Изобразительное искусство и его ценители

        Дорогие читатели! Предполагаю, что изобразительное искусство появилось в человеческом обществе из-за изначальной потребности людей в эстетическом облагораживании своей собственной среды обитания.

        Подобная тяга к прекрасному наблюдается только у некоторых пернатых, представителей класса врановых. Давно замечено, что вороны, галки и сороки обладают  способностью начального эстетического восприятия, они питают слабость к ярким и блестящим предметам.

        Только у человека искусственное украшение всего вокруг, включая собственную внешность, достигает крайних пределов, за которыми уже начинается практически первозданный хаос и эстетический коллапс.

        Давайте для начала разберемся – что же такое искусство? Сдается мне, что этим термином  обозначается высшая степень владения мастерством, достигаемая людьми в процессе своей деятельности. То есть, свойство некоторых человеческих индивидов создавать некие, пользующиеся постоянным спросом в обществе, блага, как материальные, так и духовные, ярко и благотворно воздействующие на потребителя, и не имеющие себе равных среди аналогичных творений,  созданных другими людьми.  Таких мастеров называют великими, а их искусные творения – шедеврами. Повторить их уникальные достижения невозможно –  это само совершенство!

        Искусные мастера есть в каждом виде человеческой деятельности. Но благодарным человечеством особенно выдающимися считаются великие мастера живописи.

        На каждой ступени своего развития в человеческом обществе преобладают те или иные признаваемые им формы совершенства, которые постоянно меняются по мере изменения условий существования людей. У людей периодически меняется все – от одежды, до морали и нравственности , в том числе меняются вкусы, идеалы и каноны красоты.

        Один из моих друзей Игорь Тимофеев, как-то сформулировал, что такое шедевр, произведение искусства и шарлатанская поделка под искусство, то есть халтура.

        Шедевр – это оформление идеала, произведение, воздействующее на всех, без исключения, от которого человек замирает в восхищении  волшебным совершенством творения, испытывая при этом эмоции необычайной силы. Как правило, у зрителя или слушателя не возникает никаких вопросов. Шедевр говорит сам за себя.   
 
        Чуть менее значимое произведение искусства тоже весьма эффектно воздействует на чувства публики. Но тут уже возникают вопросы: «Как это сделано? Как автор смог добиться подобного мастерства?»

        А если зрителю или слушателю нужно объяснять, что это такое, иначе никто ничего не поймет, то это уже шарлатанская поделка, а не искусство.

        Итак, подведем резюме: Настоящее искусство доступно для понимания всем, по крайней мере, подавляющему большинству людей. Халтура – только избранным.

        Один из ценителей такой халтуры как-то заметил, явно наслаждаясь собственной уникальной персоной: «Быдло этого никогда не поймет!»

        Согласен! Если "быдло" - это обычные здоровые люди с нормальным зрением и здравым рассудком.

        Сдается мне, что расхваливать каракули как гениальное творение - это возможность богатым людям с вывихнутыми мозгами презирать окружающих и кичиться своей исключительностью.

        Искусство стремительно теряет эстетическую ценность, приобретая только умопомрачительную денежную стоимость. Да и искусство ли это?

* Сай Твомбли "Без названия (Нью-Йорк); шедевр продан на аукционе "Сотбис" за 70 530 000 (семьдесят миллионов пятьсот тридцать тысяч) долларов в 2015 году


Рецензии
Очень сложно дать определение искусству.
Изначально, под этим принимался просто способ действия. Потом, это понятие сузилось до всякого рода сознательной деятельности, которая подразумевает у субъекта с одной стороны профессиональную подготовку или известный навык и опре­деленную направленность внимания, а с другой сто­роны - методы для достижения нужного результата. Так мы говорим об искусстве медицины, искусстве подбирать букеты, искусстве беседы и т.д.
Собственно, те виды Искусства, которые подпадают под категорию художественных произведений, предполагают некую абстрактную аудиторию, для которой эти произведения были сотворены.
В этом случае, восникает вопрос: "По каким признакам мы узнаем, что данная вещь есть произведение искусства и что данная система действий осущест­влена во имя искусства"?
Вот, что пишет по этому поводу Поль Валери:
"Когда голодный человек насытится, чувство голода у него исчезает и одновременно испаряются образы, в которых оно вы­ражалось. Совсем иное
происходит в той особой сфере чувствительности, которую мы рассматриваем:
удовлет­ворение воскрешает желание, ответ восстанавливает по­требность, обладание разжигает вкус к обладаемому: одним словом, чувство побуждает жаждать себя и под­держивает эту жажду до бесконечности, так что не су­ществует ни четкого срока, ни определенных границ, ни завершительного усилия, способных исчерпать этот эф­фект взаимовозбуждения без помощи извне.
Построить систему чувственных объектов, которая обладала бы этой особенностью, -- такова сущность проблемы Искусства; таково его необходимое, но далеко еще не достаточное условие."
Если мы подойдём к оценке увиденного или услышанного с этой позиции, если наши чувства и мысли отражаются в произведении, и происходит "эффект взаимовозбуждения", если мы становимся как бы сопричастными к созданию произведения и в некотором смысле отождествляемся с ним, то тогда можно сказать, что мы имеем дело с истинным произведением искусства.
То что мы наблюдаем уже не первое десятилетие, и то что набирает ускорение в нашу эпоху вседоступности, это всё более усиливающиеся тенденции к размыванию эстетических рамок и критериев, при наличие которых только и возможно объективно оценивать художественную ценность произведения.
Истинное произведение искусства, на мой взгляд, должно быть прозрачным, как чистый родник. Ему вредит сложность, как вредят примеси чистой воде.
Как сказал Козьма Прутков: "Простое понятно всем, а сложное никому не нужно".
Сейчас, оценка художественного произведения уже давно потеряла свой изначальный смысл. Мы живём в эпоху ускоренного изменения общественного сознания и отсюда - оценочным критериям не только для искусства, но и для морали, добра и зла, этики, отношений между людьми.
Если человечеству посчастливится не уничтожить свою собственную цивилизацию, а заодно и природу (к чему оно идёт полным ходом по собственной непроходимой глупости), то следующие поколения будут обладать совсем другими ценностями и мироощущением.
Хорошо это или плохо - не знаю. Вероятно это естественный исторический процесс...
Кстати, хотел бы, чтобы Вы прочитали мой "Портрет".
С уважением,
Евгений

Евгений Цион   23.12.2018 23:46     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Евгений, за такой интересный развернутый отзыв! Полагаю, что художественный вкус, который перешел к Вам от Вашей замечательной матушки-художницы, уже ничем не испортишь. Вас не собьют с толку разглагольствования знатоков о новых гениальных формах в живописи, если изначально понимание прекрасного поставлено у Вас по классическим канонам. "Истинное произведение искусства ... должно быть прозрачным, как чистый родник. Ему вредит сложность, как вредят примеси чистой воде." - Прекрасно сказано! Единственное, что можно добавить - под "сложностью" нужно понимать не мастерство художника, а наоборот - намеренную профанацию образа до преднамеренной деградации изображения. В этом случае как раз возникает неизбежная сложность в восприятии.

С уважением!

Александр Халуторных   24.12.2018 16:54   Заявить о нарушении
Согласен с Вами!
Спасибо!

Евгений Цион   24.12.2018 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.