Пескари

Иван Паластров
Колька сидел  на завалинке, на своём излюбленном месте.  Сидел и не знал чем заняться. Друзей что-то не видно было, то ли ещё не проснулись, то ли заняты домашними делами.  Наконец он не выдержал, встал, машинально отряхнув рукой зад штанов от мусора, и направился к дому своего дружка Иванки.

Иванко  сидел на пороге сеней и что-то делал. «Чё мастеришь?» - спросил друга Колька. «Чё не видишь, ослеп?  Рыбу пойду ловить банкой, вот и делаю», - пробурчал Иванко. Он натянул на горлышко литровой стеклянной банки тряпицу и завязал резинкой под ободком. Посередке была вырезана небольшая дырочка, как раз, чтобы пролез  пескарь, коих и собирался ловить. «Дак пойдем вместе, я тоже бы половил», - с готовностью предложил Колька. «Ну дак делай банку, и пойдем к мосткам, там всегда пескарей много», - согласился друг.  Колька побежал домой, но пустой банки не было, пришлось взять  с солеными груздями, которые только несколько дней тому назад засолила его мать. Не долго думая, он вывалил грузди в первую попавшуюся посудину, а это был чугунок,  оторвал от нового кухонного полотенца тряпицу для горлышка,  и побежал обратно к другу. «Вот, принес, только резинки нет, придется нитками привязать», - радостно затараторил Колька. «Ачё банка груздями пахнет, рыба, наверное, не полезет, на такой запах», - хмыкнул Иванка. «Дак не было другой-то, давай вымоем её», - сказал с расстройством  Колька. «Ладно, там, в речке вымоется, пескари, может, и не унюхают ничего, у них же носов нет», - успокоил друга Иванко. Быстро привязав к банке друга тряпицу,  Иванко взял бидончик под рыбу и спросил: «А ты куда будешь складывать пескарей, в карман?» Колька растерялся, он не подумал об этом и тут же предложил: «В один будем ловить, а потом поделим поровну». «Как это, поровну, у меня банка больше, литровая, а у тебя пол-литровая», - не согласился с другом Иванко. «Ну ладно, потом поделим как-нибудь, еще не поймали ничего», - сказал  он, чтобы не расстраивать друга.

На речке, на мостках, какая-то тётка стирала белье и нещадно колотила его вальком,  смачные шлепки разносились далеко по речке.  «Вот блин, всю рыбу, наверное, распугала», - возмутился Колька. «Пойдем к переходам, там половим, а когда тётка уйдет, половим тут», - успокоил его дружок. Друзья направились вниз по течению, там за поворотом были сделаны мостки для перехода через речку. Переход был сделан из жердей и ставить банки было удобно прямо с них. Натолкав внутрь банок кусочки хлеба, друзья опустили их в воду и стали наблюдать, как стайки пескарей, почуяв запах съестного, быстро стали тыкаться носиками в бока банок. Рыбки видели, что в них что-то есть, но никак не могли проглотить и плавали вокруг банок. Наконец,  одному пескарю все-таки удалось найти дырку в тряпице и попасть внутрь, за ним полезли и остальные. Вскоре банки наполнились жадными пескарями, они крутились в банках и никак не могли вырваться на волю, куда ни ткнутся, везде было стекло. «Вот и попались», - радовались удачной рыбалке  друзья. Они быстро вытащили банки и вытряхнули пескарей в бидончик и снова опустили их в воду.  Так переходя по мосткам, друзья ставили свои нехитрые снасти, и через пару часов бидончик был набит пескарями. «Пошли домой, хватит нам на уху и пожарить, вон полный бидончик наловили», - сказал Иванко другу.  Но Колька вошел в рыбацкий азарт и ему было жаль бросать такую рыбалку. «Давай еще в одну банку наловим, твою, она больше», - уговаривал он друга.  Но Иванко вытащил свою банку из воды, взял бидончик с рыбой и сказал: «Лови, а мне хватит, эту бы почистить».  Колька с сожалением вытащил свою снасть и пошел за другом.

Придя домой, Иванко поровну разделил пойманных пескарей, сложив Колькиных в банки. «Банку вернешь», - сказал он дружку.  «Я сам буду чистить, пока мама придет с работы, рыба будет почищена, она сварит ушицы и нажарит сковородку», - сказал другу Иванко.  Колька принес пескарей домой, но сам чистить не захотел, вывалил пескарей в большую чашку и прикрыл от мух кухонным полотенцем. «Мамка придет, почистит и нажарит», - подумал он и схватив горбушку хлеба, побежал к другу.  У Иванки  работа спорилась и вскоре все пескари были почищены, вымыты. Он сложил рыбу тоже в большую чашку и накрыл тяжелой крышкой, скоро придет мать и пожарит.

Вечером Иванко наелся жареного пескаря, хотя рыбка была мелкой, но вкусной.  На второй день,  он, не дождавшись друга, пошел к нему.  Кольки на завалинке не было. «Куда это он умотал?» - подумал Иванко, но подойдя к калитке, в щелку он увидел своего друга, сидящим на ступеньках крыльца.  Колька сидел хмурый. «Чё, такой смурной сидишь?» -  спросил друга Иванка. «Да попало вчера вечером от мамы», - хмуро ответил дружок. «За чё попало-то? Вроде мы вчера весь день вместе были и ничё такого не натворили“, - и почесал ногу об ногу Иванко.  «Да за все сразу: за то что грузди вывалил, полотенце изорвал, и рыбу кот сожрал, а ту, что не доел, вся на полу валялась».  «Ну ладно, не били же», - пожалел друга Иванка.  «Дак хорошо отца не было дома, поздно приехал, а то бы попало старым валенком», - сказал Колька.

Когда бывало он сильно провинится, отец колотит его старым валенком по спине или по заднице.  Но отец приехал поздно, когда Колька уже спал, валенком не попало, а сегодня  новый день, светит солнце и они с другом Иванко пойдут на улицу искать себе приключений, чтобы у старого валенка всегда была работа