Наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Феогн

Аверьяныч Федоров Евгений
Мои краткие встречи с наместником Троице-Сергиевой Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом( в миру Игорь Михайлович Гузиков) в основном происходили в 1995-2000гг по рабочим вопросам, связанным с развитием паломничества и сотрудничества паломнического Центра Лавры с туристскими организациями, участия в этих процессах Администрации Сергиево_Посадского района, где я работал начальником отдела туризма.

Игорь Михайлович Гузиков родился 6 октября 1960 года в п.Селиваново, Владимирской области в семье рабочих После окончания средней школы и срочной службы в Советской Армии 22 ноября 1983 года И.М. Гузиков получил таинство пострижения в монахи и получил православное имя Феогност. В 1988 году архимандрит Феогност становится приемником Алексия на посту наместника Троице-Сергиевой Лавры и несёт это послушание уже 28 лет...

Когда я увидел архимандрита Феогноста в монашеском одеянии впервые в 1989 году во время праздненства Святой Троицы, то моя атеистическая первая мысль была такая:"Почему этот высокий,  черноволосый, с ярко синими глазами красавец-мужчина, на службу к которому с великой охотой идут в основном женщины, ушёл в монастырь?"...

То, что архиепископ Феогност имеет дар убеждения и предвидения - это факт. То, что он при первой же встрече видит человека насквозь - это тоже факт. То, что он обладает энциклопедическими знаниями и познаниями - тоже факт. То, что в разговоре с тобой и при общении с простым людом он становится твоим близким человеком - это тоже факт. И ещё: он обладает тонким чувством юмора и деликатностью.

Было это году в 1997, когда в Сергиев Посад приезжали с дружеским визитом полицейские из США, и начальник УВД района полковник милиции Фадеев Б.В. попросил меня помочь организовать профессиональную экскурсию по знаменательным местам города и района, что и было сделано совместными усилиями с паломническим Центром Троице-Сергиевой Лавры. После отъезда американцев, мы зашли в Лавру подбить итоги мероприятия, попить монастырского чая и монастырского вина. Радушный приём развязал мой не привязанный язык ещё больше и я, сидя напротив Наместника, предложил ему:"А, почему бы Вам не организовать при Лавре подсобное хозяйство и не выращивать на нём для себя свиней? Администрация района поможет организовать сбор и подвоз остатков продуктов питания с объектов общественного питания". Наместник и его эконом священник Иеремия начали улыбаться и с интересом смотреть на отпетого атеиста. Полковник Фадеев Б.В. под столом толкнул меня коленом по ноге, я, увидев, что он тоже улыбается, распалился и с жаром развивать свою мысль...

Во время этого монолога настоятель деликатно перебил меня:" Мы - чёрные монахи. Нам употреблять в пищу мясо нельзя...". И тут же перевёл разговор на другую тему. Я сидел пунцово-красный, опустив голову, вспотел насквозь,в ушах стоял гул, но когда поднял свой взгляд на собеседников, то увидел, что они мирно обсуждают, как вчера напоили американцев, научив их делать "ерша" из кагора и водки...

Сегодня архиепископу Феогносту исполнилось 56 лет! С Днём рождения Вас удивительный человек и послушник Божий!!!