкий бой меня зовёт.

Автор

Как магнит, тянула канонада.
И звала настойчиво в поход.
Встал на четвереньки.

Мересьев встаёт на четвереньки
И ползёт по сцене.

Это ж надо! –
На восток отчаянно ползёт.
Понял он, что так гораздо проще
Двигаться быстрее может он.

Мересьев

Я теперь набрался будто мощи.
Смертью я опять не побеждён!
Уж теперь-то будет всё в порядке:
Доберусь к своим теперь ползком.

Мересьев отогрел окоченевшие кисти рук,
зажав их под мышками.

Руки отогрел. Нужны перчатки.
Раз их нет – обую их шарфом.

Мересьев достаёт из унтов куски шарфа
и обматывает ими кисти рук, закрепив
бинтами куски шарфа и куски коры.
Затем закрепляет бинтами кору и на коленях.

Мересьев

Вот теперь ладони и колени
Я обул и вновь теперь вперёд!
И теперь без устали и лени
Я продолжу свой лесной поход.

На сцене гаснет свет. Появляется мизансцена
«В землянке». Звучит голос Мересьева:

Так я полз теперь на четвереньках.
Съел ежа сырого на обед.
И дополз до бывшей деревеньки.
«Люди где?» Людей в деревне нет.
Выжжена фашистами деревня.
Только печи с трубами стоят.
Снова полз и полз в чреде мучений –
Сколько дней? – Смешались все подряд.
Мысль одна лишь – не остановиться,
Умереть в лесу б не довелось.
Муравьями, клюквой насладиться
По пути однажды мне пришлось.
Захотел воды напиться бурой –
Посмотрел в болотце – что за муть? –
Страшный незнакомец смотрит хмуро:
Неужели я? Какая жуть!

23 июля 2016 г.