О детском юморе всерьёз

Вадим Сыван
                О ДЕТСКОМ ЮМОРЕ ВСЕРЬЁЗ
      Пока моя дочь со старшими своими сыновьями в детской делали уроки, мне была поставлена ответственная задача чем-нибудь занять её младшую, почти двухлетнюю дочку, и мы со Златой расположились в родительской спальне на большой кровати почитать кучу книжек, отобранных самой внучкой… Прочитав четыре книжки-малышки с минимумом текста и максимумом цветных картинок, мы решили немного отдохнуть от чтения, но с пользой. Я спросил:
      –Златуль, а здесь папа спит? – и похлопал по подушке, на которой в это время я возлежал, прекрасно зная, кто тут где спит.
      –Не-а!
      –Здесь теперь мама спит?
      –Не-а!
      –А кто? Ты?
      –Да, я! – на полном серьёзе ответила внучка, лишь лукавинки блеснули в уголках глаз.
      –А здесь тогда кто спит? – я указал на соседнюю подушку, на которой лежала внучка, а вообще-то всегда спит её мама. – Я точно знаю, что тут спала мама.
      –Ы”а!
      –Что, теперь здесь папа спит? – моё удивление её развеселило.
      –Ы”а!
      –А кто же тогда? Гриша или Рома?
      –Я! – для убедительности внучка ткнула себя в грудь.
      –То есть, ты одна спишь на этой большущей кровати?!
      –Да! – это было сказано просто, будто так и должно быть.
      –А папа с мамой – на твоей маленькой кроватке вдвоём ютятся? – кроватка внучки вплотную примыкает с маминой стороны.
      –Не-а!
      –Хм, интересно, а кто же тогда на ней спит?
      –Папа! – папа в это время находился на работе.
      –А где же тогда мама спит? На коврике, как Котофей?
      –Там! – Злата присела на попу и показала на кресло с подставкой для ног, на котором лежал коврик-аппликатор Кузнецова.
      Представив, как неуютно долго лежать на таком кресле, я состроил удивлённое лицо и жалостливо спросил:
      –И тебе не жалко маму, что она там спит на этих колючках?
      –Ы”а! – и Злата, широко улыбнувшись, прикрыла рот ладошкой, но глаза с хитринкой выдали её с ног до головы.
      В ответ я тоже улыбнулся, показав, что оценил её шутку. А потом, в надежде занять подольше ребёнка, чтобы дать спокойно доделать уроки её старшим братьям, спросил:
      –Ну, что продолжим читать?
      –Да!
      –Тэк-с!.. У нас с тобой осталась книжка про Красную Шапочку…
      –Нет! – детская ладошка накрыла книжку, не давая мне её раскрыть: – Боюсь!
      –Златуль, ты что, боишься Волка?!..
      –Да! – страдальчески ответила Злата.
      –Почему? Потому что он съел бабушку и девочку?
      –Да! Бабу Галю (это мою супругу, хлопотавшую в этот день дома).
      –Так давай, мы тогда с тобой другую сказку придумаем! Хорошо?
      –Давай! – оживилась взгрустнувшая, было, внучка: – Вок в кьясной сляпе.
      –У нас Волк будет носить красную шляпу?
      –Да! Дечка ням-ням Вока.
      –Девочка съест Волка?
      –Да! – Злата активно закивала кудряшками  и вновь широко улыбнулась, прикрыв ладошкой ротик, предвкушая неординарную забаву.
      Мы на ходу стали переделывать сказку… Дошли до места, когда Волк в красной шляпе пошёл по короткой дорожке к норе, где проживала его бабушка Галя(!), собирая по пути цветочки да ягодки, а девочка в сером спортивном костюме помчалась по длинной дорожке, и прибежала к норе первой, потому что на ней были новые кроссовки, но не успела съесть бабушку Галю(!), потому что её уже съел Медведь в тельняшке, и девочка уже собралась этого Медведя… Но тут наши фантазии прервали влетевшие в комнату Гриша и Рома, которые доделали уроки и прибежали поиграть со мной в обещанную ими любимую игру «Мумия-Безумия»…  Злата тут же присоединилась к игре…
      Сказка осталась незаконченной, но я уже точно знаю, что в следующий мой приход Злата потребует продолжить необычную сказку. Она всё любит доводить до конца и не забывает данных ей обещаний. И ещё она очень любит шутить. И не любит страшных мест в сказках. Правильно и логично! Сказки должны быть добрыми и весёлыми, они ведь – не страшилки. У детей своё видение на окружающий мир. Восприятие взрослыми детского мира, пусть и придуманного, делает нас, взрослых, добрее. Главное в общении с детьми – не сюсюкать, каким бы маленьким ребёнок ни был. Надо давать детям инициативу и простор для проявления юмора, потому, как к юмору они относятся серьёзно, понимая его порой получше взрослых. Шутки и юмор в общении с детьми не только развивают детское воображение, но и исподволь избавляют их от страхов. Ребёнок быстро понимает, что шутки и юмор – это необычно, забавно и интересно. Но также ребёнок понимает, что шутки и юмор применимы не всегда и не везде, а лишь в подходящих ситуациях, и привыкает к тому, что делу – время, а потехе – час.
                04.10.2016 г.