Серый квадрат Вазелина, пьеса

Александр Демьянков
(одноактная комедия)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Валентин Андреевич Зелин (Вазелин) – художник в расцвете сил (43 года);
Сергей Сергеевич Подорлик – сделавший карьеру чиновника однокурсник Зелина (45);
Элиза – любимая женщина двух мужчин (40 лет);
Соседка – недалекая прекрасная незнакомка (около 30).


Занавес открывается. За окном подъезжает и останавливается легковая машина. Хлопает дверь в подъезд. Ключом открывается домашний замок. Щелкает включатель, и зажигается свет. На сцене появляются двое.

ЗЕЛИН:  Вот, Серега, это и есть мои старые новые хоромы!

Хозяин широко улыбается. Гость останавливается в растерянности – в руках у него пакеты с продуктами. Он осматривается…
Однокомнатная квартира представляет собой довольно просторное помещение, в котором завершается капитальный ремонт. Мебель почти отсутствует. В наличии лишь старый круглый стол, единственный стул и  табурет. В углу стоит накрытая раскладушка.

ЗЕЛИН: Что застыл, как истукан?! Проходи к столу – он чистый. Я тут недавно прибрался.

Сергей Сергеевич проходит и опускает  на табурет пакеты. Звенит стеклянная тара.

СЕРГЕЙ: Так ты здесь уже живешь?
ЗЕЛИН: Ночую иногда – другого дома у меня нет.
СЕРГЕЙ: Может быть, устроимся на кухне?
ЗЕЛИН: Ага!.. У меня там рабочий кабинет. Инструменты, краска… Но газовая плита, если надо, работает.
СЕРГЕЙ: Пока не надо – обойдемся… (выкладывает продукты) Не знал, что в «сталинках» бывают однокомнатные…
ЗЕЛИН: Такая в доме единственная. Здесь раньше дворник жил. Я купил по случаю, считай – повезло!
СЕРГЕЙ: В спальном районе, наверное, хорошая «двушка» была бы дешевле!
ЗЕЛИН: Зато там и люмпенов побольше. Хватит с меня кого попало – надоело!
СЕРГЕЙ: Я имел ввиду – новостройки.
ЗЕЛИН: На окраине я уже жил. Теперь там Элька щи хлебает!

В разговоре возникает короткая пауза. На столе появляются пузатая бутыль водки, две бутылки дорогого вина, сок и закуски в термических упаковках…

СЕРГЕЙ: Какие у тебя отношения с сыном?
ЗЕЛИН: Это не важно. Он уже вырос и живет с матерью.
СЕРГЕЙ: Вспоминаешь ее?
ЗЕЛИН(напевает): Никто мне не звонит, и ей я не пишу!..

Гость берет в руки упаковку с колбасой и снова осматривается…

СЕРГЕЙ: Валь, где тут у тебя ножик, вилки?..
ЗЕЛИН (растерянно): Во, блин!.. Мы же одноразовые стаканчики забыли купить!
СЕРГЕЙ: Чашки по крайней мере есть? Из чего ты чай пьешь?
ЗЕЛИН: Из кружки, естественно, но это не дело!.. (улыбается) Погоди! Я тут недавно столкнулся с соседкой… По всем признакам – разведенка, кольца на руке нет. На первый взгляд – ничего особенного, но на десерт – высший сорт. И предлог подходящий – рюмки попросить!
СЕРГЕЙ: Ты не изменился!.. Как ее зовут?
ЗЕЛИН: Не знаю – забыл спросить. Как тебе идея?
СЕРГЕЙ: Рискни, если не боишься! Только мне рюмка не нужна – я предпочитаю сухое.
ЗЕЛИН: Все с тобой ясно!.. (берет бутылку и разглядывает этикетку) Шикуешь, блин! А мне этот импорт нельзя – душа язвит. Желудок кроме «беленькой» ничего полезного не переносит. Но соседка будет в восторге. Открывай  – я мигом!..

Он достает из ящика стола комбинированный раскладной нож, протягивает его гостю и уходит со сцены. Сергей Сергеевич открывает бутылку, нарезает хлеб.  Затем вынимает из пиджака мобильный телефон и звонит.

СЕРГЕЙ: Алло. Это я… (пауза) Извини, но мы с Вазелином сбежали из ресторана. Я сейчас у него… (пауза) Потому что из выпуска нас только двое. Короче, пожалуйста, забери попозже меня!.. (пауза) Ты адрес знаешь?

Выслушав ответ, мужчина отключает связь и продолжает «сервировать» мужское застолье. Хлопает входная дверь. Хозяин квартиры возвращается с чистыми тарелками и стаканами..

ЗЕЛИН (радостно): Что я говорил? Золото, а не соседка!

Он ставит посуду на стол и достает из выдвижного ящика вилки.

СЕРГЕЙ: Уломал-таки?!
ЗЕЛИН: Она дочку укладывает. А потом, говорит, подумаю…
СЕРГЕЙ (разочарованно): Слово «подумаю» у женщин всегда означает «нет»!
ЗЕЛИН: Ага!.. Это у вас – чиновников – так принято «думать». Нормальные граждане рассуждают иначе. На что спорим, что придет?!
СЕРГЕЙ: Давай, на штрафную…
ЗЕЛИН: Мелковато мыслите, товарищ будущий министр! Предлагаю пари на «кукареку». Помнишь, как в общаге?
СЕРГЕЙ: На желание, так на желание! Только без пошлости.

Они пожимают друг другу руки, и каждый наливает в стаканы другому. Сергей водку, а Зелин  сухое вино.

СЕРГЕЙ: За что будет первый тост?.. За встречу?
ЗЕЛИН: Это само собой… Но раньше мы первый «дринк» глотали за дружбу, а второй за любовь. Может, сейчас бухнем наоборот?
СЕРГЕЙ: Почему так?
ЗЕЛИН: Потому что ты испарился на двадцать лет! А это значит, что любовь для тебя стала важнее.
СЕРГЕЙ (настороженно): С чего ты это взял?
ЗЕЛИН: Из жизненного, Серега, опыта. (напевает) В любви все люди эгоисты, и только в дружбе мы равны!..
СЕРГЕЙ: Тогда… за равноправие!

Старые друзья чокаются и выпивают. Закусывая, они продолжают разговор…

СЕРГЕЙ: Я после учебы, как ты знаешь, вернулся на родину. С работой как-то сразу не срослось. Художников в провинции ноги кормят. А у меня отца удар хватил, родным помочь надо было… (вздыхает)  В общем, пришлось согнуться и пахать. Устроился в кинотеатр, потом повезло – стал директором, появились связи… Когда раскрутил бизнес стало, конечно, полегче… (улыбается) Но мечта, как говорится, улетела синей птицей!
ЗЕЛИН: Почему нам не звонил?
СЕРГЕЙ: Завидовал, поэтому и не спешил хвастаться.
ЗЕЛИН: Дурак ты, Подорлик, и фамилия у тебя такая же!
СЕРГЕЙ (не обижаясь):  У меня-то хоть фамилия орлиная, а ты у нас кто? «В. А. Зелин», то есть Вазелин! С таким псевдонимом, сам знаешь, куда!..
ЗЕЛИН (усмехается):  Спасибо за участие. Я в этом теплом месте уже освоился.

Они замолкают и снова наливают друг другу. Хозяин квартиры поднимает рюмку первым…

ЗЕЛИН: За вас, Сергей Сергеевич!
СЕРГЕЙ: А я, Валентин Андреевич, предпочитаю наоборот!

Выпивают, закусывают, продолжают…

СЕРГЕЙ: Сам-то как?.. Откуда деньги на квартиру?
ЗЕЛИН: Наследство получил. Сирота я теперь казанская!.. Ты лучше расскажи, как в Минкульт попал?
СЕРГЕЙ (с заминкой): Что-то выставок твоих давно не было! Малюешь что-нибудь?
ЗЕЛИН: В основном халтурю. У меня на «веранде», так сейчас вернисаж называется, полточки. Продаем друг друга через день… Шалкевича помнишь?
СЕРГЕЙ: Нет. Кто такой?
ЗЕЛИН: Он учился на три курса позже. В мастерской Коршука.
СЕРГЕЙ (подумав): Нет, такого не знаю.
ЗЕЛИН: Да знаешь ты его! Улыбчивый такой. В общаге его все Белым звали. Теперь облысел, как бильярдный кий!
СЕРГЕЙ (усмехается и поправляет): Бильярдный шар.
ЗЕЛИН: Я правильно... Он худой, как валенок без ноги! Неужели не помнишь?

Гость пожимает плечами и наливает хозяину водку, а когда Зелин берет в руки бутылку вина, прикрывает свой стакан ладонью.

СЕРГЕЙ: Спасибо, у меня еще есть!.. Давай выпьем за мастера!
ЗЕЛИН: Тогда до дна и не чокаться!

Они выпивают за помин души. Зелин занюхивает алкоголь кусочком колбасы. С этого момента он больше не закусывает.

СЕРГЕЙ: Большой был человек!
ЗЕЛИН: Крупный. А художник – так себе.
СЕРГЕЙ: Не скажи! В трех музеях все-таки висит.
ЗЕЛИН: У нас по углам много «заслуженных» повесили. Профессор – как никак! Но учеников «придурок» любил. Помнишь, как он говорил? «В искусстве выживают только «придурки»!
СЕРГЕЙ: Не «выживают», а «работают».
ЗЕЛИН: Какая разница?!
СЕРГЕЙ: Большая. Это ты, наверное, все время выживаешь. Или я не прав?
ЗЕЛИН: Я как раз работаю! А ты?
СЕРГЕЙ (через паузу): И я работаю…
ЗЕЛИН (усмехаясь): В культуре?
СЕРГЕЙ: Как говорит одна моя подчиненная: «В ей самОй»!
ЗЕЛИН: Жалко, что мастера не стало.
СЕРГЕЙ: Такие люди почему-то всегда умирают первыми. Хотя… он бы все равно не выжил после распада системы.
ЗЕЛИН: Не скажи!.. На кафедре живописи выжили все. Наши коллеги –  народ ползучий!
СЕРГЕЙ: Капустинской, говорят, не стало.
ЗЕЛИН: Земля ей пухом. Наливай!
СЕРГЕЙ: Что-то ты, Вазелин, разогнался. Ты же к соседке вроде бы…
ЗЕЛИН (перебивает): «Капусту» помянуть надо. Не волнуйся, я норму знаю.

Он разливает по стаканам вино и водку…

СЕРГЕЙ: Ладно. Тогда давай помянем сразу всех, кого больше нет. В том числе – родных и близких.

Зелин, трижды сплюнув через левое плечо, крестится…

ЗЕЛИН: Тьфу-тьфу-тьфу… Прости, господи!
СЕРГЕЙ: Я смотрю, ты стал верующим?
ЗЕЛИН: На одно полушарие – вторым пока не получается.
СЕРГЕЙ: Бывает… Светлая всем память!

Они выпивают. Зелин наблюдает, как Сергей Сергеевич делает себе бутерброд…

ЗЕЛИН: Ага!.. Аппетит у тебя генеральский. А я вот много жрать не могу – разучился.
СЕРГЕЙ: Жениться тебе, брат, снова надо. Горячий борщ, так сказать, это лучшее лекарство от творческой язвы.
ЗЕЛИН: Новые жены всегда хуже старых.
СЕРГЕЙ (продолжает): В нашем возрасте кушать надо, как следует. Я это сам только недавно понял. Жизнь, так сказать, подсказала.
ЗЕЛИН: Ага!.. С этого момента. пожалуйста!..
СЕРГЕЙ: Я серьезно. Я по жизни, так сказать, был «вечный» холостяк. Домашнее питание еще только осваиваю. Ты, Вазелин, учти… Согласно науке, одинокие мужчины живут меньше женатых. Я это точно знаю.
ЗЕЛИН: Правильной дорОгой, дОрогой товарищ министра, катишься!.. Я свою язву нажил честным частным трудом, а тебя, значит, оберегают?
СЕРГЕЙ (с улыбкой): Вазелин, не надо паясничать.
ЗЕЛИН (взрывается): Это кто тут паясничает?! Ты думаешь, я не знаю, кто отбил мою Эльку?!

Он вскакивает и пробегает по кругу.

ЗЕЛИН: Извиняй – нервы! У тебя сигарета есть?
СЕРГЕЙ: Нет. Я бросил.
ЗЕЛИН: Я тоже… Только, когда выпью, не могу…  Электронную сигарету куда-то дел!

Гость наливает себе полстакана вина и выпивает без тоста.

СЕРГЕЙ: Я у тебя Элизу не отбивал! Вы сами развелись!
ЗЕЛИН: Я на нее в суд не подавал!
СЕРГЕЙ: Какая разница, кто подал заявление! Вы это сделали без меня.
ЗЕЛИН: Что-то я очень сомневаюсь!
СЕРГЕЙ (громко): Да, я люблю ее! И раньше любил – ты это всегда знал!
ЗЕЛИН: Ага!.. Ты с детства всех смазливых актрис любил – особенно на картинках!

Сергей Сергеевич вздыхает и… закусывает.

ЗЕЛИН (через паузу): Господи, блин!.. Как вы… все меня достали!.. Из-за этой дуры я после диплома устроился в худкомбинат. Восемь лет терпел, а потом загулял, и меня, блин, попросили… И пошло, и поехало!.. Мастерскую отобрали, занесли в «список», работы в салонах не брали…
СЕРГЕЙ (закусывая): Ты же выставлялся! Я знаю.
ЗЕЛИН: Ага!.. Два раза у родственника – в ДК глухих. И буклеты – за свой счет. Я уже лет пять, как не ездил на пленэр! Не по карману было!
СЕРГЕЙ: Не пори чушь! Бухать надо меньше.
ЗЕЛИН: Ты думаешь я что-то придумал?.. Рассказать тебе про закупочные фонды и «откаты» по госзаказам? Или ты про это ни гугу?!
СЕРГЕЙ (встает) Послушай меня, непризнанный ты наш! Знаешь сколько таких «великих» на государственный пирожок?! И все за палец норовят укусить!
ЗЕЛИН: Ага!.. Тебя укусишь – рассказывай!
СЕРГЕЙ: И расскажу!.. Думаешь, мне легко живется? Одному дай – другой сразу же обидится!.. У нас кляузы строчат лучше всех в мире!.. (выдерживает паузу) Хотя, знаешь… тебе бы я помог!
ЗЕЛИН: Иди ты в баню!.. Орел недоделанный!

Он возвращается за стол. Сергей Сергеевич тоже садится не место.

СЕРГЕЙ: Сколько у тебя готовых работ? Где они?
ЗЕЛИН: В гараже и еще где-то…
СЕРГЕЙ: А машину куда дел?
ЗЕЛИН: Пропил.
СЕРГЕЙ (вспомнил): А-а!.. Ну – да, тебя же лишили прав!
ЗЕЛИН: Откуда ты знаешь?!
СЕРГЕЙ: Элиза сказала. Она теперь – МОЯ жена!
ЗЕЛИН: А Элька откуда знает? Я по театрам не бегаю.
СЕРГЕЙ: От сына, наверное.
ЗЕЛИН (с удивлением): А он откуда?.. Кстати, Андрей тебя уже называет «папашей»?
СЕРГЕЙ (раздраженно): Вазелиновые мозги!..
ЗЕЛИН: Сам ты… хренов подорлик!

Он выпивает и сразу же наполняет водку заново. Раздается звонок в дверь. На сцене появляется красиво одетая молодая женщина.

СОСЕДКА: Ой, извините! У вас дверь открытая…
ЗЕЛИН (широко улыбаясь): Я это оставил специально – для вас!

Мужчины переглядываются и одновременно встают.

СЕРГЕЙ: Присаживайтесь, пожалуйста! Будьте добры, так сказать!
ЗЕЛИН (переставляя стул): Вообще-то, даме полагается кресло!.. (к гостье) Как я уже сказал, у нас тут что-то типа новоселья.
СОСЕДКА: Скромный, однако, праздник!
ЗЕЛИН: Не беспокойтесь, девушка! От скромности я не сдохну. Сергей Сергеевич, предложите барышне импортного зелья! (к соседке) У вас случайно капельки клофелина не найдется?
СОСЕДКА (растерянно): Что?.. Нет.
ЗЕЛИН: Тогда прошу – к мужскому шалашу!.. Сергей Сергеевич, она не опасна!

Молодая женщина подходит к столу, садится и тут же встает.

СОСЕДКА: А как же вы? Может быть, принести?..
ЗЕЛИН (перебивает): Сидеть!.. Склад мебели – у меня в туалете!

Он быстро выходит. Сергей Сергеевич вежливо улыбается.

СОСЕДКА: Ой!.. Я, кажется, видела вас по телику! В передаче про… нашу культуру.
СЕРГЕЙ: Кажется – или видели?
СОСЕДКА: Нет. Да. Это вы?
СЕРГЕЙ: У вас хорошая зрительная память. Как у художника. Умеете рисовать?
СОСЕДКА: Да. То есть, нет – как все…
СЕРГЕЙ: А я когда-то был художником!
СОСЕДКА: Почему «были»? Творчество – это же навсегда!
СЕРГЕЙ: Не знаю, не знаю… Вы сами-то где работаете?
СОСЕДКА: Я?.. Закончила политех, а работаю… На рынке я работаю – торгую бижутерией. Ипэшница.
СЕРГЕЙ: Вот видите, и вы тоже… (улыбается) А я теперь…. Помогаю, так сказать, талантам!
СОСЕДКА: Ой, как интересно!

Появляется хозяин квартиры со второй табуреткой в руках…

ЗЕЛИН: Что и кому здесь так интересно?
СОСЕДКА: Ваш друг – интересный человек!
ЗЕЛИН (садится рядом): Ну, во-первых, он мне не просто друг, а начальник. А, во-вторых, я – куда интереснее!
СЕРГЕЙ (насмешливо): Как это ты «куда»?!
ЗЕЛИН: Тебя там не ждут. Угости девушку винцом… (к гостье) Или вы хотите что-нибудь более национальное?
СОСЕДКА: Спасибо, я не пью. Разве что чуть-чуть – за компанию.
СЕРГЕЙ: Попробуйте, это настоящее, так сказать,  французское. К нам его привозят только самолетами!

Он наливает три четверти стакана.

СОСЕДКА: Ой!.. Пожалуйста, больше не надо!
ЗЕЛИН: А больше и не поместится. Да и жалко! Правда, Сергей Сергеевич?
СЕРГЕЙ: Валентин Андреевич, пейте лучше свою «горькую»! (к гостье) Это очень легкое вино с замечательным букетом. Вам понравится.
ЗЕЛИН (встает с рюмкой): Прошу внимания!.. Третий тост, как известно, мужчины пьют стоя. За прекрасную даму!
,
Сергей Сергеевич поднимается и, они выпивают. Соседка делает лишь один глоток. Мужчины садятся.

СЕРГЕЙ (к гостье): Вам понравилось? Попробуйте еще. Это одно из моих самых любимых вин.
ЗЕЛИН: Смелее, барышня! (с иронией) Чиновники никогда не врут!

Гостья отпивает треть стакана и возвращает его на стол.

СОСЕДКА: Действительно очень вкусно, и совсем даже не кислое.
ЗЕЛИН: Ох, уж эти французы!.. Я где-то читал, что они специально спаивают нашу элиту. Сергей Сергеевич, это правда?
СЕРГЕЙ: . Да, но только творческую… Государственных чинов это не касается. Нам на службе выдают специальные таблетки.
СОСЕДКА: Мужчины, вы шутите?
ЗЕЛИН: Чиновники никогда не шутят. Я, к сожалению, когда-то тоже предпочитал сухое «белому»…
СЕРГЕЙ (усмехается): Пиво ты предпочитал и «ерш»!
ЗЕЛИН: Ага!.. А ты где тогда был?
СЕРГЕЙ (к соседке): Мы с другом учились в одной мастерской. У заслуженного деятеля искусств Анатолия Зайцева. Знаете такого художника?
СОСЕДКА: Нет. Я в живописи не очень…
СЕРГЕЙ: Это знаменитый портретист.
ЗЕЛИН: Жену все время рисовал, как Сальвадор Дали.
СОСЕДКА: Ой, как интересно! А сколько ей было лет?

Старые друзья в недоумении переглядываются.

СЕРГЕЙ: Галина Федоровна вроде бы еще жива…
ЗЕЛИН: У портретов дам спрашивать возраст как-то неприлично!
СОСЕДКА: Ой, какая я глупая!.. Это потому, что вина выпила.

Мужчины снова переглядываются.

ЗЕЛИН: Нет. Это потому, что вы не закусили.
СЕРГЕЙ: Красавицы много не едят!
СОСЕДКА: Спасибо. Очень приятно.

Зелин накладывает ей в тарелку легкую закуску.

ЗЕЛИН: Вот, попробуйте… Но для аппетита надо еще капельку вина!

Сергей с готовностью подливает вино в стакан дамы.

СОСЕДКА: Не надо, не стоит, это много!
СЕРГЕЙ: Капельку – можно. За наше знакомство!
ЗЕЛИН: Сергей Сергеевич, соблюдайте правила этикета!.. Сейчас надо выпить за мое новоселье, а за ваше знакомство – позже! Милая барышня пропустила первые тосты.
СЕРГЕЙ: Она же несознательно, Валентин Андреевич!
СОСЕДКА (ошалело): Да, я… то есть… Меня тут не было!
ЗЕЛИН: Вот именно! Поэтому не стоит ломать распорядок дня. Точнее – вечера. (к гостье) Давайте выпьем за то, чтобы мы стали добрыми соседями!

Он первым чокается с одуревшей от мужского внимания молодой женщиной.

СОСЕДКА (чокаясь с Сергеем): Спасибо. Давайте.

Трое выпивают, двое закусывают…

ЗЕЛИН (через паузу): Господин заместитель, расскажите нам о планах искусства и культуры на будущее!
СЕРГЕЙ: Что тут можно сказать?.. На днях состоится съезд союза художников… Ты, кстати, его член?
ЗЕЛИН: Нет, я такого слова не заслужил! А ты?
СЕРГЕЙ: Я, к сожалению, тоже, но пригласили…

Бросает взгляд на соседку…

ЗЕЛИН: Теперь понятно, почему перед твоей фамилией в документах пишут «СС»! В президиуме союза, наверно, испугались?
СЕРГЕЙ (с раздражением): Не ерничай! (к соседке) У нас в роду все старшие сыновья – Сергеи Сергеевичи!
ЗЕЛИН: Ага!.. Все «серые», как и положено чиновникам!
СЕРГЕЙ (едва сдерживаясь, к соседке): Не обращайте внимания – человек выпил, вот и паясничает. Перед вами, так сказать, позирует!
СОСЕДКА (к Зелину): Зачем вы так?
ЗЕЛИН (с ухмылкой): Ну, надо же о себе рассказать! Вы нас еще совсем не знаете…
СОСЕДКА (с улыбкой): Почему?! Я каждый вечер гуляю мимо ваших окон – вы всегда дома… (смущенно): Извините. У вас на кухне нет штор.
ЗЕЛИН: Это потому что я рисую прохожих, но вас почему-то не замечал.
СОСЕДКА: На женщин с детьми мужчины не смотрят.
ЗЕЛИН: Как это?..
СОСЕДКА: Не знаю… Думают, что все замужем…
СЕРГЕЙ: Вы ошибаетесь – мужики все разные!
СОСЕДКА (убежденно): Хорошие – все одинаковые.
ЗЕЛИН: Правильно. (к Сергею) Так тебе и надо!.. (к соседке) Сергей Сергеевич влюбляется исключительно в чужих жен!
СЕРГЕЙ (громко): Хватит! Заткнись!

Над столом повисает тишина…

СОСЕДКА: Ребята, вы же – друзья… кажется.
ЗЕЛИН (к Сергею): Извини, я пошутил. Неудачно, блин!
СЕРГЕЙ: Не парься!.. Закусывать надо. (к соседке) Вы не волнуйтесь! Мы действительно лучшие друзья, только давно не виделись!
СОСЕДКА (радостно): Ой!.. Тогда вам надо выпить за нашу встречу!
ЗЕЛИН (с воодушевлением): Я же говорил – за знакомство выпьем потом!
СЕРГЕЙ (улыбается): Наконец-то!
ЗЕЛИН: Ну, значит, будем!..

Застолье продолжается…

СОСЕДКА: Ребята, а почему вы не виделись?
СЕРГЕЙ: Жили в разных городах, но теперь я вернулся в столицу.
ЗЕЛИН: Ага… Так получилось! А вы почему… живете одна?
СОСЕДКА: Я?.. Я не одна, у меня – сын.
СЕРГЕЙ: И сколько ему?
СОСЕДКА: Пять лет. Он у меня самостоятельный. Скоро в школу пойдет.
ЗЕЛИН: Хороший возраст. Я развелся, когда сын был в девятом классе… Обиделся, блин, на меня! До сих пор ходит надутый.
СОСЕДКА: Взрослые дети становятся добрее…
СЕРГЕЙ (перебивает): Никто на него не обижался!.. (к Зелину) Ты эту легенду придумал сам. Чтобы ни о ком не заботиться!
ЗЕЛИН: В принципе, это не твое дело!
СЕРГЕЙ: Ты в этом уверен?
ЗЕЛИН: Отвали, пока я добрый!
СОСЕДКА: Мальчики, вы опять ругаетесь? Разве так можно!
СЕРГЕЙ: Тихо!.. Мы не ссоримся, мы так дружим, так сказать! Потому что разучились по-другому! (через стол) Вазелин, наливай!
СОСЕДКА: Ой, как вы сказали?
ЗЕЛИН: Ва-зе-лин!.. Это мое студенческое прозвище.
СЕРГЕЙ: А меня по фамилии всегда звали!
ЗЕЛИН: «Кроликом» тебя звали!.. Наши однокурсницы придумали.
СЕРГЕЙ: Я никогда такого не слышал.
ЗЕЛИН (с иронией): Ха-ха!
СОСЕДКА: Кролик – это хорошее доброе… животное. То есть, я хотела сказать…
ЗЕЛИН (подхватывает): Мягкий и пушистый зверь!
СОСЕДКА: Нет!
ЗЕЛИН: Короче, кролик – это не только мех, но и полтора кило хищного мяса!
СОСЕДКА: Зачем вы?.. не даете сказать!
СЕРГЕЙ: Ладно. Я на «тюбик со смазкой» не обижаюсь! Кстати, сейчас моя очередь тостовать!
ЗЕЛИН: Погоди, птичка моя!.. Ты проспорил мне одно «кукареку»!
СЕРГЕЙ (через паузу): Да. Проспорил. Что ты задумал?
ЗЕЛИН: Сдается мне, что ты слишком трезвый!..

Он наливает стакан водки и протягивает его другу.

ЗЕЛИН: Вот теперь говори и… до дна!
СОСЕДКА (с удивлением): Но это же не честно!
СЕРГЕЙ: К сожалению – честно… (поднимается) Прошу внимания!

Собирается с духом…

ЗЕЛИН: Не тяни!
СОСЕДКА: Не надо столько!.. Я больше пить не буду.
ЗЕЛИН: Надо, барышня, надо… Слово чиновника – это закон! Тем более, что это из-за вас!
СЕРГЕЙ (решительно): Одна маленькая, но очень гордая птичка… взлетела высоко-высоко… Затем она посмотрела вниз и сказала: «Люди, выпейте за то, чтобы не упасть лицом и не умереть в грязи!»

Он глотками выпивает 200 грамм водки, опускает стакан на стол и целует руку соседке.
Неожиданно в комнате появляется красивая женщина средних лет.

ЭЛИЗА (громко): Господи!.. Что тут происходит?! Ему же нельзя пить!

Она подходит к Зелину и наносит пощечину.

ЗЕЛИН: Спасибо, родная, рад тебя видеть!
ЭЛИЗА: У тебя, Зелин, всегда так!.. У Сергея же больное сердце – ему врачи крепкие напитки строго-настрого запретили!
СЕРГЕЙ: Элиза, прости, я не хотел…
ЭЛИЗА:  Я все слышала!.. (к Зелину) У тебя дверь в коридоре нараспашку!
СОСЕДКА: Ой!.. Это я забыла закрыть, чтобы услышать ребенка!

Она приподнимается из-за стола…

ЭЛИЗА: Девушка, сидите спокойно! Вы здесь ни при чем – я приехала за мужем. (показывает на Зелина) А эта пьяная сволочь – мой бывший!
СОСЕДКА: Извините, я не знала…
ЗЕЛИН: Всем – сидеть!

Сергей и соседка послушно опускаются на свои места.

ЗЕЛИН (продолжает): Во-первых, дорогая, я свою норму еще не принял! Во-вторых, не распускай руки в чужом доме! А, в-третьих, ты у меня здесь – в первый раз! Понятно?
ЭЛИЗА: Вообще-то не очень!.. (обходит стол) Сережа, как ты себя чувствуешь?
СЕРГЕЙ: Нормально – не волнуйся…
ЭЛИЗА: Это тебе нельзя волноваться, а я за жизнь с этим уродом ко всему привыкла!
ЗЕЛИН (подмигивает соседке): Вот видите, оказывается, это я подготовил невесту к тяжестям семейной жизни! (к Элизе) Неблагодарная!.. Подожди, я сейчас притащу тебе «трон»!
ЭЛИЗА: Не надо. Я постою. Мы уезжаем.
ЗЕЛИН (останавливается): Серега, что это она?.. Словно не родная!
ЭЛИЗА (в сердцах): Господи!.. Сколько лет прошло, а как будто их не было!
СОСЕДКА (к Зелину): Извините, у меня ребенок дома один, мне пора…
СЕРГЕЙ (к соседке): Подождите – не надо!.. (к жене) Элиза, ты напугала соседку Валика! Извинись, пожалуйста.

Соседка повторно садится на стул. Элиза обходит стол и  резко оборачивается.

ЭЛИЗА: Почему это я должна извиняться?! (показывает) Перед кем?! (к соседке) Девушка, я прожила рядом с Валентином Зелиным шестнадцать лет! И вам лучше заранее знать, что это за «художник»!..
СЕРГЕЙ: Эля, перестань! Зачем ты так?!
ЭЛИЗА: Сережа, ты уже захмелел. Закуси что-нибудь. Зелин, сделай ему кофе!
ЗЕЛИН: Может, лучше зеленый чай? У меня с кофе нерастворимая проблема.
СЕРГЕЙ: Спасибо, я не хочу. Ребята, давайте лучше посидим, потанцуем, поговорим! Все вместе, как когда-то!.. Элиза, ты же не против?!
ЭЛИЗА: Против. Нас ждет такси.
СЕРГЕЙ: Это ерунда! Я сейчас выйду и расплачусь!

Не дожидаясь согласия Элизы, он быстро выходит  из помещения. Оставшиеся в комнате люди переглядываются…

ЭЛИЗА: Ему действительно нельзя пить, а ты провоцируешь!
ЗЕЛИН: Не хочу быть самым пьяным.
ЭЛИЗА: Все равно не удержишься!.. Самость – это твоя главная черта.
ЗЕЛИН: Зато ты у нас – законченная альтруистка! (встает) Извини, я сбегаю в киоск за сигаретами. (с заминкой – не знает имени) Вы тут сами познакомьтесь. Мы с Серегой – мигом!

Он уходит. Незнакомые между собой женщины разного возраста остаются одни.

СОСЕДКА: Вы его любите, да?
ЭЛИЗА: Которого из двоих?
СОСЕДКА (смущенно): Я не знаю… Ой!.. Простите.
ЭЛИЗА (через паузу): А вы уже влюблены?
СОСЕДКА: Я?.. Нет – что вы!.. Мы просто соседи.
ЭЛИЗА: Но он вам нравится?
СОСЕДКА: Ну, да…  наверное… Симпатичный, умный…
ЭЛИЗА: Только часто пьет.
СОСЕДКА: А кто из холостяков в этом возрасте не выпивает? Хотя… я раньше не замечала. Он целыми днями за окном рисует.
ЭЛИЗА (вздыхает): Значит, скоро влюбитесь!.. Сочувствую.
СОСЕДКА: Почему?
ЭЛИЗА: В него все натурщицы влюблялись. Талант такой. Но жить с ним невыносимо!
СОСЕДКА: Вы поэтому развелись?
ЭЛИЗА: Почему мы разошлись – вас не касается!
СОСЕДКА: Но вы же теперь любите другого!
ЭЛИЗА: Да, люблю. Я забочусь о нем. И Сергей меня любит.
СОСЕДКА: Знаете, а я вам почему-то не очень верю.
ЭЛИЗА (злится): Глупая ТЫ еще! И чувства твои… испарятся!
СОСЕДКА: Не тыкайте мне!.. Я тоже была замужем.
ЭЛИЗА (с ухмылкой): Не долго длилось счастье!
СОСЕДКА: Восемь лет. Мы поженились на третьем курсе.

Элиза подходит к столу и садится на место Сергея.
 
ЭЛИЗА: А я – на последнем. Они оба постарше были – учились после армии. Зелин в нашем учебном театре декоратором подрабатывал. Он дипломную работу с меня написал. Их мастер, кстати, был известным портретистом. (вздыхает) Сказал, что это самая гениальная вещь на курсе!
СОСЕДКА: Тот самый Зайцев, что всю жизнь рисовал только свою жену?
ЭЛИЗА: Откуда такие познания?
СОСЕДКА: От вашего нового мужа. Они тут за столом чуть не подрались. Мне кажется, что из-за вас!
ЭЛИЗА (подумав): Не может быть! Зелин меня никогда не ревновал. Хотя… возможно ревнует Подорлик.
СОСЕДКА: Кто-кто?
ЭЛИЗА: Это наша фамилия… Хотя на афишах я по-прежнему – Элиза Зелина.
СОСЕДКА: Ой!.. Так вы артистка?!
ЭЛИЗА: Представьте себе. Актриса театра и кино.
СОСЕДКА: И где вы снимались?
ЭЛИЗА (усмехается): Почему люди всегда спрашивают, где снималась, а не в каком театре я работаю?!
СОСЕДКА: Извините. Я в театре давно не была.
ЭЛИЗА: Ничего. Я так шучу… чтобы не приставали с расспросами.
СОСЕДКА: Ясно, я поняла.
ЭЛИЗА: Ничего ты не понимаешь!.. Думаешь, если артистка, то «гуляет»?
СОСЕДКА: Нет! Что вы?!..
ЭЛИЗА: Думаешь-думаешь!.. Только развелись мы с Зелиным не из-за этого! В распаде семьи всегда оба виноваты!
СОСЕДКА: Да, наверное… То есть, я согласная… Нас с ребенком муж бросил, потому что я молодая дура была, а он оказался последней сволочью!
ЭЛИЗА: Спортсмен?
СОСЕДКА: Ой!.. Откуда вы знаете?
ЭЛИЗА: Я это… в иносказательном смысле…
СОСЕДКА: А-а!.. Ну, да – бабник еще тот!
ЭЛИЗА: Все они – одинаковые!
СОСЕДКА: Да что вы?.. (убежденно) Хорошие мужики тоже бывают разные!

Женщины солидарно улыбаются. Элиза наливает себе вина.

ЭЛИЗА: Знаешь, что… Давай-ка лучше чмокнем за знакомство! Как тебя зовут?

Соседка ответить не успевает. В комнату возвращаются мужчины.

СЕРГЕЙ: Милая, я обо всем договорился. Таксист заедет за нами, как только мы ему позвоним. Он дал мне визитку.
ЗЕЛИН: А в ответ Серега оставил ему свою. Потому что хмельной чиновник – лучший друг человека!
СЕРГЕЙ: Как вы тут?

Целует жену в щеку. Она отстраняется и отталкивает его.

ЭЛИЗА: Сергей, ты что – совсем спятил?!
СЕРГЕЙ (растерянно): Что такое?
ЭЛИЗА: От тебя же пахнет табаком! В больнице тебе что сказали?!
СЕРГЕЙ: Извини, я только… Я просто стоял рядом… Когда машина уехала, мы решили подышать…
ЭЛИЗА: Зелин, ты – гадина!
ЗЕЛИН: От «гадюки» это даже приятно…
ЭЛИЗА (перебивает): Я тебя когда-нибудь задушу собственными руками!
ЗЕЛИН: Может быть, проще укусить за палец?
СЕРГЕЙ: Ребята! Давайте жить дружно!
ЗЕЛИН: Серега, это плагиат, но я согласен. (поднимает рюмку) За нашу суровую семейную дружбу!
СОСЕДКА (застывает): Извините, но мне кажется, что проснулся сын!

Все замолкают и прислушиваются. Соседка выбегает. Зелин опускает рюмку на стол.

ЗЕЛИН: Ага... Моя половая жизнь снова – по наклонной!.. Элька, ты здесь так орала, что разбудила невинное дитя!
ЭЛИЗА: Ребенок спит. Она от тебя сбежала!
ЗЕЛИН: Да – ну?! И что ты ей такого сказала?
ЭЛИЗА: Ничего особенного.
ЗЕЛИН: Дословно можно?
ЭЛИЗА: Щедрый, сказала, ты очень. Поэтому – нищий. Талант у тебя такой.
ЗЕЛИН: И она тебе поверила?
ЭЛИЗА: А как же!.. Ведь это чистая правда! А разведенкам с детьми нужны обеспеченные и непьющие мужчины.
ЗЕЛИН: Не суди, родная, о людях только по себе.
СЕРГЕЙ: Элиза! Вазелин! Я что-то вас не понимаю. В кои веки, так сказать, собрались вместе!..
ЗЕЛИН: Серый, подожди!.. (к Элизе) Слушай, я тебе что – все еще жить мешаю?
ЭЛИЗА: Боже, упаси!.. Держись от меня подальше!
СЕРГЕЙ (сердито): Престаньте, ради бога! Давайте лучше бухнем!

Повисает пауза. Сергей садится на место соседки.

ЭЛИЗА: Хорошо. (к Сергею) Но ты больше пить не будешь! Я это сделаю ради тебя. (к Зелину) За что выпьем?
ЗЕЛИН: За все хорошее.

Они чокаются, глядят друг на друга…

СЕРГЕЙ: Лизонька, но я тоже хочу!..
ЭЛИЗА: Смотри и радуйся!

Она выпивает. Зелин переводит взгляд на нового мужа своей бывшей жены.

ЗЕЛИН: Как ты ее сейчас?.. «Лизанька»?! (усмехается) Это однокоренное с каким глаголом?
ЭЛИЗА: Зелин, не пошли!
ЗЕЛИН: Хорошо, не буду.

Он глотает водку и, поперхнувшись, беззвучно смеется…

ЭЛИЗА: Сережа, я же тебя просила – не называй меня так!
СЕРГЕЙ (смутившись): А мне нравится… Моя бабушка была Лизой.
ЭЛИЗА: Елизаветой она была, а я – Э-ли-за!
СЕРГЕЙ: По-моему, это то же самое, только по-польски.
ЭЛИЗА: А я в этом не уверена!

Зелин успокаивается и освежает горло соком.

ЗЕЛИН: Ладно. Проехали! Корень имени реально один – еврейский. Означает «милая богу». (усмехается) Но в каламбур Элька врубилась правильно!
СЕРГЕЙ: Придурок!
ЗЕЛИН: От подорлика слышу!
ЭЛИЗА: Прекратите лучше оба! Надоело.

Небольшая игровая пауза.

СЕРГЕЙ: А помните, как мы ночью в мастерской запирались?
ЭЛИЗА: И вы рисовали друг на друга шаржи.
ЗЕЛИН: Ага. Денег на закуску не хватало, и мы целовали тебя в щеки. По очереди.
ЭЛИЗА: Я тогда еще выбирала одного из вас.
ЗЕЛИН: Ошиблась, да?
ЭЛИЗА: Да, ошиблась.
ЗЕЛИН: Исправила это дело?
СЕРГЕЙ: Это я исправил!
ЗЕЛИН: Какой же ты, Серый, тупой!.. Запомни: это ОНИ нас всегда выбирают!
ЭЛИЗА: Ты-то, Зелин, сам когда поумнел?
ЗЕЛИН: А, как только – так сразу!
ЭЛИЗА: Что-то мне не видно!
СЕРГЕЙ (громко): Хватит вам!
ЭЛИЗА: Это вам двоим хватит! Выступаете тут, как дети! Полжизни уже прошло!
ЗЕЛИН: Тогда наливаем. За тобой тост.
СЕРГЕЙ: Эля, и мне немного вина, так сказать, капни!
ЭЛИЗА: Обойдешься. Пей, пожалуйста, сок!
СЕРГЕЙ: Но я хочу вина!
ЭЛИЗА: Ты уже намешал – я по глазам вижу. Этого достаточно!
ЗЕЛИН: Правильно. Если добавить сока, в желудке получится крутой коктейль… Помните кафе «Меридиан»?
ЭЛИЗА (с улыбкой): Да, конечно… Но вспоминать не хочется.
СЕРГЕЙ: Почему? Мне там нравилось. Единственная была нормальная студенческая забегаловка.
ЭЛИЗА (перебивает): Была, а теперь нет. Хватит об этом!
СЕРГЕЙ: Но почему?!
ЗЕЛИН: Наверно потому, что мы там – в подсобке – сына сделали.

Элиза бросает на него свирепый взгляд и наливает себе вино. Зелин снова выбирает водку. Сергей, вздохнув, тянется за пакетом сока…

ЭЛИЗА (сдержанно): Ладно. Что было, то прошло! Давай выпьем… за сына!
ЗЕЛИН: Дай бог ему счастья, ума и здоровья!
ЭЛИЗА: А богатство кто ему даст?
ЗЕЛИН: Дай, боже, духовного!..

Они чокаются и выпивают, забывая про Сергея, который поднял стакан сока…

СЕРГЕЙ (через паузу): Я, пожалуй, за это тоже выпью – даже до дна.

Он, не спеша, с показным удовольствием глотает сок.

ЭЛИЗА: Сережа, милый,  не обижайся!
СЕРГЕЙ (язвительно): Лизонька, не за что! Я все понимаю.
ЭЛИЗА (с заминкой): И все-таки… Я еще раз прошу не называть меня…
СЕРГЕЙ: Дорогая, я ого-во-рил-ся!

Игровая пауза.

ЗЕЛИН: Люди, что это было? Неужели, первая семейная ссора?!.. (гости не отвечают) Какие-то вы совсем несдержанные стали, злые… Нехорошо это – не по-нашему!
ЭЛИЗА: Зелин, не выводи меня из себя!
ЗЕЛИН: А то что?.. Расскажешь мужу?
СЕРГЕЙ: Вазелин, не повторяйся! Ты сегодня уже ерничал.
ЗЕЛИН: Я никогда не повторяюсь. Это ситуация повторяется, поэтому и создается такое впечатление. Вот написал я недавно «Серый квадрат», а некоторые говорят, что такое, дескать,  уже было!.. А я им всем отвечаю: не правда! Во-первых, раньше квадрат был черный, во-вторых, это не Малевич, а в-третьих, я изобразил не абстракцию, а живую душу.
СЕРГЕЙ: Что тут сказать?!.. «Серый квадрат» Вазелина – звучит хорошо! Правда, милая?
ЭЛИЗА: Глупости! Он сам «квадратный», как кусок!
ЗЕЛИН: А я о чем говорю?! Меня с места не сдвинешь. Это Серега катится и подпрыгивает, словно колесо!
СЕРГЕЙ: Не уверен, однако, что это про меня!
ЗЕЛИН: Ну, да... Ты же у нас – часть госмеханизма. Тебе прыгать нельзя. Каково быть «шестеренкой в масле»?
СЕРГЕЙ: Со стороны виднее. Но не завидуй – это смертный грех!
ЗЕЛИН: А я к бессмертию не стремлюсь. Надоело. Зарабатываю на хлеб насущный.
СЕРГЕЙ: Только не говори, что в поте лица! Работяги вкалывают на стройках.
ЗЕЛИН: Ага! Чем тяжелее деньги, тем вкуснее хлеб. Всей страной проходили!.. Слушай, тебе не кажется, что власть тоже бывает серой унылой и беспробудной?
СЕРГЕЙ: Не знаю. Я же, так сказать, простой «винтик»!
ЗЕЛИН: Не прибедняйся! Видел я твою рожу по телику! Вещаешь, как будто главный худрук страны: было у нас – так сказать, все у нас – не сказать, будет у нас – что сказать!.. Сам-то ты во всю эту фигню веришь?!
СЕРГЕЙ: А во что веришь ты?
ЗЕЛИН: Я тебя первый спросил!

Они «пилят» друг друга глазами…

ЭЛИЗА: Зелин, ты бы лучше о сыне спросил! Хоть бы раз поинтересовался… (повышая тон) Андрей, между прочим, носит твою фамилию!
ЗЕЛИН: Не мешай мужчинам! Об однофамильцах мы еще поговорим. (к Сергею) Отвечай! Тут все свои – микрофонов нет!
ЭЛИЗА (громко): Почему ты Андрею звонишь только пьяный?!
СЕРГЕЙ: Эля, подожди, я хочу ответить…
ЭЛИЗА: А я не хочу слышать этот хмельной бред!

Она отворачивается и замолкает.

ЗЕЛИН: Говори, блин, пока можно!
СЕРГЕЙ: Я защищаю государственные интересы. Идеология – моя профессиональная сфера и обязанность как чиновника второго класса.
ЗЕЛИН: Оба-на!.. Я во втором классе тоже сказки любил!.. Но как лихо ты это загнул!..
СЕРГЕЙ: И все-таки ты мне завидуешь!
ЗЕЛИН: Ага, конечно!.. (стучит по столу и трижды плюет через плечо) Тьфу-тьфу-тьфу!

Элиза встает и подходит к раскладушке.

ЭЛИЗА: Что-то я устала от ваших разговоров… Зелин, как ты можешь так жить?!
ЗЕЛИН: Когда-то тебе такая жизнь нравилась!
ЭЛИЗА: Когда-то я терпела, потому что…
ЗЕЛИН: Что «потому что»?
ЭЛИЗА: Ничего хорошего… Где, любопытно, твои новые работы?
ЗЕЛИН: В разных местах. На вернисаже есть склад, в гараже баулы… Но пару свежих могу показать.
СЕРГЕЙ: Интересно!
ЭЛИЗА: Покажи последнюю. Мне этого будет вполне достаточно.
ЗЕЛИН: А что? Только так!.. Сейчас что-нибудь найду…

Он выходит из комнаты. Элиза возвращается к столу.

ЭЛИЗА (тихо): С чего ты, глупыш, взял, что он тебе завидует?
СЕРГЕЙ: Все люди кому-нибудь завидуют. Иначе мы бы не были людьми.
ЭЛИЗА: Валентин всегда был высокого мнения о своих картинах.
СЕРГЕЙ: Знаю. Но сомнение – тоже часть человека… Я хотел сказать о другом…
ЭЛИЗА: Поверь. Ему наплевать на твое положение.
СЕРГЕЙ: Все они так говорят. (презрительно) Худ… должники, так сказать!
ЭЛИЗА: Се-ре-жа!.. Ты же сам!..
СЕРГЕЙ: Поэтому и знаю, что говорю. Его сейчас «жаба» душит и ревность за тебя. Вот он и паясничает.
ЭЛИЗА: Тогда почему мы здесь?
СЕРГЕЙ: Ну… мы все-таки старые друзья. Я к нему по-своему отношусь… (вздыхает) Мне почему-то захотелось его увидеть.
ЭЛИЗА: Увидел и что?
СЕРГЕЙ: Жаль, что так… Все мы изменились не в лучшую сторону!
ЭЛИЗА: Зелин этого не понимает.
СЕРГЕЙ: А ты понимаешь?
ЭЛИЗА: Я тебя понимаю. Не надо было столько пить. Сережа, поехали домой!
СЕРГЕЙ: Подожди…

Женщина мотает головой.

СЕРГЕЙ: Хорошо – я только позвоню.

Он достает из кармана визитную карточку и набирает номер в мобильном телефоне.

СЕРГЕЙ: Алло! Здравствуйте, вы мне оставили визитку… (пауза) Да-да… Через сколько минут вы сможете подъехать?.. (пауза) Да-да… Нас это устроит. Жду.

Он отключает связь. Из туалета доносится звук сливаемой воды… Через несколько секунд появляется Зелин с небольшой квадратной картиной в руках. Он возвращается к столу

ЗЕЛИН: Прошу прощения – поливал цветочки!.. Успели промыть мои кости?
СЕРГЕЙ: Ты слишком большого о себе мнения.

Элиза берет у него картинку в рамке, смотрит на нее и очень медленно движется к Сергею…

СЕРГЕЙ (с удивлением): Вазелин, ты перешел на миниатюры?
ЗЕЛИН: Они лучше продаются. Маленького искусства не бывает!
ЭЛИЗА (к Сергею): Посмотри.
СЕРГЕЙ (разглядывает работу): Это и есть «Серый квадрат»?
ЗЕЛИН: Он самый.
СЕРГЕЙ: Позволь, я угадаю… Ты его повесил в туалете?
ЗЕЛИН: Молодец! Там самое подходящее освещение.
СЕРГЕЙ: Оригинал!
ЭЛИЗА: Вазелин.

Она тяжело вздыхает и садится за стол. Миниатюра остается в руках Сергея.

СЕРГЕЙ (через паузу): Подари ее нам.
ЗЕЛИН: Я же после развода оставил на стенах все свои лучшие «вещи». Неужели вам мало?
СЕРГЕЙ: Мы переезжаем… Квартира останется твоему сыну. (через паузу) Подари, пожалуйста, этот портрет мне лично!
ЗЕЛИН: Надо подумать… Хотя… (усмехается) Свято место пусто не бывает!
ЭЛИЗА: Какой же ты!..

На ее глазах появляются слезы. Она достает из сумочки носовой платок и сморкается.

СЕРГЕЙ: Подари. Я тебе выставку организую. Персональную. В музее.
ЗЕЛИН: Не нужна мне твоя выставка! Давай лучше выпьем!
ЭЛИЗА (сквозь слезы): Ему нельзя пить! Если хочешь… я еще раз… Черт бы тебя!..
ЗЕЛИН: Успокойся ты, блин! Подарю я… (к Сергею) Что с ней?

Элиза беззвучно глотает воздух и вдруг, обмякнув, падает со стула.

СЕРГЕЙ: Мать твою!.. Лизонька!

Друзья бросаются к потерявшей сознание Элизе. Сергей приподнимает ее голову, расстегивает кофточку, ищет на шее пульс…

ЗЕЛИН: Нихрена себе!
СЕРГЕЙ: Это обморок. У тебя нашатырь есть?
ЗЕЛИН (растерянно): Нет. Только валерьянка. Может, дать понюхать водки?
СЕРГЕЙ: Помоги отнести на постель!
ЗЕЛИН: Ага… понял!

Они переносят Элизу на раскладушку.

СЕРГЕЙ: А теперь давай свою водку!

Зелин подбегает к столу, наливает и возвращается со стаканом. Сергей достает носовой платок…

СЕРГЕЙ: Идиот!.. Капни сюда!
ЭЛИЗА (тихо): Нельзя водку… у тебя же сердце…

Она открывает глаза и приходит в себя.

ЗЕЛИН (выдыхает): Ф-фу!

Он выпивает водку из стакана и протягивает его к лицу Элизы.

ЗЕЛИН: Элька, понюхай – легче станет!
ЭЛИЗА: Что?.. Не надо.

Она отталкивает пустой стакан и приподнимается…

СЕРГЕЙ: Лизонька, полежи – сейчас все пройдет.
ЭЛИЗА: Не называй меня!..
СЕРГЕЙ (повышая голос): Эля! Ты переволновалась!
ЗЕЛИН: Кажись, ожила!.. (возвращается к столу и ставит стакан) Вот, что огненная вода с бабами делает!
ЭЛИЗА: Господи, как он мне надоел со своими шутками!
СЕРГЕЙ (улыбается): Я пока еще не «господь».
ЭЛИЗА: И ты, Сережа, туда же!.. Как здесь душно! Откройте кто-нибудь форточку, а лучше окно. Пусть проветрится – здесь воняет краской.
ЗЕЛИН: Окно забито, а форточку заклинило. Может, разбить стекло? Я все равно собираюсь окна менять…
ЭЛИЗА: Спасибо, не надо. Осень на улице.

Она садится на раскладушке.

СЕРГЕЙ: Тебе лучше полежать еще.
ЗЕЛИН: Ли-зонь-ка, слушайся мужа! Он плохого не посоветует. Он же – государственный муж!
ЭЛИЗА: Зелин, за что ты нас ненавидишь?
ЗЕЛИН: С чего ты это взяла? Я очень даже навижу.
ЭЛИЗА (продолжает): Ты же талантливый… Это мы тебе должны завидовать!
ЗЕЛИН: Потому, что это не я, и мне никто ничего не должен… Кстати, как там поживает наш ребенок?
СЕРГЕЙ (через паузу): Все хорошо. Учится. Ухаживает за однокурсницей.
ЗЕЛИН: Серый, я не у тебя спрашиваю!
ЭЛИЗА: Позвони ему сам.
ЗЕЛИН: Отлично! Сейчас позвоню…
ЭЛИЗА: Не смей!
ЗЕЛИН: Какая ты, Элька, противоречивая!
ЭЛИЗА: Он не любит, когда ты «под мухой»!
ЗЕЛИН (вздыхает): Значит, вырос и отвергает жизненные принципы отца. Это правильно. Дурной пример иногда очень хорошо воспитывает!

Из-за окна звучит автомобильный гудок. Сергей смотрит на наручные часы.

ЭЛИЗА: Это за нами?
СЕРГЕЙ: Да.
ЭЛИЗА: Знаете что?.. А давайте «на посошок»!

Они собираются у стола. Элиза наливает мужу немного вина, Зелину водки, а себе сока. Берет со стола небольшую квадратную картину. Смотрит на рисунок.

ЭЛИЗА: Вылитый ты в юности!.. (через паузу) Спасибо за портрет сына.
СЕРГЕЙ: Будь здоров!
ЗЕЛИН: Ага… И вам не кашлять!

В комнату заходит соседка.

СОСЕДКА: Ой, извините!.. Я без стука, потому что дверь забыла закрыть. (улыбается) Там у подъезда стоит такси… Это, наверное, за вами?
СЕРГЕЙ: Да, спасибо, мы уже выходим!..
ЗЕЛИН: Ага… Соседка, а не выпить ли нам на брудершафт?

Элиза наливает вино соседке…

СОСЕДКА: Не надо. Меня зовут Тамара.
ЗЕЛИН: Имя Тамара означает «пальма». Люблю рисовать растения! (поднимает стакан)  Короче: за любовь и дружбу!

Все переглядываются, чокаются и выпивают.

ЗАНАВЕС

26 сентября 2016 г.

©Александр Владимирович Демьянков, 220103, г. Минск, ул. Калиновского, 41-23, тел. 283-07-60, МТС +375298650812,  alexdiak@mail.ru