Венок для поэта

Светлана Лозинская 2
      В дверь Кишинева постучала красавица-осень. Весь город убран в яркие наряды, напоминает убранством молодую цыганку, в которой все яркое, с песней, улыбкой, музыкой, танцами. Она чарует и возвышает надежды на что-то романтично-приятное,  настраивая  людей на поэтично-мажорный лад.
      Аннета проснулась от особенного легкого чувства. Вчера договорилась с Машей  идти сегодня в центральный городской парк, и как всегда встретиться там  с памятником великого  поэта Земли, Александром Сергеевичем Пушкиным. Так они делают уже несколько лет подряд. Почему-то именно  осенью, хочется пройтись этим дивным уголочком земли. Послушать песню фонтана. Полюбоваться живыми пейзажными природными картинами дня. Неспешно пройтись тропинкой ведущей к памятнику. Остановиться, положить цветы, и … тихо задумавшись, стоять несколько минут, в размышлениях  о том  далеком времени, когда поэт ходил здесь, скорее всего любуясь пейзажными красотами тогдашнего небольшого губернского городка, и в мыслях уже творил и описывал природу   тихо-удивительного  края.
    - Машенька, - звонит подруге Аннета. – Встретимся в полдень у перекрестка. Купим цветы. А еще, не забудь томик с поэзией Пушкина. Мой сборник большого формата неудобно нести.
    - Все сделаю, - смеется Мария.
    Аннета вышла из дома, кинула взгляд в небо, махнула рукой, так она всегда приветствует Простор, улыбнулась чему-то своему, направилась к цветочному рынку. Длинный ряд цветов смотрел на неё, а она смотрела на него, приветливо качая головой радуясь  их животрепещущей  красоте.
    - Анетка, - услышала голос подруги. – Я здесь. Присмотрела букет осеннего дива. Как раз то, что нужно нам. Приглядись на эти разноцветные, не большие по величине астры. Удивительное чудо!
     - Я иногда специально заворачиваю сюда, чтобы встретиться с радугой цветочного венка, иначе не могу назвать это место, - кинув взгляд на  синие колокольчики, молвит Аннета.
    - Купить нужно такие цветы, которых или мало возле памятника, или вообще нет, - предлагает Маша. – Обычно несут всё, что говорит о пышности в цветочной гамме. У нас будут самые нежные цветочки в мире. Как-то я поинтересовалась историей астры. В переводе с греческого – Звезда. По мифологии она выросла с пылинки, упавшей со звезды на землю. Говорят, что  ночами астры ведут разговоры со своими сестрами небесными звездами.
    - А я знаю, что астра пришла в Европу  с Китая в 18 столетии. Разводить её стали во Франции. В данное время выведено 600 сортов, а раньше было около 1500.
    - У бабушки в саду росло семь её  сортов. Представь себе – это не на грядке, а в саду, среди деревьев, - радушно передает свои знания  о растении, Маша.
    - Все верно. Значит, купим три букета. Это летне-осенние цветы  отвечают времени и … нам.  Мы с тобой всегда ищем красоту в чем-то реально-простом и стихотворно-пейзажном.
    - Ты что-то надумала, или мне показалось? – удивилась Мария.
    - Сейчас все узнаешь. Еще дома продумала план  что нам необходимо преподнести Александру Сергеевичу в нынешнюю осень. И …надумала. Мы преподнесем ему не букет, а  осенний венок. Свяжем его с разноцветных листьев  в содружестве с цветами. 
     - Ты у меня не только поэт, ты художник-пейзажист и … самая прекрасная подруга, - целуя в щеку Аннету, весело щебечет Мария.
    Парк Пушкина встретил подруг легким людским говором, смехом, радостно-милыми отголосками. Аллея Классиков сегодня многолюдна. Да и вообще, в такое время года здесь много людей – осень любит,  когда её понимают и принимают.
    - Пойдем  в правую сторону парка, - предлагает Аннета. - Там много красивых кустов, которые в это время заалели, засверкали, усовершенствовали свои наряды под стать осенней неги.
    Маша поспешила к большому радужно-веселому кусту  улыбаясь, заговорила лирично, празднично, ласково, рассуждая,  что она сейчас на волне свершения работы, которая скоро будет видна многим.
    - И ниточки с собой я прихватила, - показывает подруге моточек желто-коричневого  оттенка.
    - Удивлению нет конца. Я бы не додумалась до такого.
    - Предчувствие   подсказало, - мило улыбается  Аннета.
    - А что такое предчувствие ты знаешь?
    - Вроде того. Роберт Хайнлайн сказал, что предчувствие - это  результат  подсознательного осмысления данных, о наличии которых, ты даже не подозреваешь.
    - Мама рассказывала о снах, которые ей снились. Предчувствие их подсказало о событиях, которые должны были произойти  в её жизни.
    - Это верно. А я вижу куст калины, в которой листья приняли окрас ярко-радужного. Но  среди них есть еще с оттенком  сине-бежевого цвета. Они очень оригинальные и приятные по колориту. Венок наш станет таким, каким я его себе представляю.
    - Мой пакет уже полон листьев, - сообщает Мария.
    - Мой тоже, - дополняет еще двумя листками клена свою сумку, Аннета.
    Через пять минут подруги,  усевшись на дальнюю скамейку, принялись сплетать венок с листьев и астр.
    - Угадай, о чем я сейчас думаю? – спрашивает Мама.
    - О Пушкине.
    - Угадала.
    - Если разобраться - нынешний день не обозначен в календаре связанных с жизнью поэта, но … для нас он значим тем, что мы пришли сюда как только нас что-то потянуло. А потянула нас великая Любовь и Уважение  к гению человечества. Его творчество поражает великие умы, которые утверждают, что такие люди родятся на нашей планете очень редко. Без Пушкина не рифмовала бы  я. Не великий я поэт, но … если бы, не Александр Сергеевич, не было бы и моих стихов. Рассказывала уже, как однажды отец купил мне книгу стихотворений Пушкина. Это была поэзия для детей. Мама начала читать, а я, слушала и … повторяла устно за ней. Вечером, перед сном повторила  их сама себе. Память зафиксировала все прочитанное мамой. И какое было удивление, когда на второй день я начала читать их своим сверстникам. Родители не то,  что удивлялись, им это было большим счастьем. Вскоре я написала несколько строчек детского стишка, подражая Пушкину.
    - Когда читаю его произведения, не важно, это поэзия или проза, ухожу в те события, о которых он пишет. Меня всегда до глубины души трогает его стихотворение: - «Осень». Особенно в исполнении видных чтецов артистического мира. Он сравнивает осень с самыми загадочно-сказочными явлениями в мире. Весна в его понимании теряет красоту, перед осенью, - складывая один к одному листья и цветы Маша. – Ты только вслушайся в слова… « Унылая пора! Очей очарованье!
                Приятна мне твоя прощальная краса».
     Как  можно подобрать  такие слова, что в унылой поре живет очей очарованье. Дух захватывает.
     - В моей библиотеке собраны все его произведения, и расположены на видном  месте. Когда училась в университете, записалась в литературный кружок. Лучшего времени, чем время студенческих лет у меня не было. Ни один день не проходил без чтения стихов. А студенческие тетради по литературе греют мне душу и сейчас. А начала я их писать с того момента, когда читала со сцены стихи Пушкина, - вздыхая, рассказывает Аннета, и, улыбнувшись, завязывает два кончика нитки, произносит величественно: - ВЕНОК ДЛЯ ПОЭТА  - готов.
     - Смотри, какой он у нас получился оригинальный! – восторгается Мария.
     - Так и должно быть. Мы его сплели любовью к поэту и его поэзии.
     - Придется нести его вдвоем. И надо же – как раз и листьев хватило на него. И цветы по колориту вплелись красиво, ровно, живописно, - восторгается Маша.
    К памятнику Пушкина подруги шли рядом, неся венок нежно и серьезно. А вот и памятник. Сначала  приостановились, пытаясь разобраться, с какой стороны заходить. И тут к ним подошел мужчина лет пятидесяти, спросил:
    -  Это чудо предназначено для Пушкина?
    - Ему, - послав приветливый взгляд, ответила Аннета.
    Пока они присматривались,  как лучше уложить венок, начали собираться люди.  Две молодые мамочки с детьми,  стали  тихо объяснять малышкам, кто такой Пушкин, и почему ему женщины принесли такой подарок. Молодой человек кинулся помогать Аннете с Марией, но они вежливо отклонили его помощь, сказали, что это они должны сделать сами.
    Венок сложили в виде сердца. Его хватило ровно для его изображения, как раз вокруг памятника. Получилось что-то особенное, не повторяющее оригинально-творческое, приятно-доброе.
    - Скажите, пожалуйста, - поинтересовалась  симпатичная молодая дама: - Сегодня памятный день поэта, или… вы просто чтите его память? 
    - Именно - чтим память. Много лет приходим сюда,  в пору осени, и … если есть возможность,  читаем его стихи. Кто знает - может быть в этот день Александр Сергеевич начал писать то или иное произведение, может статься, его посетила муза творить  прозу, или он влюбился в молдавскую красавицу, или же этот день принес ему радостные новости с его Отечества. Но что бы, там не было – наша любовь к Пушкину не уменьшается, не испаряется, не уходит. Наоборот, она множится и ширится, ибо без Пушкина мы себя не видим, - мило улыбаясь, ответила Аннета.
    - Смотри, как интересно сложен веночек, - подходя ближе к  группе людей, сказала не молодая дама своему тоже не молодому спутнику.
    - Чудесно! Браво! Спасибо за память, - сказал мужчина, и, подойдя ближе постояв несколько секунд, вдруг начал читать стихи Пушкина:
                Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою блистающий смиренно…
      Над парком стояла  удивленно-приветливая тишина. Даже дети не резвились, пристроившись к людям, что остановились, слушали чтеца. Даже ветерок присел где-то в ветках деревьев, и немногие птицы, не покидающие Молдову на зиму, тоже  умолкли, присмирели. Небесный дивный свод задумчиво смотрел на необычное происшествие,  которое  сегодня происходит в парке возле памятника видному поэту ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, Александру Пушкину. Все притихло, успокоилось, удовлетворилось. А над кишиневским городским  парком пела ПОЭЗИЯ ПУШКИНА, в которой смеялась и плакала от счастья ОСЕННЯЯ ПОРА. 

                Светлана Лозинская, член союза писателей Молдовы
                имени А.С.Пушкина.
. 2016г