Про Вильнюс...

Байкитянка
 Продолжаю. Надо продолжать, потому что с каждым прожитым днем, месяцем, годом стираются из памяти детали, мысли, впечатления, ощущения.. Вы согласны? Со временем исчезают  милые мелочи, сироп кристаллизируется... А знаете, я это все не для вас пишу. Для себя.Дошло , что из моментов,секунд и строится,собирается наша жизнь.И со временем все размывается и становится, как в тумане.. Даже для нас самих.

 Бабушка была, как с другой планеты.Я таких бабушек не видела. Да я вообще их мало видела. Большинство бабушек моих друзей жили на Большой земле и мы их не знали, к сожалению.Они с нами не "водились".Я думаю, бабушки моих друзей печалились от этого. Не зря говорят,что первый ребенок-последняя кукла.Первый внук- первый ребенок.

 Итак.. Меня встретила безумно красивая, статная, взрослая женщина.. Я ошалела... Честно.. Попробую вспомнить.. Было лето.. На ней было льняное вязаное платье, волосы уложены в красивый пучок, витиеватый, с сеточкой.. Туфли на высоком каблуке, светло-коричневые, и сумочка с таким замочком- "поцелуйчик", кажется, называется.У меня язык отнялся... И это божество наклонилось ко мне :"Здравствуй, Катя. Я твоя бабушка"". Я прожила с ней 3 счастливых года. не видела ни разу ее лохматой, неприбранной..Она дома  всегда выглядела так, что, словно, через минуту к нам в гости заглянет английская королева. Идет по улице ЖЕНЩИНА. Ей (когда мы познакомились) было 70 лет.Вязаное платье, волосы- до колен,но всегда уложены в затейливый узел, туфли на каблучке, сумочка в цвет туфелек( тогда так модно было).Уф-фф. Мужчины на нее оглядывались, честно..Я , хоть и мала была, но видела..Мне бы такую осанку..

  Пока мы ехали  на такси домой, я( такая крутая девчонка в нашей деревне), дичилась и пряталась за папкину спину, стеснялась...Так, к слову,потом прошло несколько  лет,а у меня язык ни разу не повернулся, назвать ее на "ты"...Она всегда была Бабушка и только на "ВЫ". Во, как.

   Мы поехали в Палангу. Бабушка, папа и я. Именно- в таком порядке.Это было мое последнее дошкольное лето.. Я думала, что решили оздоровить северную дочку-внучку..Ни фига.Они оба побывали на родине. Бабушка родилась в Паланге. Там до сих пор есть улица имени моего прадеда и небольшой памятник ему.

 Я тогда впервые увидела МОРЕ. Я потом их много видела-Черное,  Средиземное, Красное... они мне нравятся,моря.. Но вот, то первое знакомство..

  Это было Балтийское море. Паланга. Мы поселились в гостинице,  пообедали, мне  достался бутерброд с черной  икрой. Но мне больше нравится- с красной.Ну, пришлось съесть, а куда деваться? Ресторан в гостинице был такой.. презентабельный.. Был официант с крахмальной салфеткой на руке и все такое.. Я боялась уронить вилку.. или другую ложку.. Да и есть мне совсем не хотелось..Я хотела на море.. И стеснялась им (папе и бабушке) сказать, что я туда очень хочу. И боюсь..
  Там это море слышно везде- тихий шум, ласковое ворочанье чего-то непонятного, неизвестного.. И чумовой воздух.. У нас в Эвенкии воздух чистый, свежий, прозрачный, а тут .. соленый,тяжелый и немного чужой.. ноздри дрожат, как у чуткого оленя..Я просто ногами дрыгала от предвкушения, но вела себя прилично- терпела, никуда не просилась..ждала..

 Мы пошли гулять.....Паланга, как и большинство приморских городов построена- несколько улиц -вдоль моря, и несколько- поперек. Мы шли по той, которая выходит.. Я не знаю, как это сооружение называется. Конечный мост в море? Или еще как? Короче,шум слышу, моря не вижу.. И тут- небольшой подъем, крутой... Поднялись по деревянному настилу.. И вот оно... Верите, в моем маленьком сердечке все забилось, дыхание остановилось.. Я выдохнула через минуту.. МОРЕ!!!!

 Влюбилась в него сразу...Огромное, бесконечное, синее(в тот день) , с мелкими бурунчиками и вечной песней...Легкий ветерок...Песок белый, как    манка...Солнце..Мне кажется, я про все забыла, никого рядом не было, я и море... Прикиньте, какой эгоизм.. И ... конечно, я сразу в него залезла.. Купальник был не нужен, скинула сарафанчик и сандалии.. Оно было теплое, и соленое. И еще.. я не знаю как сказать-какое,мяфкое, что ли..Плавать я уже умела, а оно, меня отправляло ласково к берегу, качало аккуратно.....Нахлебалась воды, глаза красные, папа ржет, бабушка переживает..

  Мы ходили на пляж. Мы с бабушкой- на общий, папа- на мужской.Там мужчинам можно без плавок загорать и в море купаться. Тогда не было нудистских пляжей, но в Паланге были пляжи- общий, женский и мужской.И граница- не забор, просто табличка на пляже. И это в стране, где секса не было...Мы с бабушкой как-то сходили на женский... Ну , я вам доложу, впечатления.. Если расположились около дюн( метров 30-50 от моря)...то, к морю идешь мимо..между.. такими тела..(..тушами)Жаль, что Рубенс и Кустодиев ,уже ушли..Все лежат голые, титьки по бокам , и .. все такое..И фиг обойти первокласснице..Страшно было- столько всего..Я папе пожаловалась. Он хохотал.

 Мы там каждый день ужинали в ресторане. Красивый. На берегу. Музыка.Дюны вокруг.. Сосны.. Люди очаровательные, одеты празднично.. Танцуют под оркестр..Закат.. Папа с бабушкой разговаривали по-литовски, немного выпивали.. Там я первые слова литовские кое-какие запомнила.И еда была простая -картошка, рыба. мясо.Но так красиво их подавали, я стеснялась есть.. И жалко было такую красоту  вилкой ковырять.. и вкусная. Может, я оттуда себе одной супчики красивые до сей поры  готовлю?(Хи-хи). Красивую еду- приятно есть. Так, мысли вслух.

  У меня есть приятельница, которая все время мне говорит, что я красивая, вяжу, хорошо готовлю- только потому, что я похожа на бабушку, которая из Литвы.Бред. Я похожа на бабушку. Ну так, по фото сужу.Но мне до нее- как до Таити верхом на налиме, честное слово.Мне очень хочется быть похожей хоть немного на нее.

 Еще - там есть музей янтаря. Описывать не буду- он во всех справочниках есть. Чудесный. Посетите, советую. А вокруг- розарий, парк,пруды, лебеди, дюны..Рай, правда.
 Приехали в Вильнюс. Папа уехал домой, на север, у него отпуск закончился, остались мы с бабушкой. ( вот з-а-са-да, я не знала, что меня родители там бросят.. )Но я им благодарна. Такие были обстоятельства. Жили мы с бабушкой в двушке- простой и  элегантной, как моя бабушка ,в районе, КАРОЛИНИШКЕС, Ничего не напоминает? А у меня опять карамель на языке..(ну вы помните). Бабушка умерла в 84 м, а я до сей поры помню ее адрес..

 Был большой, просто огромный двор. Мы там играли все- литовцы, русские, евреи, немцы, поляки.. Такой был маленький интернационал. Дрались и ссорились,как все дети,но ни разу- из-за разности в национальности. Мне там было-обалденно. Единственная печалька- бабушка зажигала свет на кухне, это был сигнал, что пора домой..А не хочу, не хочу, не хочу!!! А надо. Слушалась беспрекословно, хотя на меня она даже ни разу голос не повысила.Я ее боготворила, так  я  сейчас думаю...

 Потом меня подстригли под "каре", купили школьную форму,с юбкой "плиссе",  портфель, ну почти из крокодила.. И я пошла в первый класс.

 А вообще, я сбилась. Обещала- про Вильнюс, а все про себя, любимую..И про бабушку.Не сердитесь. Я про нее еще долго буду  рассказывать, даже , если вам это  не интересно.
 Вильнюс меня поразил сразу. Новый- широкие улицы, везде цветы, газоны, чистые  большие дворы с качелями..Старый-мощеные  узкие улочки, нарядные дома без просвета, высокие черепичные крыши,костелы.. Башня Гедиминаса.. Костел святой Анны..Собор Петра и Павла..Река Нерис..На первом этаже в центральном гастрономе жарили зерна кофе  и продавали на вес в красивых бумажных пакетах.. Запах..Сдуреть можно.. Бабушка там его всегда покупала, по 100 гр., не больше, свежемолотого- "Кофе должен быть свежим, черным и горячим". Кредо.

 Мы с ней ездили в гости к ее подруге. Если я в Вильнюс еще попаду- я хочу найти этот дом..Он где-то почти в центре. Каштаны до неба.. Квартира огромная, как дворец.. Старый паркет, зал метров 50, мне кажется.. огромный концертный рояль.Вдоль стен- шкафы из темного дерева, запах- я не знаю, я такого больше не слышала, не знаю с чем сравнить...Старое мягкое дерево, чуть  нафталина, паркетный лак, какой-то цитрус.. Чудо.. Бабушкина подруга, я ее звала тетя Сипарене, угощала нас цепелинами. Я все мечтаю научится их готовить. Вкусно- безумно.А сын этой подруги- Римантас Сипарис, оказывается, был басом в театре оперы и балета в Вильнюсе. И это был его  рояль. Я позже , как-то, слышала, как он репетировал дома... Фантастика. Голос... Совсем не так, как в театре..Мне казалось , что упадут все шкафы и нас всех сдует оттуда- такая силища..

 А вообще, у бабушки была чудесная компания.Они иногда( не очень часто , но собирались).Бабушка ждала этих встреч, я знаю.

  Первой всегда приходила Гражина Людовна-бывшая актриса( так и хочется сказать- императорского театра, такая стать, такой норов)драматического театра. Очень элегантная, бусы всегда разные были, со вкусом ,к наряду и безумно  красивые..       
  Тетя Роза- пожилая, в дурацких кофтах с барахолки, с темными усами на верхней губе,невысокая, кругленькая...
Ариадна Николаевна..Самая шумная из них.. Большая,высокая,веселая фигуристая, крашеная в брюнетку, с ужасными духами,абсолютно безвкусно-ярко и вычурно одетая...страшно милая..
  Анна Федоровна. Самая молодая в этой компании... После войны .. Блин .. Написала это слово- война... И подумала, что уже нет почти никого,с кем можно связать это слово..С бабушкой и папой можно.. В другой раз расскажу- что знаю... После войны осталась сиротой, выросла в Литве, в детдоме, выучила язык, стала инженером. и не захотела никуда уезжать.

 Ну и.. Тетя Сипарене(см. выше) Даже бабушка ее побаивалась..Я, к сожалению, не знаю, как ее зовут(имя). Для меня она всегда- тетя Сипарене(это фамилия).            Высокая, слегка сутулящаяся старуха, в темной юбке, почти длинной, в кофте, с седым пучком на голове и очень молодыми, всевидящими глазами..  Как вам портрет?     Бабушки уже нет давно. Из ее подруг, о которых я вам написала, возможно, жива еще Анна Федоровна,хотя, вряд ли..  Годы идут.. Люди уходят..Мне хотелось о них рассказать.Тетки- изумительные.

 Итак. Они все чинно собирались у моей бабушки в гостях. Никаких зимних салатов, селедки под шубой и т.д. Бабушка пекла фирменные пирожки, у меня пока такие не получаются.Из творожного теста с мясом.Таяли на губах... а не во рту.. Подруги приносили цветы,конфеты, иногда, кто-нибудь( Гражина Людовна или тетя Сипарене)-торт... Торт.. Торт... Я не зря столько раз повторила.. Ничего подобного я не пробовала больше никогда. И уже не попробую.Орехи,нежный воздушный крем,клубника, шоколад,желе, безе.. Даже не буду пытаться повторить...Тетки были лакомки отменные.. Ни в какой кулинарии ничего подобного- не найдете, клянусь.. На эти торты было смотреть- удовольствие..Тетушки были все нарядные, пили очень крепкий кофе- бабушка варила в турке, растворимый- не признавали, пили хороший коньяк из маленьких рюмочек, играли в карты. В "РОМИ".Со мной говорили по-русски, между собой - по-литовски.

 Ну вот, обещала про Вильнюс, а сама - все про бабушку. Они для меня неразделимы. Я очень-очень жалею, что она ушла навсегда, когда я еще была бестолочь. Мне было 16 лет.Ох, как бы мы поговорили сейчас! Но..Я мало знаю о ней...Так-то это тема для еще одного рассказа- сочинения. Если хотите- я расскажу.Мама меня ругает, говорит, что не стоит выворачивать душу  напоказ-сглазят... А зачем она тогда, душа, если ее иногда не выворачивать? Спасибо, что вы это прочли. Хотите дальше?