Как давить виноград

Евгений Нищенко
(Описание устройства в конце).

Виноград в этом году хороший уродился. Вызрел, набрал сладость.  Собрал я его с забора, с крыши, с абрикосины, куда он на самую макушку забрался – пять вёдер и большой алюминиевый  таз  получилось. Разномастный виноград, всякий:  Саперави только знаю, а остальное  - бог знает какие сорта! Тесть живой был,  разбирался – у него и «Пухляк» был, и «Изабел», и "Молдовский";  следил он за кустами, обламывал во время, на зиму укрывал; а у меня руки не оттуда растут,  да и садовод я – только  готовое с дерева сорвать!
 
Укрывной виноград вымерз, «Октябрьский» вырубили - он поздний,  никогда не вызревает  (ну, разве раз  в сто лет!) и потому кислючий – Москву видно!  (Жмурится человек от кислоты, как будто вдаль глядит, потому «Москву видно!» ).  А грозди громадные, в лошадиную голову!
 
Да и жена против виноградника, потому что выход из него - в основном вино.

«Дурное оно!» - говорит жена. Домашнее вино хоть и пьётся легко, да в голову сильно бьёт.  Михаил,  Любин родственник (Люба моя жена), здоровяк мужчина – Илья Муромец! - выпил два стакана в охотку – глаза заслезились, губы заслюнявились, лицо  покраснело, стало ему жалко себя и свою ушедшую молодость:  «Несчастный я человек, жизнь не заладилась…». Через двадцать минут пришёл в себя,  устыдился, покашлял для солидности, домой засобирался.

«Дурное» потому, что сахар для брожения, для крепости добавляют. Редко дворовый виноград вызревает до конца, отсюда мало градусов и на уксус вино переходит. А от добавленного  сахара  сивушка-бормотушка в вине образуется, она-то и бьёт по мозгам.  Пётр Иванович,  Любин  отец, мой тесть,  бригадир проходчиков с «Пролетарки», на то время  пенсионер и уже не пьющий – потчевал как-то любиных подруг,  по какому не помню поводу,  домашним-сладеньким.  Бедных подруг разобрало так, что Нинца торт в карман болоньевого  плаща положила без бумаги!
 
«Дурное оно!» говорит жена и произносит  «Фи!», когда я на кухне с вином вожусь.

Я, кстати, последнее время делаю вино без сахара, чисто сухое, а  чтобы оно не перешло на уксус,  делаю всё, чтобы оно не успело перейти на уксус.  Тут уж и жена не побрезгует на какой-нибудь сабантуйчик на работе, в свой женский коллектив  взять  полторашку.  Только я перед этим сахарный сироп в вино добавляю для вкуса – не ценят женщины естественной кислинки вина, им лишь бы сладенькое!

Итак, собрал я виноград, его надо давить. Выжимать из него сок это потом, об этом позже.  Тесть брал у кого-то приспособление, где виноград продавливается между двумя широкими шестернями с зубьями-лопастями. 

«Млэвень  это",   - просветил меня мой друг Горюнов. Он бывал в Молдавии у зятя и рассказывал, что по осени вино там в каждом дворе, и пьют его и взрослые,  и дети.  В сараях стоят семисотлитровые бочки, весь потолок в брызгах от брожения.  В каждом дворе вина можно купить  – рубль пол-литровая банка. Вино молодое, некрепкое, от него бодрость  и самочувствие!  У кого нет своего  виноградника, у того мотоцикл с коляской, он всегда себе привезёт  с колхозного виноградника ,  там этого добра - не учитывается и не охраняется!  Горюнов много ещё рассказывал о Молдавии, но это тема для отдельного  рассказа, а сейчас вернёмся к делу.

Давить виноград руками неудобно, мелкие ягоды проскальзывают между пальцами, а  топтаться ногами в будущем напитке,  в стране вчерашних лаптей и портянок, совершенно неприемлемо! Поэтому я наскоро сколотил «давилку» из коротких досок, обрезка брёвнышка  и строительной скобы.

Доски (см. рисунок)  я скрепил наклонно боковинами, у основания разместил валик из примитивно  отесанного  брёвнышка, обитый оцинкованной жестью, истыканной крупным гвоздём.  С одной стороны в валик вбил шиферный гвоздь для оси, с другой, вместо ручки  вколотил выгнутую в обратную сторону скобу. Самым  кропотливым было вбить гвоздь и скобу строго по центру валика, но я с этим справился довольно успешно и мой валик не виляет при вращении (почти не виляет!).
Жестяная тёрка на валике быстро забивалась мезгой и я, не долго думая, утыкал валик гвоздями подходящего размера.  Гвозди процарапали бороздки в прилегающих досках и зазор получился минимальный. В одном я просчитался – не срубил у гвоздей шляпки, и поэтому приходится обычной столовой вилкой периодически  удалять зацепленные шляпками плодоножки гроздей.

Нет ничего более постоянного, чем временное.  Моя «мельничка» работает уже четверть века и пользуется спросом у всей улицы.

Человек технически педантичный, несомненно,  выйдет на токаря, выточит из твёрдого дерева два геометрически безупречных  валика, найдёт способ  соединить  их шестерёнками для встречного вращения  - пожелаем ему удачи!  И пусть не осудит меня за скоропалительность – пока я буду искать токаря,  мой виноград оса побьёт!

Всё, "давилка" готова.

А дальше?!
Дальше надо выдавить сок.
Выжимать сок сразу не получится – слизистая мякоть ягоды забивает любой пресс.
После того, как мы порушили виноград на мезгу, ей надо постоять дня два-три – в процессе ферментации разрушаются растительные клетки, и сок легко отделяется  от мезги. Кто-то делает это  прессом,  кто-то  отцеживают на сите;  я вначале ладонями отжимаю веточки и кожурки ("жомурыжки" говорит жена), затем отцеживаю косточки через сетчатый дуршлаг, затем фильтрую проверенным способом – через капроновый чулок. Полученный сок выбраживает в стеклянной ёмкости,  у кого  под водяным затвором, у кого под перчаткой, у кого под ватным тампоном.  Несколько раз вино положено «проветривать» - переливать в чистую ёмкость  через аптечную трубку,  осторожно отделяя вино от отсадка. После вино два месяца отстаивается, осветляется, раскисляется и приобретает окончательный вкус и цвет. 
Это ординарное вино.
Если вино выстоит год и более, оно становится марочным. В нём образуются многоатомные спирты, сообщающие вину букет - особый вкус и запах.

Пора-пора-порадуемся на своём веку,
Красавице и кубку!

И пусть Минздрав предупреждает!
            
октябрь 2016.
Фото автора.
=================================
Примечания:
* Мой знакомый давит виноград в большом тазу, надев резиновые сапоги.
Сапоги новые и больше ни для чего не используются!

* Читал что: сбраживают вино дикие дрожжи с гроздей и листьев, которые "опошляют" вкус вина. А винных дрожжей не достанешь. Эстеты делают так: дней за пять до выдавливания сока, в трёхлитровом баллоне ставят "закваску" - давленный виноград. На четвертый день брожения дикие дрожжи гибнут и уступают место дрожжам винным. Вот ими-то и сбраживают основную массу.
===
Поделюсь ещё одним секретом: читал у Пушкина и у Дюма, в их пушествиях по России, что в калмыцких степях их угощали "выморозками" - вином "сумасшедшей" крепости: лишнюю воду из вина удаляют замораживанием. Таким образом крепость вина возрастает и даже слабое вино не переходит на уксус.
Однажды в десятиградусный мороз я заморозил ведро вина в широком тазу - получил полведра вина достойной крепости. Но зимы тёплые и я вымораживаю вино в пластиковых бутылках в морозилке.
 
"Сумасшедшая крепость" это художественное преувеличение - удвойте 5-7 "слабых" градусов крепости и получите вполне приемлемые 9-12 градусов. Может в Антарктике при 60 градусах ниже нуля можно и чистый спирт получить, но там виноград категорически не растёт!
 
Сам я уже не пью, но "дегустаторы" отзываются о "выморозках" хорошо - вкус и послевкусие такого вина выдерживают любую критику, и бодрит такое вино, и настроение от него праздничное!

Сентябрь, 2019
. . .
Сразу добавлять  в готовое вино сахар для вкуса не годится - сахар неизменно начинает дображивать и получается неизвестно что. Такое вино надо стерилизовать кипячением, либо крепить спиртом, но это уже производственные технологии.
Бабушка соседка в почти готовое вино несколько раз добавляла горячий сахарный сироп и вино у неё получалось сладкое и не дображивало, но я не понял её методики. Опять же - сладкое вино не мужской напиток! Сухого некрепкого вина можно в жару выдуть трёхлитровый баллон не спеша, с удовольствием и во здравие!

Крепить слабое домашнее вино спиртом накладно. Чтобы 5% вино не перешло на уксус, надо поднять его крепость хотя бы до 10%. А это 500 граммов спирта или две с половиной бутылки водки на 10 литров вина.
- Две бутылки??? Да я тебе...!!! - сказал бы Юрий Никулин! )))

22 июня 2020