На равных - Марина и Анастасия Цветаевы

Ольга Смирнова-Кузнецова
На Вологодской земле прошел Второй Цветаевский костер. На нем обозначилась традиция - запуск в небо двух, синего и зеленого, воздушных шаров, связанных между собою - в честь сестер Марины и Анастасии Цветаевых, одна из которых, Анастасия, некоторое время жила на Вологодчине.

Наш корреспондент задала несколько вопросов организатору и инициатору культурно-просветительской акции, цветаевоведу, кандидату филологических наук Елене Титовой.

- Вам не кажется, что Анастасия Ивановна пребывает в тени своей старшей сестры - Марины?
- Мне хотелось бы, чтобы Анастасию и Марину Цветаевых при всей разности дарований считали, видели равновеликими. При всем различии их подходов к литературе, собственному творчеству, литературных вкусов. Литературное наследие Анастасии Ивановны позволяет назвать ее крупной русской писательницей, мемуаристом, документалистом 20 века. Она очень рано стала автором двух книг, ее приняли в Союз писателей. Среди поклонников ее таланта, друзей - Павел Антокольский, Борис Пастернак, Максим Горький. Последний спасал ее во время первого ареста. Огромное наследие ее пока известно больше специалистам, оно еще ждет изучения и публикаций. Сейчас, например, идет речь об издании шеститомника ее произведений.

Правда факта

- Каковы особенности ее творчества?
- Анастасия Ивановна - документалист, отстаивающий правду факта. Она даже считала, что художественный вымысел - это искажение истины. И лишь в немногих произведениях, например, лагерном романе, она несколько отходит от этого принципа.

- Говорят, жанр записи различных воспоминаний изобрела вовсе не Светлана Алексиевич. Такой прием использовала еще Анастасия Цветаева?
- Можно и так сказать. У нее в тридцатых годах был подготовлен, и она предлагала к печати "Народ о голоде" или "Голодная эпопея" - документальную книгу, состоящую из записи рассказов очевидцев. Но это был уже конец 20-х, рукопись завернули, потом она пропала в архивах НКВД. Это произведение, видимо, невосстановимо. Хотя что-то, например, "Сказ о московском звонаре", был восстановлен писательницей по памяти.

- Что еще оказалось утрачено?
- Кроме «Голодной эпопеи» 1927года исчезли после арестов НКВД «SOS, или Созвездие Скорпиона», "Нюрнбергская хроника" - роман в двух частях, "Музей" - незаконченный роман о детище их отца - Музее изящных искусств имени Пушкина. Утрачено многое, что мы даже не знаем по заголовкам, пропала часть дневников, письма, в том числе письма Марине.

Но многое и сохранилось. Анастасия Цветаева написала первую свою книгу «Королевские размышления» еще 1915 году, потом вышла книга "Дым, дым, дым...". У нее есть «Старость и молодость» - повесть, основанная на дневниках 50-х годов прошлого века. Стихи, написанные в разные периоды жизни, она все же издала - вышел «Мой единственный сборник». «Моя Сибирь» - очень значительное произведение, документальное повествование о жизни ее в ссылке. Моя любимая книга - «Неисчерпаемое», сборник очерков о различных людях.

Есть у нее сборник о чудесах и чудесном, на написание которого ее подвигли вера в Бога и вера в человека. Есть замечательные рассказы о животных...

Главу романа искурили

- И лагерный роман «Amor»...
- В переводе это "любовь". Но она делала ударение на первый слог, подчеркивая высокое значение этого слова. За этот роман она награждена премией Дворянского собрания Юга Украины 1992 года. В квартиру в Соколе Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, привезла рукопись именно этой книги.

Сама Анастасия Ивановна поясняла: "Роман писался на Дальнем Востоке, в зоне, в часы отдыха, после десятичасового рабочего дня, на нестандартной бумаге, на маленьких листах, чернильным карандашом, так мелко, что прочесть его не смог бы никто, кроме автора, — и то по его близорукости." Он написан в лагере, но не только о нем, сколько о любви. Чтобы текст не пропал за "колючкой", он передавался на волю через вольнонаёмных. Часть романа была написана на тонкой папиросной бумаге. И из-за тотального дефицита кто-то искурил целую главу. Когда Анастасия Ивановна увидела оставшееся, то назвала это "руинами романа".

- Самая известная ее книга - "Воспоминания"?
- Да, самая тиражная, на мой взгляд, лучшая мемуарная книга о России 10-20 - х годов двадцатого века. Воспоминания посвящены сестре Марине. Надо помнить, что издание увидело свет в 1971 году, это советское подцензурное издание. Затем книга выходила дополненой, в том числе фотографиями. Одновременно происходило освобождение текста от цензуры. Последнее по времени издание уже вышло двухтомником с грифом "Без купюр".

- И, скажите, что было написано писательницей на Вологодской земле?
- Относительные спокойные, на свободе, но непростые 18 месяцев вряд ли были творческими - сразу после приезда у нее появилась первая внучка - Маргарита; а жена сына практически сразу вышла на работу. Было много хозяйственных хлопот, но были попытки установить утраченные контакты с людьми, были письма, многие из которых еще предстоит найти. Как раз этот период мы пристально изучаем. И открытия, уверена, нас еще ждут.