Подушка безопасности

Лернастан Айрапетов
        В 2004 г. в России был создан Стабилизационный фонд — специальный государственный, суверенный фонд Российской Федерации. В 2008 г. средства Стабилизационного фонда были зачислены на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В этих фондах аккумулируется часть средств, получаемых при экспорте нефти и газа. Так была создана в стране некая «подушка  безопасности», призванная стабилизировать экономику. Сегодня  средства резервного фонда частично используются, и соответствующие суммы со средств фонда списываются. Казалось бы, все замечательно: в «тучные годы» мы накопили, а в тяжелой ситуации –   тратим. Собственно говоря, для этого эти фонды и создавались.
       Но не так все просто.  Собака, как известно, зарыта в деталях.  Попробуем покопаться в этих самых деталях. Когда наши материальные ценности – нефть, газ, – вывозятся за рубеж, то развивается экономика  стран-покупателей. А вот адекватного развития нашей экономики не происходит,  потому что часть вырученных от экспорта средств в экономику не поступает, они зачисляется в суверенные фонды и здесь эти средства омертвляются на долгие годы. А когда сегодня  мы их используем, они разгоняют инфляцию. Нужные сегодня суммы мы могли бы сегодня же и напечатать. И без всяких фондов. Тем и отличается государство от домохозяйств и частных предприятий, что оно, государство, может запустить печатный станок, когда это ему необходимо. Только делать это нужно осторожно, чтобы не разгонять инфляцию.  Для экономики не имеет значения, откуда сегодня в обращении появились сегодня незаработанные деньги –  из ранее созданной «подушки» или из печатного станка. Результат один и тот же. И в том и в другом случае они влияют на инфляцию.
       Происхождение денег не имеет значения, значение имеет их количество и то, как они тратятся, и совершенно безразлично меняется ли при этом цифирь в средствах неких фондов или этих фондов нет вовсе. Если бы в свое время деньги не омертвлялись в суверенных фондах, а использовались, скажем, на строительство дорог, то ситуация в экономике, да и в стране в целом, была бы иной. И, возможно, сегодня нам не надо было ни изымать деньги из фондов, ни запускать печатный станок. Деньги надо использовать тогда, когда они заработаны, когда экономика активна и готова их безопасно поглотить. Отложенные траты приводят к инфляции, потому что зарабатываются деньги в одних экономических условиях, а тратятся в других, худших условия, в условиях вялой экономики, и это разгоняет инфляцию.
       Как видно, суверенные фонды не только бесполезны для стабилизации экономики (при необходимости соответствующие суммы можно просто напечатать), они вредны.  Причем вред они приносят дважды: и когда формируются и когда используются. Когда они формируются, соответствующие средства не поступают в экономику страны, чем сдерживается ее развитие, а когда используются – разгоняется инфляция.
      Заработанные экономикой средства не только не следует омертвлять в суверенных фондах, но возможно развивать  экономику незаработанными, а напечатанными деньгами, осторожно используя их на развитие образования, науки, здравоохранения, на строительство дорог, закупку высокотехнологичного оборудования, например, медицинского у частных отечественных производителей и т. д.
      Если вороватый чиновник с помощью взяток, откатов, бонусов и т. д. и т. п. изымает деньги из экономики, выводит их за границу и приобретает там виллы, яхты –  это преступление. Такого чиновника, если он вдруг начинает неосторожно  задирать свой хвостик, отстраняют от власти и  наказывают. А когда то же самое делает государство, то это уже  –  экономическая политика. И его действия  облекаются в форму законности. Государство, конечно, взяток не берет, оно сочиняет законы, устанавливает нужные ему налоги, например, НДС. Но экономическая суть происходящего при этом не меняется: средства, нужные для развития экономики страны,  не работают внутри страны, а работают за рубежом.
      Суверенные фонды  никакая не подушку безопасности, это еще один инструмент политического влияния на экономику, сегодня они создают глобальную конкуренцию и конфронтацию между странами. В конечном итоге они снижают эффективность экономики.  Из созданных в России суверенных фондов надлежит извлечь хоть какую-то пользу. В течения четырех лет можно постепенно отменить НДС – эту удавку на шее экономики, а в переходный период при необходимости использовать средства  суверенных фондов.
      Кощунственно называть, суверенные фонды фондами благосостояния будущих поколений.  Будущим поколениям нужны не подачки в виде средств суверенных фондов. Будущим поколениям нужна нормальная страна с нормальной экономикой, чтобы будущие поколения сами могли обеспечить себе достойную жизнь. Любой суверенный фонд можно проесть. И тогда он ударит по будущим поколениям, лишенным возможности само обеспечения, со всего размаха.
      Суверенные фонды Российской Федерации созданы по образцу аналогичных фондов нефтедобывающих арабских стран. Но это небольшие страны, и нужная инфраструктура у них уже построена. Им бы для будущих поколений не деньги накапливать, а сохранить богатства недр. Поскольку простое проедание денег, накопленных предшествующими  поколениями, может привести к инфантильности,  деградации и вырождению будущих поколений.  Но это – их проблемы. У нас же совершенно иная ситуация.  Россия большая и плохо обустроенная страна. Нам не фонды создавать, а обустраивать страну и прежде всего, строить дороги. Дороги нужны любой стране, но для России с нашими просторами они  особенно важны. Дороги для России имеют не только экономическое, но и политическое значение. Дороги способствуют общению между людьми, культурному и экономическому обмену, стирают границы, скрепляют страну, препятствуют ее разрушению.
       Дороги дают быструю экономическую отдачу, поэтому их строительство «в долг», на незаработанные деньги не может оказывать большого влияния на инфляцию. Если же дороги строить там, где они приводят к ускоренному развитию экономики и увеличению товарной массы, то  инфляции может не быть и вовсе.
      Денег из экономики следует изымать как можно меньше, давая возможность ей развиваться. И государственных денег должно быть как можно меньше, их должно хватать лишь на самые необходимые государственные нужды. Объем функций государства, госаппарат следует минимизировать, а самодеятельность граждан – существенно расширить. Дело в том, что  государственные деньги – плохие деньги.   Государственные деньги имеют одну неприятную особенность: они склонны к разворовыванию. Кругом все честные и благородные, а деньги крадутся. Это деньги такие, государственные деньги, плохие деньги, они склонны к разворовыванию. И это не есть специфика российских денег. Государственные деньги  воруют везде: и в богом отмеченных демократиях и при самых жестких тоталитарных режимах; масштабы, конечно, разные. И совладать с этим бедствием никак не удается. Вороватых чиновников в некоторых случаях даже постреливают. Но и это не дает желаемых результатов. Приходят новые честные и благородные и все повторяется. Быть у денег и не погреть ручки как-то вот не получается. Чтобы хоть как-то сократить казнокрадство люди научились минимизировать государственный аппарат и минимизировать суммы государственных денег.
       Конечно, деньги воруют и в частных компаниях. Но там другие масштабы. И если из-за воровства неэффективный частный собственник разоряется – это не так страшно: на его место приходит собственник эффективный и экономика в целом развивается. Разумеется, здесь речь идет о демократических государствах  с разделением властей, независимым судом, где уважается и защищается частная собственность, где работают законы, в том числе и законы экономики. В авторитарном, самодержавном государстве (ибо кто такой глава государства, как не самодержец?)  законы экономики работать не могут. Здесь работают разного рода и разного характера обстоятельства, обстоятельства, которые создает всесильный чиновник.
      Российская Федерация имеет все возможности  войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения, стать действительно социальным государством. Для этого необходимо, прежде всего,  провести конституционную реформу, принять непротиворечивую Конституцию, построить реально самостоятельные ветви власти.  Необходимо создать независимый суд, чтобы законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. Необходимо  построить в стране правовое государство, где уважалась бы и защищалась частная собственность, где был бы благоприятный инвестиционный климат. И конечно следует максимально эффективно использовать заработанные экономикой средства.  Необходимо создать условия для достойной жизни и нынешнего и будущих поколений.