Лекция 46 Попс-богема Смысл жизни

Арт Ангелуа
     Лекция 46 Попс-богема Смысл жизни

     Представители Попс-богемы. Богожители Попс-богемы представляют очень интересное явление. Усвоенные ими манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором они мыслят, все чужое, все привозное, с родным домом и окружающими людьми у них нет никакой живой органической связи. Живые, насущные интересы не привязывают их к действительности. Чужие между своими, они стараются стать своими между чужими и в итоге этого «старания» часто достигают колоссально бесполезной виртуозности. Но, в конечном результате, ничем не становятся - за границей в них видят ряженого «тунгуса», а на родине, «окружающая их серость, которому кнут и монах очертили дозволенные пределы мышления», смотрит на них, как на случайно родившегося «иносранца».
     Как видно чтение при минимуме размышлений сообщает Попс-богемной мысли дидактическую гибкость, изворотливость в любую сторону, обильный запас сентенций, общих мест, примеров, но не дает никаких убеждений. У них нет мечты, стремлений, даже идеалов, потому что признание истины не проникается решимостью на ней строить нравственный порядок в себе и вокруг себя, без чего признание истины становится простым шаблоном мышления. Они принадлежат к тем «духовным конструкциям», которые не понимают, что такое убеждение и зачем оно нужно, когда есть соображение. Эти соображения и выучка светской муштровкой, нужны им не для служения Великому искусству, а требуется для успеха «на службе идеалам». Они чувствуют себя везде дома, только не у себя дома - весь их житейский катехизис состоит в том, чтобы со вкусом одеться, грациозно пройтись, приятно поклониться, изящно улыбнуться, многомудро «загрузить» собеседника бесполезными словесами и прочим «политесом».
     Безделье служит урожайной почвой, из которой вырастает уродливое существование со странными понятиями, вкусами и отношениями. Когда люди отрываются от действительности, от жизни, которой живет окружающее их общество, они создают себе свой искусственный мирок, наполненный призрачными интересами, игнорирующим действительные интересы, как чужие сны, а собственные грезы принимают за действительность. Пустоту существования они заполняют громкими чужими словами, пустоту своей души населяют капризными и ненужными прихотливыми идеями и из тех и других создают шумное, но призрачное и бесцельное существование. Такое именно существование и складывается в интеллектуально-либеральной среде, считающей себя солью общества и законодательницей «светских учтивств». Это общество «заграманичного» языка и легкого романа, состоит из «модных щеголей и светских вертопрашек», которые просматривают вернисажи и «пробегают» глазами модную книжку «без всякой люстрации» и выносят из этого просмотра «речь расстеганную и мысли прыгающие».
В таком обществе неофиту не только нельзя научиться чему-нибудь толковому, но можно утратить приобретенные дома добропорядочные понятия и манеры как общаться в свете, сидеть за столом, обходиться с вилкой и ножом, с носом и носовым платком, и какую «позитуру» принимать при поклоне перед «властителями дум».

     Высший свет Попс-богемы. Высший свет Попс-богемы - это Содом с Гомморой. Там нет ни одной «аристократки», которая не развелась хотя бы три-четыре раза. Страшно бывать на «креативных» приемах, когда сидишь, как дурак, между женщинами и никогда не знаешь - кто с нею рядом, вчерашний муж или сегодняшний? Наверное, необходимо обладать умом гения, ибо составить список гостей для раута, чтобы разведенная жена не встретилась со своим бывшим мужем или муж с «бывшей», это столь же сложно, как и составить головоломную шараду для общественно-развлекательного журнала. Там нет ни одной, которая бы не проклинала свою загубленную жизнь в настоящем браке, желая образовать новый - более серьезный и страстный... именно с таким мужчиной, как «первый встречный на банкете», о котором женщина может только мечтать! Но умный «встречный на банкете» подобные намеки, сразу же, после мимолетного «адюльтера на диване в будуаре за кулисами вернисажа», геройски отражает ссылками на сложность жизни в текущем нестабильном мире. На все предложения «любви и сердца» от мадамы, он, как в кино, отвечает со вздохом: - Мадам, мне было бы очень больно оставить вас вдовою в самую цветущую пору жизни. Вспоминайте иногда обо мне хорошим словом...

     Страхи и кумиры. «В народе» говорят: - На все воля божья! Но у каждой воли есть свои проводники и поводыри. Наглядевшись на попистов, их искусство и его почитателей, невольно закрадывается мысль, а не дьявол ли искушает человека, являясь в облике ангела? А не причислила ли Попс-богема окружающий ее «плебс» к туземцам и озаботилась и подвигает себя на алтарь нравственного подвига для «креативистского» воспитания неофитов?
     Вопрос не праздный, ибо люди всегда и всего боялись и боятся, так как с самого начала своего появления на земле живут в непонятном и потому страшном для души и тела окружении. Даже в наш, вроде бы просвещенный век, они говорят шепотом о таких вещах, о которых никто не вспоминал со времен темного невежественного средневековья, и верят в оборотней, духов, чертей и в прочий вздор. Они запирают двери на запоры, не выходят по ночам. На дверях и стенах своих жилищ рисуют разные футуристические и кабалистические знаки и рисунки, вывешивают и поклоняются различным оберегам и картинкам. Но все равно в глубине своих невежественных душ трясутся от животного страха. Они исполняют торжественные обряды, пытаясь умилостивить злые силы, но делают это с таким выражением на лице, что сразу видно, что творится в их жалких душонках.
     Они больше предаются боязни, чем созерцанию добра. Люди потеряли простое искусство верить в добро и всегда ждут зла. Весь мир растерян. Мир лишился якоря, на котором он держался против бурь непонятного и необъяснимого и его несет и швыряет по бушующему океану, не описанному ни одной картой.
     Мир лишился кумира. Правда такой кумир есть - это наука. Хотя ее всегда подозревали в том, что она скрытый враг всех религиозных догм. Гениальных ученных, в свое время, как еретиков - «благолепия ради» - укорачивали на высоту головы, или сжигали живьем на кострах. Но наука единственная обладает логикой, смыслом, абсолютной точностью и охватывает все - от элементарных частиц до окраин Вселенной. Наука - это обобщенная Мудрость Человечества.
     Но человек слаб - он не может жить без идеалов и кумиров. И этим идеалом стал «Золотой телец» и сопутствующие ему «духовные товары» из магазинчика «Тысяча мелочей». Как то: - поп-искусство, боди-артизм, сюрреализм, футуризм, паппарацизм, примитивизм и прочие «изьмы». Круг замкнулся: - Все возвратилось на круги своя. Люди, в очередной раз, сдали в архив или отвергли старые суеверия и верования, а на возрожденных первобытных страхах мир приобрел новые, но хорошо забытые-старые суеверия и новых кумиров, «сделавших себя» и все свое искусство объектом религиозного поклонения. На этом держатся и процветают новые кумиры - художники, поэты, музыканты, драматурги и прочие адепты «примитивизьма».

     Каким бывает искусство. Искусство бывает классическим, реалистическим и модернистским. Классики говорили: - Вот каким должна быть действительность! Реалисты говорят: - Вот какова действительность на самом деле! Модернисты говорят: - Вот какой мы видим действительность! Посмотрите на мир нашими глазами! Встает вопрос достойный философа - когда люди станут видеть вещи такими, какие они есть на самом деле?
     Кстати сказать, понятие, что человек есть часть природы - как камень, растение, птица, животное, составляет основное различие между китайской и европейской философией и искусством. В Европе художники средневековья были озабочены величием бога, в Китае - местом человека в природе. Современная попс-богема озаботилась поисками и поклоняется новому богу - «Золотому тельцу». Китайцы не внимают попс-богеме и поэтому примитивизм с креативизмом в китайском искусстве не «фонит».

     Жизнь во плоти. В «народе» говорится: - Разумный гонится не за тем, что приятно, а затем, чтобы избавиться от неприятностей! В мире бешенных темпов, зверской конкуренции и голого чистогана, человек предоставлен самому себе - он оставлен один на один с окружающей действительностью с ее интригами, насилием, жестоким «пырносексом», кровью, смертью и, в конце концов, с человеческой глупостью. В такой действительности трудно не потеряться и не потерять свою душу и человечность. Ибо извечная фабула добра и зла не потеряна, а перенесена в настоящее время с ее метаниями души, фиглярством, обесценением всего и вся во всем.
     Конфуций сказал: - Благородный печется о долге, низкий о выгоде! Большие художники пытаются донести до зрителей понятия, что, несмотря на бури и невзгоды, человек должен оставаться человеком и все в нем должно быть прекрасно - и тело и душа. Но на одного классика приходится миллион рифмоплетов, графоманов, мазил и прочих подвизающихся, считающих себя представителями авангарда, «кретинистического» мейстрима на уровне ниже пояса, т.е. голого снобизма, далекого от истоков и самой природы.
     Попс-бомондные художники, то отрастив власы, то обрившись наголо, пытаются «вынести на зрителя» вывихи своего больного подсознания, замордованного неприглядной действительностью. При этом любят страдать на публику - причитая и бия себя в грудь и размазывая слюни, доказывать всем, как их «не понимают».
     Такое искусство, за редким исключением, не поднимает душу человека до высот гуманизма, а само опускается до уровня бомжа с его нехитрой философией: - Лишь бы сейчас приникнуть к бутылке, а потом - хоть трава не расти! Хотя и среди бомжей встречаются умные и талантливые личности, но они плывут по течению и не имеют, ни сил, ни средств сопротивляться действительности. Они просто подкладываются под нее.
     Правильно говорят: - Если Господь хочет наказать человека, он лишает его разума! У здравого смысла есть свои пределы и поэтому нормального человека Господь всегда наказывает - ему хватит ума ни опуститься, ни подняться «до высот искусства» Попс-богемы.

     Арт ангелуа05.10. 2016 г.