Байки раввина Ашера Кушнира 3

Кот Базилио 2
СУДНЫЙ ДЕНЬ.

У нашей знакомой тети Белы есть племянник – Абраша. Очень любознательный и активный молодой человек. Следующая история как раз про него. А может быть речь пойдет совсем о  другом Абраше. Но это и не важно. Важно то, что однажды Абраше было открыто. А дело было так.

Так уж повелось, что у каждого народа в мире есть праздники. А как без них? Ну, нельзя же все время работать, нужно же когда-то и отдохнуть, погулять, побезумствовать, в общем, оторваться на полную катушку.

Какой такой праздник есть у нас, в России? Десять человек из десяти ответят – это Новый Год. Есть ли еще праздник равный ему? Никакой политики, никакого официоза, настоящий народный праздник. Веселый и озорной. Дед Мороз, Снегурочка, елка, подарки, много шампанского, рижских шпрот и еще больше веселья.

Новый год в Израиле называется Рош а-Шана («голова года»). И наступает он, естественно, всегда в один и тот же день – в первый день седьмого месяца Тишри (1). Но так как религиозные евреи пользуются своим солнечно-лунным календарем, а, например, у нас, в России мы живем по солнечному календарю, в котором начало месяца не совпадает с появлением Луны на небе, происходит ежегодное колебание начала фиксированных еврейских месяцев относительно нашего Григорианского календаря. Месяц Тишри бывает обычно осенью. Например, в этом году первый день месяца, и, следовательно, праздник Рош а-Шана, начался вечером 2 октября.

Абраша уже слышал, что еврейский Новый год ничем не напоминает тот праздник, который под этим именем известен во всем мире. Это какой-то особый праздник. Можно сказать и не праздник совсем. Потому что никто не веселится, а даже наоборот. На праздник Нового года у евреев, слышал Абраша, наступают какие-то страшные дни.

И вот когда Абраша первый раз услышал, что Новый год, оказывается, не зимой, в мороз, а поздним летом, в жару, его это рассмешило.
 
- А что они в жару собрались страшно и грозно отмечать?

А, как мы уже сказали,  Абраша был молодой человек весьма любознательный, он отправился послушать о странном празднике одного очень известного лектора.

- Друзья, готовьтесь, - вещал лектор. – Скоро всех ждет День суда, надвигается Рош а-Шана. В этот день Творец открывает «Книгу жизни» и начинает туда всех записывать (2): кому жить, кому умереть, кому от воды, кому от огня, кому от голода, кому от жажды. Более того в этот день устанавливается как жить: кому покой, кому скитания, кому бедность, кому богатство, кто возвысится, а кто унижен будет.

- Суд идет! – прозвучало последним словом лекции.

Абраша слушал, слушал, а в конце лекции встал и спросил:

- Скажите, вот вы тут говорили, что скоро будут судить, а кого вы имели в виду?

- Как кого? – удивился усталый лектор. – Тебя!

- Меня?! – чуть не свалился  на стул Абраша. – Но я нормальный! Хороший! Никому ничего плохого не делаю. Я ничего не украл, не убиваю, у меня доброе сердце. Недавно отдал долг Арончику…. Часть долга…. То есть я собирался отдать…. Он мне не звонит, не напоминает…. За что же меня судить?

- Что за суд? Что вы нас пугаете? Я ничего не чувствую, - закончил свою речь Абраша и покинул аудиторию.


(1) В этот день был сотворен первый человек.
(2) Касается не только евреев, но и каждого человека на земле, вне зависимости от вероисповедания.