Sunrise. Совьет-рок

Ефремов Игорь Борисович
Первый раз Uriah Heep я услышал в исполнении ВИА "Иверия"...но обо всем по порядку.

А начнем мы с цитаты из старой заметки:

"Милые дети. Ваш покорный слуга уже охренительное количество лет живет на этом свете. Этот динозавр видел в своей жизни то, о чем вы не по причине скудости ума, а лишь в силу юного возраста даже не догадываетесь. Он вырос в совке, за железным занавесом, в его черно-белом телевизоре было 2 программы, по первой из которых он мог ежедневно лицезреть любимого Леонида Ильича, а вторую не включал в принципе, потому что терпеть не мог передачу "Ленинский университет миллионов". И все шло к тому, что еще один из кирпичей пополнит собой монолитную кладку стены, с монументальностью которой не могли поспорить сто Великих Китайских, поставленных друг на друга...

Но что-то пошло не так. Это что-то носило незатейливое название РОК, своей семантикой идеально совпадавшее с его русским толкованием. Это был таки РОК. Он заполнял меня всего, великое таинство свершалось, когда очередная бобина ложилась на подкатушечник магнитофона "Романтик-3", а мутные фотографии угрюмых волосатых мужиков c гитарами были сродни ликам Христа со старых бабушкиных икон, внушая священный трепет и вводя в религиозный катарсис. И одна из этих икон, занимающая особо почетное место в рок-пантеоне, носила имя DEEP PURPLE.

Информацию тогда взять было совершенно негде, поэтому все питались слухами, и чем нелепей был слух, тем охотнее в него верили. Помню, как году в 75-м двоюродный брат Женька с апломбом цедил, что, мол "Битлы сейчас переходят на сексуальные темы", басист Назарет Пит Эгню перманентно был русским парнем Петей Огневым, что же касается DP, то никто даже не подвергал сомнению тот факт, что они имели в своих рядах слепого барабанщика, благодаря круглым темным очочкам на носу Яна Пейса, из-за которых он был похож на кота Базилио из достопамятного плагиата про деревянного мальчика Пиноккио..."

Мне еще относительно повезло, благодаря двоюродным братьям и дядьке-меломану, рок-н-ролльный вакуум вокруг меня не был совсем уж абсолютным, отчего я и вырос таким больным на голову. Но описанное выше имело место уже немножко опосля, а в совсем раннем детстве, еще до эпохи исторического материализма, я довольствовался тем же, чем и другая советская детвора - монофоническим электрофоном "Юность" и пластинками Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия".

Это было время, когда песни фейковой банды Трубадура ("Мы к вам заехали на чаааас!") считались роком, Магомаев был реальной звездой, спевшей первый советский твист "Королева красоты", а вершиной крутости были коллективы с нелепым, если вдуматься, наименованием "вокально-инструментальный ансамбль" (каковое определение можно применить и к опере, если на то пошло).

Искомые ВИА выпускали на пластинках, которые было не достать, разное вторичное говно, но зачастую весьма круто отрывались на концертах, первым отделением откатав обязательную комсомольско-молодежную программу, а во втором без зазрения совести лабая каверы зарубежных рок-звезд. Иногда это было офигенно, помню, как я реально приторчал на "Самоцветах" с барабанного соло и импровизух клавишника, косившего ни много ни мало, как под самого Лорда! А концерт ВИА "Интеграл" с офигенным световым шоу, фактурной телкой на басу, двумя ударными установками (привет Slipknot!) и молодым, тощим, затянутым в кожу Алибасовым с волосами до жопы, который торнадой носился по сцене и дико выл в микрофон - одно из самых сильных впечатлений детства. Сыграли они тогда настоящую рок-оперу на модную тему про нейтронную бомбу, и мне она понравилась куда больше, чем уже отслушанный тогда JC - SS, в который я въехал гораздо позднее :)

Ну и "Мелодия" тогда тоже поражала иногда проскакивающими рок-хитами, зачастую даже умудряясь не написать или переврать название исполнителя! Помните? "Леди Мадонна" и "Любовь нельзя купить" ("Кент бабе ломом") безымянного ВИА (Англия), неопознанный Ти Рекс - "Давай потанцуем", Свит - "Чоп-чоп-чоп", Роллинг Стоунз - "Нарисуй это черным", Криденс, любимая "Шуточная песня" которых на поверку оказалась Ooby Dooby, достославная серия "Мелодии и ритмы" и некоторые другие. Удивительна была избирательность акул советской грамзаписи, в релизах которых соседствовали реальные звезды с кошмарными "Доули Фэмили", коих на безрыбье хавали с неменьшим энтузиазмом, по-видимому тут присутствовал какой-то рэндомный порядок. Что действительно котировалось спецами и даже за рубежом из всего этого ВИА-убожества - это советский фолк а ля "Песняры" и ансамбли из союзных республик, о двух из которых я и хочу по концовке поведать.

Музыканты из солнечной Грузии всегда отличались хорошим вкусом и исполнительским мастерством. Не желая петь на клишированно-комсомольские темы, но желая записывать пластинки, они играли народные (или стилизованные под народные) грузинские песни, перемежая их рок-стандартами, например на "гиганте" чуваков из ВИА-75 к вящей радости олдскульных меломанов были размещены максимально близко к оригиналу сыгранные вещи Хендрикса и Рори Галлахера. Последняя, как и вся пластинка, носила название "Ритм радости". Что? Не знаете такой? Ха! И немудрено, ведь в оригинале это было не что иное, как Bullfrog Blues, но "Ритм радости" - это же так по-советски!:)))

Ну и ансамбль "Иверия" с пластинкой, три песни которой я так ни разу и не послушал. А четвертая...ребята, четвертая была не что иное, как Sunrise из моего впоследствии любимейшего "The Magician's Birthday"! Сыграна она, кстати, ничуть не хуже оригинала, можете сравнить.

http://youtu.be/QCV5u1CD6rI

Вот так и получилось, что благодаря усатым хлопцам, давно канувшим в Лету, я зафанател на Хипах, и в частности на волшебном "Бёздее". Величайший альбом, вне всякого сомнения, c мощной Echoes in the Dark, проникновеннейшей Rain, лиричной Tales и одноименной мини рок-оперой, на барабанно-гитарной дуэли из которой выросло целое поколение нынешних рок-героев. Копируем ссылку, слушаем и премся :)

https://youtu.be/CRXymJj6nMs?list=PLC4CCB4DE3DF9BCCF
.