Сейте в Добрую Почву!

Алекс Голдвин
   Притча о сеятеле записана в Новом Завете в трех местах: в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-8, и в Луки 8:5-8.

   Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Притча о сеятеле, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам, повторяется сразу в трех Евангелиях из четырех, а значит она по-особому важна.

   Поэтому, давайте прочтем эту притчу, а затем - посмотрим, чему особенно важному Христос хочет научить нас в ней.

   Итак...

   Матфея 13:1-8:

   "Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
   И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
   И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
   иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
   Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
   иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
   иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать."

   Марка 4:1-8: 

   "И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
   И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
   слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
   и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
   Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
   когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
   Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода.
   И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто."

   Луки 8:5-8:

   "Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
   а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
   а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
   а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

   Что же обозначает эта притча? Каково ее значение? И что означает семя, которое сеет сеятель? Тут даже ничего не нужно придумывать и толковать: Иисус Христос САМ толкует значение этой притчи.

   Матфея 13:18-23:

   "Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
   ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
   А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
   но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
   А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
   Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать."

   Марка 4:14-20:

   "Сеятель слово сеет.
   Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
   Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
   но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
   Посеянное в тернии означает слышащих слово,
   но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
   А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат."

   Лука 8:11-15:

   "Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
   а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
   а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
   а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
   а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

   Итак, притча о Слове Божьем а Сеятель - Сам Иисус Христос, который сеял Слово Божье. Ну и ВСЕ Его ученики, которые, как и Учитель, сеют Слово Истины... А различные почвы - это различные сердца человеческие, то.е. различные духовные состояния этих сердец. Одни принимают Слово Божье и оно укореняется в них, в других - не укореняется, а в третьих - вроде укореняется, но корни слабы и любой ветер вырывает эти слабые корни...

   Вроде все понятно и многим все это известно. Так к чему я написал данную статью-исследование? Уж не для того ли, чтоб повторить и так многим известное? Нет конечно. Просто хотел немного добавить и свои "пять копеек"...

   Дело в том, что таким вот семенем может быть не только Истина (Слово Божье), но и Доброта, Любовь и все хорошее, что мы сеем в других людей. И все нами посеянное попадает в РАЗЛИЧНЫЕ почвы: на одной почве укоренится и даст обильный урожай, на другой - укоренится ели-ели, а на третьей -вообще не приживется.

   Потому, сеять везде и во всех (хоть Истину, хоть Любовь и Доброту итп) - лишь переводить Семя напрасно. Сейте лишь в Добрую почву, в тех, чьи сердца открыты и кто сам открыт - хоть для Истины, хоть для всего остального. ЛИШЬ ТОГДА ваше семя даст свой Плод и вы пожнете обильный Урожай.

   А насчет тех, чьи сердца, как каменистая почва, Иисус Христос сказал так:  "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф.7:6). В церковно-славянском переводе Библии вместо "не бросайте жемчуг" сказано "не мечите биссер перед свиньями".

   Быть может стоит прислушаться к этим словам Иисуса Христа? Думаю что стоит.

   Кстати, в Коране о таких вот людях с каменными сердцами сказано так: "Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды" (Коран 16:108, перевод Кулиева). Очень хорошее, четкое определение! Это люди с запечатанным сердцем, слухом и зрением. Духовно слепые и глухие. Люди с запечатанным сердцем. Их сердце каменное...

   Так Сейте же в ДОБРУЮ Почву - и оно даст обильный Урожай в свое время. А псам не нужно давать святыни и не стоит сеять драгоценное семя перед свиньями.

   Да, непременно нужно сеять свет, любовь и добро, но бывает настолько каменистая почва сердец, что никакое доброе семя не прорастает... Увы... Так вы загубите семя, которое пробовали посеять, но лишь напрасно потратили и время, и силы, и само семя... Уж лучше посеять больше семян в те сердца, что открыты для этого семени и дадут урожай от посеянного в них.

   И пусть Господь даст нам мудрость находить правильную почву и не ошибаться в своем выборе! И будем молить Всевышнего, чтоб Он Сам распечатал сердца людей для всего доброго, что в них мы сеем и чтоб каменная почва сердец стала доброй, хорошей и плодоносной. Аминь.

   Потому, не опускайте рук и сейте Любовь истину и свет НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО! http://www.proza.ru/2016/09/19/1870

   Да благословит нас Бог в этом!

   (Алекс Голдвин)

   P.S. Уже после написания данной статьи получил комментарии в Твиттере:

   "Согласен. Но нам с Вами нельзя отчаиваться и опускать руки, ибо мы боимся ответа за свои деяния и намерения в Судный день." (Tursunbay Bakir uulu)

   "Возможно Александр имеет в виду: Всевышний запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. 16:108" (Alikhan Ugurchiyev)

   "Возможно притча, как и аят из К'урана, лишь объяснения нам, с пояснениями причин, чтобы мы не отчаивались, сея добро" (Alikhan Ugurchiyev)

   И позже:

   "Я смотрю немного под другим углом на это, мой друг. Мы не можем знать, что в сердцах других, это известно одному Ему.
   Сеять добро, благое, надо повсюду и полагаться на Него. Он же даст, или не даст, взрастись, в зависимости от почвы.
   Не хочу углубляться, скажу лишь, что мне кажется Вы слишком резки. Как Вы определите, насколько все ужасно с ним?
   ...Но пока оно не возродилось и пребывает все еще каменным - лучше пока сеять в то, что УЖЕ плодоносно. Опять суд?
   Алекс, не находите противоречие с заключительными словами текста после цитаты Вашей, что я привел выше?
   Представьте себе на секундочку, если бы пророки и праведники поступали также - искали и сеяли лишь в хороших людях?" (Alikhan Ugurchiyev)

   Отвечаю:

   Конечно, порой трудно определить - добрая почва или нет. Тогда нужно сеять непременно, уповая на Бога, что Он смягчит почву этого сердца и сделал каменистое плодоносным...

   На это: "Абсолютно верно. Вот Вы сами и ответили на все вопросы... Кстати, земля в зиму мертвая, в весну она воскресает..." (Alikhan Ugurchiyev)

   Мой ответ таков:

   Да, Богу ВСЕ возможно! Но порой - явно видно, что почва каменистая... Впрочем, тогда тоже стоит молиться о духовном возрождении и исцелении такого сердца... Но пока оно не возродилось и пребывает все еще каменным - лучше пока сеять в то, что УЖЕ плодоносно.

   Все зависит от ситуации и от нашего духовного виденья (насколько нам это открывает Всевышний). Все в руках Всевышнего, но скалы и весной остаются скалами... Лишь мерзлая земля (не камень!) становится мягкой... Просто не все однозначно... КАЖДОМУ человеку нужно дать шанс. Но если он его ОТВЕРГАЕТ - лучше... Лучше тогда дать больше тем, кто принимает. Уделить им больше времени, сил итп. А о тех, кто не принимает, а отвергает (каменное сердце, духовная слепота) лучше больше молиться, чтоб прозрели... Придет время, если сердце смягчится, а глаза и уши, силой Всевышнего, начнут видеть и слышать -придет время и сеять.

   Как пример, такой вот вопрос: Нужно ли давать подаяние (милостыню или иную материальную помощь) ВСЕМ, КТО ПРОСИТ без разбора? Или все же в этом деле мудро размышлять: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли этот человек нуждается? На пользу ли ему будет эта милостыня (материальная помощь)?

   Вот, некоторые говорят: подавайте всем, кто просит - без разбора и размышления. При этом цитируют слова Христа из Нагорной проповеди: "Просящему у тебя дай" (Мф. 5, 42). Конечно же, мы не должны затворять свои сердца от нужд других людей. НО всякому ли просящему? НЕТ. ЛИШЬ тому, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждается и кому эта милостыня будет на пользу. Не будите же вы подавать явным мошенникам? Или тем, кто потратит вашу милостыню во зло (покупка алкоголя, сигарет, наркотиков итп)? Тем паче, если вы ЯВНО видите и знаете это?

   Конечно, если этого явно не видно и вы наверняка не знаете о чем-то плохом - подавайте непременно. Нельзя в каждом просящем подозревать мошенника, алкоголика или наркомана, совершенно нельзя! Это неприемлемо! "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5:42). "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Притч. 19:17). Христос, в Своей Нагорной проповеди сказал: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". А в другом месте сказано так: "Суд без милости не сотворшим милости"… Вот и вся "наука"...

   Но если вы точно видите и точно знаете о чем-то негативном, что ваши финансы или иная помощь идет не на добро, а во зло - здесь уже другая, совершенно иная ситуация.

   Здесь нужно разумение, понимание и мудрость.

   "В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.

   Уже во II в. в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в.,— говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1). Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (Там же).

   У многих позднейших Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.

   Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню. Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех…

   И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12:4)." (Диакон Андрей Кураев)

   Моя позиция такая же: Помогай, но будь мудр. Просящему - непременно давай. Но если ЯВНО во зло - разве нужно и можно давать во зло?

   К чему я все это? А все к тому же, о чем писал в самом начале: сейте свой свет, сейте любовь и истину ВЕЗДЕ и ВСЕГДА. Но если это ЯВНО каменистая почва - не сейте, но предайте дело Господу. Чтоб Он смягчил почву сердца этого человека. "Не давайте святыни псам и не мечите бисер перед свиньями", как сказал Иисус Христос, но молитесь о этом человеке - и Бог усмотрит. Все во власти Господа. И в Его власти оживить мертвое и камень сделать плодоносным. Аминь.

   И еще раз: Во ВСЕМ нужны мудрость, разумение и понимание. И духовное виденье, и духовная чуткость - чтоб и не отвергнуть тех, кто нуждается в вашем посеве и чтоб, в других ситациях, не "давать святыни псам". Пусть же Господь Бог даст нам все это! Аминь.

   С уважением ко всем кто дочитал до этого места - ваш Алекс Голдвин.