Созидание Глава 9 1968 г. Часть 4-7-10 секвойя

Дудко 3
                СЕКВОЙЯ  ВЕЧНОЗЕЛЁНАЯ


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 9   1968 ГОД

ЧАСТЬ  4 – 7 – 10  СЕКВОЙЯ  ВЕЧНОЗЕЛЁНАЯ

ЖУРНАЛ – «КРЫМ»



   САМЫЕ ВЫСОКИЕ  ДЕРЕВЬЯ  САДА

В коллекции Никитского сада можно увидеть знаменитые деревья планеты — секвойю вечнозеленую (Sequoia sempervirens) и секвойядендрон гигантский (Sequoiadendron giganteum).

 Эти деревья были широко распространены в Северном полушарии в конце мелового периода и в третичном периоде, но до нашего времени сохранились лишь около 30 рощ секвойи и секвойядендрона на западном склоне Сьерра-Невады в Калифорнии на высоте 1500-2000 метров над уровнем моря. Секвойи и секвойядендроны - это самые высокие деревья на Земле - их высота может превышать 100 метров, а диаметр ствола достигает 12 метров.

Самое высокое дерево планеты — секвойя вечнозеленая по имени «Основатель». Ее высота сравнима с сорокоэтажным домом — 112,7 метра. Это дерево на 12 метров выше, чем, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

В 1847 году австрийский ботаник Стефан Эндлихер впервые описал секвойю, дав ей имя Секвойи (Sequoyah, 1770-1843) — выдающегося вождя индейского племени ирокезов, который придумал алфавит для племени чироки.

Если секвойя может считаться высочайшим деревом в мире, то секвойядендрон — величайший живой организм и потрясающий долгожитель. Самое большое из этих деревьев по имени «Генерал Шерман» уже прожило более 3000 лет и пока, согласно расчетам, весит около 2995796 килограммов.

 Знаменит и секвойядендрон «Вахвонах», что означает «Великое дерево». В его основании в девятнадцатом веке был пробит тоннель длиной 8,7 метра, шириной 2,5 метра и высотой 3 метра, через который ныне могут проезжать даже грузовые автомобили.

Интересно, что такие впечатляющие деревья долго оставались неизвестными европейцам. Секвойи были обнаружены на побережье Тихого океана только в 1769 году. Именно тогда за ценную древесину с красной сердцевиной они и получили свое название «красного дерева» (Redwood), которое сохранилось до сих пор.

Встреча европейцев с секвойядендронами состоялась почти веком позже.

В 1850 году англичанин Лабб обнаружил секвойядендроны, размеры которых так впечатлили людей, что те дали им еще несколько громких названий: англичане назвали веллингтониями в честь героя битвы при Ватерлоо герцога Веллингтона, а американцы — вашингтониями в память о первом президенте страны.

Секвойи и секвойядендроны выращивают в Никитском саду с середины девятнадцатого века.

 В 1840 году из русской колонии форт Росс сюда были завезены семена секвой, а в 1859 году - молодые саженцы секвойядендронов.

 Конечно, в Никитском саду размеры этих великанов гораздо скромнее, чем на их родине, но, тем не менее, самое высокое дерево Сада, достигающее 33 метров в высоту, — именно секвойядендрон гигантский, посаженный на территории Верхнего парка в 1885 году. Диаметр ствола этого могучего дерева около 2 метров.

Секвойядендроны — очень красивые деревья.

 Вы узнаете их по широкопирамидальной кроне, особенно аккуратной у сравнительно молодых экземпляров, таких, как секвойядендрон, посаженный после 1977 года и украшающий партер Верхнего парка. У них изогнутые, словно бивни мамонта, ветви: благодаря им да выдающимся размерам и долголетию секвойядендроны называют еще мамонтовыми деревьями.

Самая старая и красивая в Саду секвойя растет около центральной площадки розария и тоже впечатляет своей высотой — 27 метров.

 На родине это дерево интересно еще и способностью давать промышленную пневую поросль. Красивая, легкая, но твердая, не подверженная гниению и атакам насекомых древесина секвойи используется как строительный и столярный материал.

 Отсутствие запаха позволяет применять ее в табачной и пищевой промышленности: из нее делают коробки и ящики для сигар и табака, бочки для хранения меда и патоки.

Секвойю легко отличить от секвойядендрона по хвое и размерам шишек: у секвойи они совсем маленькие, а у секвойядендрона в три-четыре раза крупнее. В то же время, вы заметите, что у этих деревьев схожая кора - красноватая, волокнистая. На родине у самых крупных экземпляров она может нарастать до 120 сантиметров в толщину.

 Кора этих деревьев-гигантов содержит дубильные вещества, препятствующие горению.

Пожары, возникающие в рощах, могут даже приносить деревьям пользу — они сжигают толстую подстилку из опавшей хвои и создают условия, ускоряющие прорастание семян, а также уничтожают грибы и бактерии, опасные для проростков.

 В национальном парке секвой «Muir Woods» близ Сан-Франциско введена специальная программа пожаров, т.к. их долгое отсутствие негативно сказывается на экосистеме заповедника.

Для промышленных целей секвойю выращивают в лесных хозяйствах.

Рассматривая ствол секвойядендрона, вы заметите на коре воронкообразные лунки.

 Это следы ветвей, которые дерево «сбрасывает». Вероятно таким образом в годы с особенно засушливым летом, для выживания, секвойядендрон уменьшает площадь испарения воды. В результате тысячелетние калифорнийские деревья выглядят монументальными колоннами величественного храма природы, поскольку лишены ветвей почти на две трети своей высоты.

Секвойи и секвойядендроны — деревья, поражающие воображение человека.

 Вот как рассказывают о своей встрече с ними наши соотечественники писатели И. Ильф и Е. Петров:

«...Сперва мы ничего не могли заметить. Вровень с дорогой неподвижно стоял целый лес хвойных вершин, стволы которых росли из склонов под нашими ногами.

Но одна вершина, смешавшись с прочими, чем-то отличалась от них.

 Приглядевшись, мы заметили, что ее хвоя темнее и имеет несколько другую форму.

 Мы осторожно посмотрели вниз. В то время как стволы других деревьев оканчивались совсем близко, косо врастая в склоны, — этот ствол, толстый, как башня, шел прямо в бездну, и невозможно было проследить, где он начинается.....

... Пришлось посмотреть не вниз, а вверх. Рядом с нами подымался из земли ствол гигантского дерева. Не удивительно, что мы не сразу его заметили. Он был слишком велик, слишком ненормален среди обычных стволов окружавших его елей и сосен, чтобы глаз, воспитанный на естественной разнице между маленьким и большим, мог бы сразу отметить этот феномен.

Мы медленно поехали дальше, от дерева к дереву. Оказалось, что первые два, перед которыми мы остановились в изумлении, были самыми маленькими экземплярами.

 Теперь мы ехали по древнему сумрачному лесу, фантастическому лесу, где слово «человек» перестает звучать гордо, а гордо звучит лишь одно слово — «дерево».

 Секвойи, принадлежащие, по мирному выражению ученых, «к семейству хвойных», растут по соседству с обыкновенными елями и соснами и поражают человека так, будто он увидел среди кур и поросят живого птеродактиля или мамонта.

 Самому большому дереву четыре тысячи лет. Называется оно «Генерал Шерман».

Американцы — люди чрезвычайно практичные. Возле «Шермана» висит табличка, где с величайшей точностью сообщается, что из одного этого дерева можно построить сорок домов, по пяти комнат в каждом доме, и что если это дерево положить рядом с поездом «Юнион Пасифик», то оно окажется длиннее поезда.

 А глядя на дерево, на весь этот прозрачный и темный лес, не хотелось думать о пятикомнатных квартирах и поездах «Юнион Пасифик».

 Хотелось мечтательно произносить слова Пастернака:

 «В лесу клубился кафедральный мрак» — и стараться, как можно спокойней представить себе, что это «семейство хвойных» мирно росло, когда на свете не было не только Колумба, но и Цезаря, и Александра Македонского, и даже египетского царя Тутанхамона».
«Одноэтажная Америка»

У секвойи и секвойядендрона есть замечательная родственница — листопадное хвойное дерево метасеквойя глиптостробовидная (Metasequoia glyptostroboides).

 Это дерево считалось вымершим и было описано в середине девятнадцатого века по окаменевшим остаткам, возраст которых определяли в 70 миллионов лет.

 Однако через 100 лет произошло сенсационное для ботаников событие — несколько живых «ископаемых» экземпляров метасеквойи были обнаружены в труднодоступном районе горного Китая.

В 1953 году несколько метасеквой были высажены в Никитском саду, и теперь в октябре вы можете полюбоваться ее оранжевой в осеннем расцвечивании хвоей.