Бабье лето - 2

Нина Анютина
   Осенью на короткое время, ненадолго приходит в наши края особая пора бабьего лета. Как-то незаметно, словно исподволь, пришло к нам нынче, разгулялось-разомлело тихое бабье лето, сменив ненастье и беспробудные дожди на ясные теплые дни.
   
   Под мягким осенним солнцем вновь зацвел под окнами домов розовый шиповник, а на полях, у дорог и на городском пустыре распустили пышные зонтики белые ромашки и заблестела под светлыми лучами тонкая серебристая паутина.
   
   Весной природа дарит нам свежесть первой изумрудной зелени, аромат и нежность первых цветов, запах и особый дух талой земли и распустившейся сирени, радует  глаз белой кипенью вишнево-яблоневых садов и услаждает слух птичьим свиристением.

   Лето дарит нам много солнца, теплый ветер, прохладу светлых родников и рек, сладкий, манящий запах земляники и спелой малины, аромат душистых трав, лесной фиалки и других цветов, наполняет лес веселым свистом, щебетаньем и воркотней, звонким пением птиц.
 
   Осенью, готовясь к марафону долгих зимних дней, природа щедро дарит нам спелые душистые плоды, самые яркие краски листопада и буйного увядания.

   Почти под каждым окном, у каждой смоленской околицы цветет сирень или черемуха, стоит у плетня береза или рябинка. Весной рябина покрывается продолговатыми резными листьями и светло-желтыми соцветьями-зонтиками, которые к осени превращаются в оранжево-пурпурные гроздья ягод. От этих чудных гроздьев, от полыхающих на солнце огненно-желтых и золотистых, продолговатых, собранных в веточку листьев, глаз не оторвать.

   Без красавицы-рябинушки наш край заметно потускнел бы. Но растет на радость нам рябина в лесах, садах и рощах, на околицах русских деревень, в парках и аллеях наших городов. И уже в начале бабьего лета первым зажигается рябиновый огонь. Вслед за рябиной наряжаются в одежды из чистого золота клены и осинки. А лишь после одеваются в осенний наряд березы.

   Каждое деревце принимает наряд осени и сбрасывает листву по-своему. Вот стоит поодаль от еще зеленой березки под осенним солнцем весь в светлом золоте молодой красивый клен. А рядом с ним клен, повыше и покудрявей, обрядился совсем иначе. Одна  сторона его покрыта светло-желтым золотом. А другая, что обращена к солнцу, окрасились в более темный пурпурный цвет.

   Много сложено песен народом и о клене, и о березе, и, конечно, о рябинушке. Наделил народ рябину разными эпитетами. Она и тонкая, и кудрявая, одинокая и грустная, горькая и безответная… И, наверное, потому, что растет рябина не как береза, в окружении стройных раскудрявых подруг, а поодиночке, сравнивают ее с одинокой женской долею и сочиняют о ней грустные стихи, подобно тем, что пришли сейчас на ум и мне:

          Может, не напрасно
          Облетает куст,
          У рябины красной
          Горек ягод вкус.

   Но лишь, когда придет черед березы сменить зеленый наряд на золоченое платье, наступает настоящая золотая осень. Зажелтеют листья, поднимется легкий ветерок, зашумит береза трепетно и усыплет вокруг себя землю золотыми и медными монетами. Собирай горстями, сколько хочешь, березовое золото! Только не купишь на него ни теплой шубы, ни меховой шапки на зиму. Но и красоту такую купить нельзя. Природа дарит нам ее за просто так, задаром.

   Налюбуешься на эту красоту, и послышится, почудится тебе тогда в дружном шорохе и шепоте падающих листьев чарующий звон. И тронет сердце колдовская музыка осеннего листопада. А в небе покажется вдруг знакомый журавлиный клин. Быстро движется клин в осеннем небе, и разносится окрест, над полями и лесами, над селениями прощальный журавлиный клик.

 На смену теплого бабьего лета на короткое время приходит к нам более грустная пора поздней осени, а вслед за ней - разнаряженная в белоснежную шаль наша русская  красавица-зима.