Дорогие читатели! Предполагаю, что изобразительное искусство появилось в человеческом обществе из-за изначальной потребности людей в эстетическом облагораживании своей собственной среды обитания.
Подобная тяга к прекрасному наблюдается только у некоторых пернатых, представителей класса врановых. Давно замечено, что вороны, галки и сороки обладают способностью начального эстетического восприятия, они питают слабость к ярким и блестящим предметам.
Только у человека искусственное украшение всего вокруг, включая собственную внешность, достигает крайних пределов, за которыми уже начинается практически первозданный хаос и эстетический коллапс.
Давайте для начала разберемся – что же такое искусство? Сдается мне, что этим термином обозначается высшая степень владения мастерством, достигаемая людьми в процессе своей деятельности. То есть, свойство некоторых человеческих индивидов создавать некие, пользующиеся постоянным спросом в обществе, блага, как материальные, так и духовные, ярко и благотворно воздействующие на потребителя, и не имеющие себе равных среди аналогичных творений, созданных другими людьми. Таких мастеров называют великими, а их искусные творения – шедеврами. Повторить их уникальные достижения невозможно – это само совершенство!
Искусные мастера есть в каждом виде человеческой деятельности. Но благодарным человечеством особенно выдающимися считаются великие мастера живописи.
На каждой ступени своего развития в человеческом обществе преобладают те или иные признаваемые им формы совершенства, которые постоянно меняются по мере изменения условий существования людей. У людей периодически меняется все – от одежды, до морали и нравственности , в том числе меняются вкусы, идеалы и каноны красоты.
Один из моих друзей Игорь Тимофеев, как-то сформулировал, что такое шедевр, произведение искусства и шарлатанская поделка под искусство, то есть халтура.
Шедевр – это оформление идеала, произведение, воздействующее на всех, без исключения, от которого человек замирает в восхищении волшебным совершенством творения, испытывая при этом эмоции необычайной силы. Как правило, у зрителя или слушателя не возникает никаких вопросов. Шедевр говорит сам за себя.
Чуть менее значимое произведение искусства тоже весьма эффектно воздействует на чувства публики. Но тут уже возникают вопросы: «Как это сделано? Как автор смог добиться подобного мастерства?»
А если зрителю или слушателю нужно объяснять, что это такое, иначе никто ничего не поймет, то это уже шарлатанская поделка, а не искусство.
Итак, подведем резюме: Настоящее искусство доступно для понимания всем, по крайней мере, подавляющему большинству людей. Халтура – только избранным.
Один из ценителей такой халтуры как-то заметил, явно наслаждаясь собственной уникальной персоной: «Быдло этого никогда не поймет!»
Согласен! Если "быдло" - это обычные здоровые люди с нормальным зрением и здравым рассудком.
Сдается мне, что расхваливать каракули как гениальное творение - это возможность богатым людям с вывихнутыми мозгами презирать окружающих и кичиться своей исключительностью.
Искусство стремительно теряет эстетическую ценность, приобретая только умопомрачительную денежную стоимость. Да и искусство ли это?
* Художник Сай Твомбли "Без названия (Нью-Йорк)"; шедевр продан на аукционе "Сотбис" за 70 530 000 (семьдесят миллионов пятьсот тридцать тысяч) долларов в 2015 году