Иллюзия количества и иллюзии качества

Алексей Ратушный
Иллюзия количества и иллюзии качества

А много ли у нас людей хорошо поёт?
В юности я занимался лёгкой атлетикой – бегом на длинные дистанции.
Регулярно вращаясь в беговых тусовках я полагал, что бегает полным-полно народу. Мне казалось, что бегают практически все.
Потом случился кризис и я вынужден был сойти с этой дистанции.
К жизни вне бега я привыкал несколько лет.
Наконец я очнулся и осмотрелся.
И обнаружил, что практически никто не бегает.
Что на бегущих посматривают искоса, и что абсолютное большинство вообще далеко от бега.
Народ практически не бегал!
Никто!
И вот тогда до меня дошло, что три-пять и даже двадцать пять тысяч бегающих – это ничтожно мало для 200 миллионов. Возьмём верхний предел – пятьдесят тысяч. Если речь идет об одном миллионе, то эт о один из двадцати. А если о двухстах миллионах? Тогда это один из четырёх тысяч!
Разделите 200 миллионов на 4 тысячи и вы получите вот эти самые жалкие 50 тысяч.
Но если они постоянно тусуются на состязаниях, перемещаясь из пункта в пункт, то у участников этих тусовок может сложиться впечатление, что их полным-полно.
Но это иллюзия.
Их ничтожно мало!
И вот подумалось: а в исполнительской среде не та же самая история?
Здесь я обязан осветить подробнее один весьма тонкий момент.
Вот идут состязания в забегах на сто метров.
Участников – море!
Одна восьмая финала – несколько забегов, потом четоверть финалы, полуфиналы, финал… В глазах рябит от номеров участников и участниц.
А вот состязания в беге на десять километров. Один забег, двенадцать участников.
Почему?
А потому что людям кажется, что пробежать сто метров легче, чем десять километров.
Иллюзия легкости и легкодоступности!
Нечто подобное и в вокальных конкурсах.
Чего проще: спеть песню.
И если повезёт – вот тебе и слава, и гонорар!
Сколько у нас авторов – поэтов?
Их тьмы и тьмы!
Потому что кажется, что очень просто написать текст песни!
Нечто подобное и с авторами шахматных учебников.
Ну какие там сложности:
Первое занятие – ладья, второе занятие – слон, третье занятие – конь…
Никаких проблем!
Сейчас, благодаря многолетним практикам появилась младая поросль певцов и певиц, которые поют чуть не с ясельного возраста (сам я начинал петь ещё в утробе у мамы) и участвуют в десятках разнообразных конкурсов.
Тут вам и Золотая ветвь Гречишникова, и Пальма Никандровки, и Хрустальный орлец Глухомани…
И на нескольких стабильных общероссийских площадках тусуется несколько сотен Золотых голосов фрагментов российской территории.
На самом деле их мало!
Запредельно мало!
И, несмотря даже на это ничтожно малое число, обладателей выдающихся голосов почти нет!
И если Краснодару повезло на фантастическую Милану Мирзаханян и её сестру Асмик, если в Цивильске есть грандиозная Мая Егорова, то что делать остальной тысяче городов России?
В последнее время я собираю коллекцию исполнений «Кукушки» Цоя «а-ля Гагарина», а точнее по модели предложенной великой Ольгой Кормухиной.
У меня уже около тридцати записей. Может показаться, что много. Но это по одной девчушке на тридцать (тридцать!!! – прописью) городов России!
И если записей станет пятьдесят – это одна на два десятка городов!
Мне повезло.
В семье, где я родился, прекрасно пели все сто процентов женщин.
У бабушки было оперное сопрано, Рона фантастически красиво пела с подругами ЛЮБЫЕ песни (в основном украинские народные и русские народные).
Пела мама.
Одну песню – колыбельную.
Мне лично.
Но как она пела!!!
И я наивно думал, что Россия – страна поющих людей.
Страна прекрасно поющих женщин.
К сожалению качество пения на моих глазах стало меняться.
Не в сторону повышения.
Сейчас каждая более-менее поющая девочка заводит аккаунт и ведёт себя как величайшая прима всех времён и народов.
Опасные иллюзии.
В первую очередь для самих девчонок.
Спеть «Звезду», как Милана, «Адажио» как Мая, «Городок» как Рагда может далеко не каждая. Мало кто. Практически никто.
Эта горсть бриллиантов высшей пробы составит в скором времени золотое ядро поющей России. И надо уже сейчас, избавляясь от иллюзий созидать конструкции, которые позволят им многие десятилетия радовать россиян своим высочайшим искусством.
Может ли «Голос – Дети» стать такой конструкцией?
Не уверен.