Сайид Ризо Ализаде - универсальный гений. Часть 3

Анастасия Павленко
Мы подошли к сложному периоду в биографии самаркандского просветителя Сайида Ризо Ализаде, периоду надежд и горьких разочарований, признания и жесточайшей несправедливости. Разбор крутых виражей в судьбе Ализаде и сегодня, спустя почти 80 лет, представляется непростым делом, ведь многие документы по сей день разбросаны по архивам и библиотекам зарубежных стран, а некоторые хранятся под грифом "совершенно секретно"…


Итак, в 1913-1914 гг. слава Ализаде растёт. К нему прислушиваются, его идеи, созвучные идеям Бехбуди и другим джадидам, подхватывают прогрессивные деятели по всей Центральной Азии.

Абдухолик Набави, говоря о большой популярности газеты "Самарканд" в других странах, в том числе Афганистане, отмечал, что публикации Ализаде обратили на себя внимание редакторов известного издания "Сирадж-ул-ахбари афгания". Здесь стоит отметить, что в Афганистане деятельность просветителей протекала, в основном, под влиянием печати. К примеру, афганский просветитель Махмуд Тарзи был очень дружен с Ализаде, вместе с ним он перевел роман французского писателя Жюля Верна "Путешествие вокруг света за 80 дней". А чуть позже, после обретения Афганистаном независимости, эмир Аммануллахан дважды посылает Сайиду Ризо приглашение, чтобы тот возглавил в молодом государстве министерство, вел просветительскую и переводческую деятельность. Звали Ализаде, обладателя энциклопедических знаний и колоссального разностороннего опыта, в Индию и Пакистан. Но Ализаде отказывался, Самарканд и Сайид Ризо были неотделимы друг от друга.

Трудный выбор

"Усмирить и запугать их очень трудно, подчас легче убить", - писал о пассионариях Лев Гумилев. И вот первые жертвы молота революции 1917 года и нового строя. Среди них - другой пассионарий, видный политический деятель Туркестана Махмудходжа Бехбуди.

Убийство друга, коллеги по перу в 1919 году вогнала Ализаде в депрессию, физическая расправа с неугодным политическим лидером говорила не в пользу новой власти, но к тому времени их дороги уже разошлись...

Сайид Ризо с самого начала видел несовершенство политических идей джадидов. Защищая интересы самых уязвимых слоев населения, он был категорически против демократии по образцу империалистических держав, когда под видом равноправия и свободы реальная власть находилась исключительно у владельцев крупного капитала. Поэтому, когда в 1917 году произошла февральская буржуазная революция, когда на политическую арену вышли национал-демократические силы, которые возглавил Махмудходжа Бехбуди, Ализаде встал на сторону большевиков. Их идеи равенства и братства, провозглашенные под лозунгом "вся власть - советам", их непоколебимая целеустремленность и четкая политическая программа отвечали надеждам Сайида Ризо.

Этому решению способствовала и давняя дружба с социал-демократами, которые его много раз вытаскивали из разных передряг. Так, в 1916 году, Ализаде чуть не растерзали религиозные фанатики на площади Регистан, где он обличал фальшь мулл, пользующихся неграмотностью людей в своих корыстных целях. Из разъяренной толпы его спасли друзья-большевики.

В 1917 году Ализаде вступает в партию большевиков, одновременно возглавляя отдел газеты "Хуррият" и публикуя в ней обличительную статью под названием "Обман местной буржуазией рабочих и крестьян", которая вконец отдалила его от джадидов.

Власть советов

Пока джадиды боролись не на жизнь, а на смерть за автономию в составе Российской Федеративной Демократической Республики, Ализаде продолжает заниматься переводческой и просветительской деятельностью. Он вне политических амбиций, тем более вне интересов борьбы за капитал, считая, что просвещение есть главная власть, а знание - подлинное богатство.

Больше всего внимание Сайида Ризо Ализаде в первые годы образования Советского государства, на территории которого было объявлено равноправие всех наций и народностей, привлекли проблемы школьного образования и печати. Он издает первый букварь на узбекском языке на арабской графике "Первый год" и одновременно пишет письмо наркому просвещения А. Луночарскому, говоря, что "педагог и журналист - это две руки одного народа". Образованнейший человек своего времени, вставший на защиту памятников культуры и искусства от разрушения и разграбления, Луночарский, конечно, поддержал Ализаде, он увидел в нем настоящего соратника.

Новые власти разрешают ему в 1919 году организовать журнал "Шуълаи инкилоб" ("Пламя революции"), в котором он становится главным редактором. Через статьи в журнале Ализаде познакомил читателей с событиями, происходившими в мире, Туркестане, Бухарском эмирате, рассказал о смерти Бехбуди, падении эмирата и основании Народной республики Бухара. В то же время Сайид Ризо пропагандировал изучение наук и активное участие в реформировании системы управления государством, обличал коррупцию среди чиновников, бюрократию и человеческие пороки.

Кандидат филологических наук Абдулхай Ором в своей монографии приводит интересный факт: в Афганистане с 1919 года было распространено 500 экземпляров "Шуълаи инкилоб". Кстати, потом именно в Афганистане будут изданы 17 произведений Ализаде.

В 1921 году Ализаде выбирают председателем Багишамальского райкома коммунистов, а также коллегии Госиздата. Должности помогают ему изыскивать средства на издание газет, книг, учебников и не только. В это полуголодное время в Самарканде вспыхивает эпидемия холеры, уносившая сотни людей. Сайид Ризо организовал благотворительное общество, объединившее таких врачей, как Ф. Виноградов, С. Забилин, Фархади и других. Они ездили по всей губернии и лечили больных бесплатно. Средства на еду и лекарства Ализаде, имея обширные связи и непререкаемый авторитет, собирал у друзей.

Кроме того, он организовывает курсы узбекского и таджикского языков для русскоязычного населения, чтобы представители не титульной нации лучше понимали культуру и традиции местного народа.

В 1923 году Сайиду Ризо присваивается звание "Герой просвещения". Но к этому времени, видя пороки занявших начальствующие места вчерашних сапожников и кухарок, грабежи и насилие, творимые представителями новой власти под прикрытием лозунга "бей, буржуев!", Ализаде, горько разочаровавшись, покидает партию. 15 лет спустя ему об этом напомнят, как и о том, что он был соратником Бехбуди.

В новом государстве

В преддверии разделения национальной территории Средней Азии 25 августа 1924 года в Самарканде вышла в печать первая газета нового времени "Овози точик" ("Голос таджика"), сооснователем которой, а впоследствии ответственным секретарем становится Сайид Ризо Ализаде.

Десятилетия спустя, автор талантливого перевода "Шахнамэ" Фирдоуси Цецилия Бану-Лахути оставит о том периоде такие воспоминания: "С именем Сайда Ризо Ализаде в моей памяти связано представление о выдающемся просветителе в Средней Азии, неутомимом труженике местной печати, знатоке персоязычной классики. Как и многие другие молодые, литературные работники того периода, я обязана С. Ализаде многим. Не было еще тогда ни словарей, ни учебников, ни других пособий для изучения местных языков - и он стал писать их. Работая совместно с Ализаде в редакции самаркандской газеты "Овози точик", я часто обращалась к нему за советом, он никогда не отказывал. Благодаря высокой культуре домашнего воспитания, семья его была одной из наиболее интеллигентных в городе... И сейчас, спустя семь десятилетий, часто вспоминаю его неординарную внешность: орлиный нос, огненно-проницательный взгляд, полная достоинства осанка..."