Созидание глава 9 1968 г. часть 4-7-16 домой!

Дудко 3
Фотография 1968 года. Никитский Ботанический Сад
Слева – направо: Стэлла, я (Ираида), Виктор, Олежка, наша соседка – Шура с дочкой – Леночкой.
А маленький Андрюшка гордо удаляется от нас, чем-то недовольный.
Котёнок остался в Симеизе, в закрытой комнате…
Фотографию сделал местный фотограф утром, когда мы только ещё начинали свою экскурсию по саду.
Возвращаясь к машине вечером уставшие и переполненные впечатлениями, мы получили эту фотографию.
На снимке метка, удостоверяющая, что мы были там именно в 1968 году.


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 9   1968 ГОД

ЧАСТЬ  4 – 8      ДОМОЙ!


Последней нашей экскурсией по достопримечательным местам Крыма была поляна сказок.

Дети были в восторге, да и мы, глядя на них, вкусили свою долю радости, окунувшись в детство, в страну сказок.

Но «поляна» была  совсем не похожа на сегодняшний музей.

Прежде, чем мы расскажем о том – какой мы увидели ПОЛЯНУ СКАЗОК в 1968 году, давайте вспомним её  трудную и долгую историю…


Еще в 23-ем году XX века москвич инженер-нефтяник Павел Павлович Безруков, тяжело заболев туберкулезом горла, вынужден был временно покинуть Москву, в надежде на выздоровление он приехал на Южный берег Крыма.

 Побывав в разных местах, он понял, что лучше всего ему дышится в горном лесу, богатом фитонцидами, и в окрестностях Ялты, на одной из лесных полян он и поселился у подножья живописных гор, близ водопада Учан-Су и скалы Ставри-Кая.

Чудодейственный крымский климат исцелил его. После войны, уже в зрелые годы, он вернулся на «Свою Поляну», и как бы в благодарность волшебнице-природе превратил ее в сказочный мир.

Художественно одаренный, не имея специального образования, но наделенный богатой фантазией и образным мышлением, он начал создавать в дереве и других материалах сказочные скульптуры, которые размещались тут же, около его, построенного своими руками, домика.

 Рядом появилась избушка Бабы Яги, весело зашагали по полянке дружные Боб, Лапоть и Соломинка. Огромная голова Великана охраняла этот сказочный мир, где могучий Тарас Бульба, Коварный Черномор и веселый Буратино как бы ожили под руками талантливого мастера, эти скульптуры были наивны, они вызывали ассоциации с народным творчеством, лубочными картинками, но в них было много тепла, искренности и доброго юмора.

 Жители Ялты и ее гости с интересом посещали этот сказочный уголок, назвав его «Поляной сказок».

 В 1960 году эта «Поляна» была уже сформирована и начала свою недолгую жизнь. К сожалению работы народного умельца не сохранились, так как в 1968 году «Поляна сказок» была уничтожена.

За время существования «Поляны» она стала любимым местом отдыха ялтинцев, которые не смогли смириться с ее ликвидацией. Настойчиво звучали голоса в ее защиту. Под натиском общественного мнения Ялтинский горисполком принимает решение о создании на этом месте музея сказок.

 Крымский союз художников дает задание местным скульпторам готовить скульптуры-образы сказочных персонажей. Приглашаются и народные умельцы. Благоустраивается территория. Организационно «Поляна сказок» стала отделом Ялтинского краеведческого музея, в штат которого были включены сотрудники «Поляны».

31 июля 1970 года была официально принята экспозиция «Поляны сказок», а 1 августа сюда пришли первые посетители.

«Поляна сказок» как филиал Краеведческого музея просуществовала 19 лет — до 1989 года. Именно на это время приходится самая активная и плодотворная работа по формированию и пополнению экспозиции.

Для создания первой экспозиции были привлечены в основном скульпторы-профессионалы Симферополя и Ялты. Их работы и сейчас составляют основу некоторых тематических разделов современной экспозиции.

 Л.С. Смерчинский, который все свое творчество посвятил созданию героических образов советских воинов специально для «Поляны» изваял одно из самых монументальных произведений «Иван- крестьянский сын», где богатырь, олицетворяющий силу русского народа, попирает побежденного и поверженного шестиглавого змея. Эта патриотическая тема затем найдет свое прододжение в таких же величественных и монументальных работах заслуженного художника РСФСР Ялтинского скульптора Шмагуна И.П. - «Святогор», «Боян», «Стражи» (1976г.).

Музей создавался прежде всего для детей, поэтому образы наиболее любимых детьми сказок были воплощены в скульптурах. Выполненные в твердом материале (бетон, диоритовая и мраморная, крошка, медь) они хорошо сохранились до настоящего времени. Детей радует встреча с Буратино (Смерчинская И.), Доктором Айболитом (Журавлев Д.), Василисой Прекрасной (Солощенко Н.), Тремя поросятами (Максименко Е.) и Тремя медведями (Алещенко Ф.) и другими героями сказок.

Большое участие в создании музея принял замечательный мастер Ю.С.Сахаров, скульптуры которого виртуозны по технике обработки дерева.

Удивительная пластичность форм придает им особую музыкальность. Его «Аленушка» первой появилась на «Поляне». Тогда же в начале 1970 годов Сахаров выполняет еще целый ряд работ из дерева, 14 из которых в современной экспозиции создали отдельный тематический раздел. В тщательно отточенном, отполированном дереве скульптор сохраняет и выявляет естественную красоту цвета, поэтому светящийся янтарный граб, розовая слива, красноватый кипарис, густой темно-коричневый бакаут, золотистая верба и множество разных оттенков клена, каштана, карагача, из которых вырезаны скульптуры, создают необычную «палитру», радующую глаз и заставляющую удивляться богатству природы.

Рядом со скульптурами Сахарова, как бы излучающими свет и тепло дерева, произведения флориста М.А.Чиликова поражают богатством фантазии и умением в сухих отживших свой век деревьях, сложных по конфигурации искри зленных стволах, всевозможных наростах на них, в причудливом переплетении корней и ветвей угадать сказочно-фантастические образы. Как каждый флорист, Чиликов умело обобщал и дополнял то, что было создано уже самой природой, превращая омертвевшие куски деревьев в героев сказок, легенд, былин. Чиликов был одним из первых флористов чьи работы украсили «Поляну сказок».

Необычное и оригинальное решение главного входа в музей было предложено Ялтинским скульптором В.А.Норохом. По его проекту и эскизам в 1972 году самим автором совместно со скульптором СТ. Федоровым были вырезаны в дереве высокие фигуры витязей, образовавших ограду - надежную защиту сказочного городка, где добро побеждает зло, торжествует справедливость и всепобеждающая любовь. Эти «витязи прекрасные» стали визитной карточкой «Поляны».

«Поляну сказок» создавали не только крымчане. Из разных мест большого Советского союза поступали работы. В 1970-1980 гг. для этого уникального музея заказывались и закупались работы не только областным управлением культуры, но и Министерством культуры УССР и Министерством культуры СССР.

Киевляне порадовали разнообразием техник и материалов, из которых создавались скульпторы: оргстекло («Ивасик-Телесик» Кошелев С), майолика («Руслан и Людмила» его же), гальванопластика («Лилея» Дьяченко В.) В 1972-1973 годах на «Поляну» через Министерство культуры СССР были доставлены из Москвы великолепные скульптуры, выполненные в металле «Балда и черт» Митлянского Д., «Гуси-лебеди» Романовской А., «Птица Сирин» - отливка с работы Коненкова СТ., «Лиса и журавль» Кирилловой А.
 
Из Харькова прибыли веселые гномики с Белоснежкой ( 1976г. Розеншейн В.), из далекого Первоуральска - серия флористических работ с выставки «Лесов Сибири подаренье» народного умельца Храмцова М. Даже скульпторы союзных республик откликнулись на предложение принять участие в формировании такого необычного музея. Из красивого темно-красного туфа в технике национальной резьбы по камню по мотивам армянской сказки сделал свой монументальный двухсторонний рельеф ереванский скульптор Казарян Г., а литовский мастер Жлабис К. тоже в национальных традициях вырубил в камне образ громовержца - Пяркунаса.

В начале 1980 годов создаются целые экспозиционные композиции и комплексы. Это «Теремок» с его обитателями и «Славянское поселение, с семью. братьями Симеонами (по одноименной сказке) и капищем славянских богов Федоров С). Большую галерею сказочных образов создала талантливый народный мастер из Алупки Т.С.Марьина. Ее флористические скульптуры и аппликации очень своеобразны, отличаются своими выразительными средствами, от работ Чиликова и других флористов.

В 1970-80 годы на «Поляне сказок» устраиваются большие стационарные выставки. Первую такую выставку в 1973 году организовал замечательный мастер-флорист М.А.Чиликов 50 своих работ он объединил одним названием «Сказки крымского леса», А через 10 лет в 1983 г. он привез из Симферополя вторую, не менее интересную выставку «Природа и фантазия», на которой было представлено 30 скульптур. В 1986 году показала свои работы Т.С.Марьина - 24 аппликации и 17 скульптур. Произведения каждого из этих флористов очень индивидуальны и неповторимы. Их можно назвать второй жизнью дерева.

Уже к 1975 году в основном была сформирована «Поляна сказок», она стала новой достопримечательностью Ялты и местом любимого отдыха жителей. Это проявилось в бурном росте посещаемости. В первые месяцы функционирования «Поляны» посетителей было не много. Вот запись сотрудников 28 октября 1970 г.: «Ходит на Поляну мало людей - по 100 человек в день, не более».

Постепенно популярность «Поляны» росла. Уже в середине 1970-ых годов огромные очереди выстраивались у кассы: небольшая «Поляна» не могла вместить сразу всех желающих. Был разработан четкий график приема посетителей: через каждые 5 минут группа организованная у кассы, в сопровождении экскурсовода входила на «Поляну». Сейчас в архиве музея хранятся отпечатанные типографским способом «Графики экскурсий по «Поляне сказок», где на каждые пять минут предусматривалась запись очередной экскурсии. А так как первая группа в зимний период входила в 9.00ч. утра, а последняя в 17.15ч. (продолжительность экскурсии 45 минут) -то в день «Поляна» принимала до 99 групп. Летом прием экскурсионных групп увеличивался на 3 часа, таким образом, в день могло проходить до 130 экскурсионных групп. В среднем от 2 до 2,5 тыс. ежедневно посещало «Поляну» в летний период. Конечно, этот «музейный бум» свойственный концу 1970-х - началу 1980-х годов ушел в прошлое, но и сейчас посещаемость «Поляны» большая – в среднем в год музей посещает 150 тыс. посетителей.

В конце 1980-ых годов положение на «Поляне сказок» значительно изменилось. С началом перестройки и развитием новых экономических отношений группа сотрудников «Поляны» во главе с заведующим этим отделом Э.М.Левиным, создали арендную организацию, отделились от краеведческого (в то время уже Объединенного историко-литературного музея) и добились того, что решением Совета министров Украины за № 219 от 19 августа 1989г. отдел Ялтинского объединенного историко-литературного музея «Поляна сказок» был преобразован в самостоятельный хозрасчетный музей «Поляна сказок». Устав его был зарегистрирован 11 июня 1993 г. решением Ялтинского исполкома № 387(6), экспонаты были взяты в аренду у музея. Арендное предприятие просуществовало ровно 8 лет.

20 июля 1997 года собрание членов организации арендаторов (протокол № 1) постановило: «реорганизовать арендное предприятие Музей «Поляна сказок» в ООО «Музей «Поляна сказок». 30 июля 1997 года распоряжением председателя Ялтинского городского совета № 391-р(4) зарегистрирован Устав и Учредительный договор ООО «Музей Поляна сказок» с Фондом коммунального имущества г.Ялта, срок этого договора закончился 01.02.2004г.. Таким образом «Музей Поляна сказок» как ООО функционировал 6,5 лет. В ООО из историко-литературного музея были переданы на постоянное хранение экспонаты основного и научно-вспомогательного фонда. (По истечению срока действия учредительного договора они были возвращены в музей).

В настоящее время «Поляна сказок» является коммунальным предприятием Ялтинского горисполкома (КПЯГС «Поляна сказок»). 18 сессия 24 созыва Ялтинского горсовета 26 декабря 2003г. приняла решение: «Создать коммунальное предприятие Ялтинского горсовета «Поляна сказок». Предприятие зарегистрировано 6 апреля 2004 г. Новое руководство музея с большим энтузиазмом принялось за «возрождение» Поляны, стремясь вернуть ей былую славу.

Экспонатов на «Поляне» немного: 39 - основного фонда, 66 научно-вспомогательного. (Приказом министерства культуры Украины они переданы на постоянное хранение), 23 скульптуры и флористические аппликации- целая выставка работ Т.Марьиной «Природа и фантазии» - взята в долгосрочную аренду у родственников мастера. Но так как многие экспонаты представляют собой многофигурные композиции (от двух до 30 скульптур под одним номером), то всего скульптурных работ в настоящее время находится в экспозиции 204 (под 105 номерами). Все эти произведения выполнены 47 авторами, профессионалами и народными умельцами. Из разных материалов - дерева, камня, бетона с разной цветной крошкой, шамота и др. материалов.

Уникальность «Поляны», главное ее отличие от других музеев, заключается в ее удивительно красивом местоположении: в лесу, на северо-восточном склоне горы Могаби. С поляны открывается прекрасный вид на обрывистые склоны главного хребта Крымских гор, на водопад Учан-Су, скалу Ставри-Кая.
Эта красота окружающей природы является мощным положительным энергетическим и эстетическим фоном, придающим «Поляне сказок» необычайную привлекательность. Главная задача экспозиционеров состоит в том, чтобы органично включить каждую скульптуру в окружающий ландшафт.

Исходя из этого, созданы разные разделы экспозиции. В части нетронутого густого леса находится «Царство Бабы Яги».
 В этот «Сказочный лес» помещены скульптуры Бабы Яги и избушка на курьих ножках и многочисленные флористические работы, которые буквально сливаются со стволами деревьев, составляя как бы одно целое с диким лесом.
 На участке более разреженном от деревьев разместилось «Славянское поселение» и 7 братьев Симеонов (по одноименной сказке).

 У прудка- Водяной, Русалочка, Буратино на черепахе, Балда, мутящий воду веревкой, чтобы получить оброк с чертей.

 У опушки леса вырос Теремок с его обитателями.

 Относительно ровное пространство без большого количества деревьев превращено в полянки, на которых хорошо просматриваются скульптуры. Для каждой скульптуры выбирается наиболее удачное место среди зелени. Так, например, «Лилея» с плавными, музыкальными линиями объема хорошо «вписалась» под развесистой ивой.
Сцена прощания Маугли с пантерой Багирой размещена у «выхода» из лесных зарослей. «Черномор» спрятался в густой зелени...

Вторая задача, которую поставили перед собой экспозиционеры при переэкспозиции: все скульптуры сгруппировать по тематическому принципу.
В результате были созданы новые разделы: появилась Пушкинская поляна, а также Поляна славянских сказок, Поляна зарубежных сказок.

 После переэкспозиции была составлена тематическая структура экспозиции, которая была утверждена «Экспертно-наблюдательным советом «Поляны сказок».

 Основные разделы экспозиции:

 1) Идея патриотизма в народных сказках и былинах.
 2) Сказки всей земли.
 3) У лукоморья (художественно оформленный вход).
 4) Древнеславянское поселение.
 5) Восточно славянские сказки.
 6) Сказочный лес (работы флористов).
 7) Выставочный павльон малых форм - тематические разделы: флоризм М.Чиликова и Т.Марьиной; характер творчества Ю.Сахарова; выявление специфики материала.
  8) Разнообразный подход в решении сказочных образов: тематические разделы: игровое начало (живая Баба Яга), деревянное зодчество, красота природного камня.
 9) Сказки и легенды Крыма.
 10) Пушкинская поляна.
 11) Сказки европейские и современные.

Музей прежде всего рассчитан на детскую аудиторию. Поэтому помимо традиционной экскурсии, проводимой в музее в нее включено представление с живой Бабой Ягой, а в летний период функционирует летний театр где можно каждый час увидеть представления клоунов, пиратов, русалочек, а также кукольный спектакль.

Консультант - Искусствовед А.П. Пальчикова
.ru/users/3317942/post114368063/



 Вот и получается, что ПОЛЯНА СКАЗАК, как и мы - живые люди, пережила несколько периодов своего кризиса и последующего возрождения.

Мы не видели сегодняшнюю экспозицию новой ПОЛЯНЫ СКАЗОК, но ознакомившись с выше написанным и посмотрев иллюстрации, отражающие современную жизнь ПОЛЯНЫ, мы представляем её волшебство и яркость фантастических застывших сказочных образов и сцен.

Сегодня всё это заполнено толпами ребятишек с родителями, их смехом и радостью.

Не знаю – кому больше повезло – им, ликующим, или нам – посетившим эту ПОЛЯНУ, дремлющую  в одиноком молчании, забвении и запустении.

Но именно во всей этой тишине, нами прочувствованной, мы увидели первозданную скромность,  и в то же время - величие замысла создания такого уголка.

В основном, на заросшей нескошенной травой поляне, за дикими кустами, выползшими на поляну неизвестно откуда,  прятались деревянные сказочные фигуры.

 Дерево скульптур потемнело, и кажется местами – разошлось от трещин. Может быть, так и было задумано и выполнено талантливым скульптором – Павлом Павловичем Безруковым, теперь мы уже не узнаем...

У нас создавалось впечатление, что эти сказочные богатыри и баба Яга появились из-под земли, специально для того, чтобы мы окунулись в сказку, а потом они опять спрячутся, чтобы показаться следующим путникам, остановившимся у ПОЛЯНЫ специально для того, чтобы встретиться с ними…

Наши ребятишки лазали по поляне, каждый раз возвещая возгласами о том, что отыскали нового сказочного обитателя этой ПОЛЯНЫ. Им нравилось обнимать их, залезать на них и общаться с ними, как с живыми.

Уставших, переполненных впечатлениями, нам с трудом удалось затащить их  в машину. Пора было возвращаться в Симеиз.

Вскоре мы прощались с Симеизом, морем, горными трассами, перевалом Ай-Петри и другими достопримечательностями Крыма, с которыми нам удалось познакомиться.

Мы уезжали домой.

   В общем, нашей первой поездкой на машине в отпуск мы остались довольны...

Все восемь живых существ, не считая котёнка, которого наши дети взяли с собой, домой доехали нормально!

   Так держать и дальше!!!
   
   Находясь в Кацевели, мы получили письмо от моего отца.
   
   
  Письмо из Дзержинки в Крым - "Крымская область. Ялтинский район. Почтовое отделение КАЦИВЕЛИ, До востребования Дудко И.В.

  13.06.68 г.
   ДОРОГИЕ ИДА, ВИТЯ, ЭЛОЧКА И ОЛЕЖКА!!!

  Наконец, получили от Вас, наши дорогие Черноморцы, телеграмму. За поздравление большое спасибо, душевно рады за вас, что отдыхаете, купаетесь, загораете - хорошо!

  Мила тоже пишет о том, что довольна своим отдыхом, оттуда они с Катей ещё заедут к тётке.

  Как хотелось бы посмотреть на вас всех, на ребятишек, которые, наверное, уже стали совершенно чёрными, мы, наверное, и не узнаем их по возвращению домой.

  Хорошо, что, видимо, и погода соответствует отдыху - жаркая, но море охлаждает загорелых вас.

  Мама всё шьёт, готовится к отпуску. Получили от наших друзей в Сероглазке - Кушнир письмо, которые хотят 15-го пароходом выехать в Москву. Мы дали большую телеграмму, в которой сообщили всё о своём отпуске, вот ждём от них телеграмму.

  На мой день рождения купили свинку на Люберецком рынке, свежую капусту этого года, помидор у грузин, и щи были такие - просто на удивление!

  Вспоминаем вас всех, так что, за столом были мы, да Володя и всё.

  Прошу дать телеграмму о вашем выезде домой. Обязательно.
  Очень интересует, как вы питаетесь, где живёте, и ваше время препровождение.

  Крепко обнимаем, и целуем вас всех. Привет Шуре. Она, наверное, превратилась в негра!

   ПАПА.
   
 
   
  Хочется от нас всех – путешественников по Крыму, выразить благодарность нашему бессменному водителю – Виктору Анатольевичу.

Это была его первая серьёзная поездка по горным дорогам. А ведь, у него было совсем мало опыта наезженных километров.

 Самое интересное, что мы все об этом даже ни разу не подумали, и, соответственно, - не боялись ничего…

Мы просто отдыхали и радовались – молодости и свободе.
И были – счастливы.