8 Новая скрипка

Галина Польняк
Василика с волнением шла на урок. Сегодня она будет играть на большой скрипке. Владимир Петрович встретил её торжественно и приветливо.

- Входи, входи, новая скрипка уже ждет тебя, - Владимир Петрович рассматривал старую скрипку.

- Посмотри Василика, - показывал он на скрипку, - видишь, как стерто дерево вот здесь, на краю деки. А ведь ему не надо здесь стираться. Почему это случилось? А вот почему. Скрипка эта не один год была в руках человека, который очень низко держал ее при игре. Такая манера игры была свойственна в прежние времена. Если посмотреть на старинные картины и гравюры, изображающие скрипачей то это прекрасно видно. Преимущественно так играли в Румынии, эта манера игры долгое время называлась румынской.

- Как интересно, - Лика с любовью и интересом смотрела на свою новую скрипку и эта скрипка ей очень нравилась.
- А теперь посмотри Василика, видишь эту надпись внутри скрипки? Смотри сюда, сквозь эфы.

Лика прочла внутри старой скрипки надпись и с удивлением посмотрела на учителя.
- Написано «Иван Батов».

- Да эту скрипку делал старый русский мастер. Вообще-то скрипки не делают. Делают бочки и скамейке. А скрипки, как хлеб и детей рождают и выращивают.
Батов Иван Андреевич был крепостным графа Н.П. Шереметева. Он учился в Москве у мастера Владимирова. Изготовлял музыкальные инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра.

Шереметев пожелал чтобы Батов изучил так же новое по тем временам ремесло - изготовление фортепиано. Этому Батов учился у мастера Гаука. Шереметев позволял принимать заказы только от музыкантов. По преданию Батов сделал скрипачу и балалаечнику князя Потемкина из старой гробовой доски балалайку, за которую граф А.Г. Орлов предлагал тысячу рублей. В те времена немыслимые деньги.

Мастер неоднократно ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора. В 1822 году за изготовление виолончели Батов получил вольную от графа.  Особого мастерства он добился при изготовлении струнных инструментов - гитар, скрипок, виолончелей. Изготовление контрабасов считал делом неблагодарным и делал их только в мастерской Владимирова.

За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар. Отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы. Особое внимание Батов обращал на качество дерева для инструментов.

- Владимир Петрович как интересно вы рассказываете. Мне сразу вспомнился художник Тропинин. Ведь он тоже был крепостным.

- Скрипка появилась примерно в конце XV - начале XVI века. Пальму первенства в изготовлении тут же захватили итальянцы. В городе Кремона сразу несколько семейств изготовляли скрипки, прославившиеся на века, - Гварнери и Амати. Там же позже появился и Страдивари, учившийся у Амати.
 
С конца XVIII века итальянских скрипичных мастеров начали теснить французы. Они совершенствовали конструкцию скрипок, изобрели другой состав лака. Но до сих пор считается, что нет лучшего материала для изготовления скрипки, чем дерево: ель для верхней деки и клен - для нижней.

Впрочем, мастера пытались использовать также черепаховый панцирь, фаянс, слоновую кость, пластик и даже сталь. Вспомним электрическую прозрачную скрипку Ванессы Мэй. Инструмент работы Тэда Брюера переливается в такт музыке. На этой скрипке исполняются композиции в стиле техно-акустика - классические произведения в электронной обработке.

Лика слушала учителя как завороженная. Ей нравилась скрипачка Ванесса Мей. Она и сама хотела так играть как эта знаменитая скрипачка и еще она мечтала играть в большом симфоническом оркестре.

Лика видела, что учитель задумался, разглядывая старую скрипку. Наверное, он вспомнил что-то относящееся к тому времени, когда сам был учеником.
Владимир Петрович, - робко сказала Лика, - а можно на ней играть?

- Можно, - Учитель положил скрипку на плечо и провел по струнам. Скрипка ответила ему жалобным, чуть дребезжащим звуком.
- Жалуется, - прошептала Лика.

- Вспоминает былые времена, - уточнил Владимир Петрович. - Она многое повидала на своем веку. Мы её починим, и она зазвучит. Ведь делал эту скрипку замечательный мастер. Сколько души он вложил в свою работу, сколько провел бессонных ночей и долгих дней.

Владимир Петрович продолжал играть на старой скрипке и Лике кажется, что она видит мастерскую мастера. Он склонился над своей работой, кинет взгляд в окно, а там распускаются сады, щебечут птицы. Только не волен он идти, куда глядят глаза, а вот скрипка его - та будет свободной. Она запоет, и никто не сможет заглушить ее голос, никто не заставит замолчать.

Учитель отнес скрипку мастеру, и Лика снова осталась одна. Сначала она обрадовалась неслыханному отдыху, и все свое свободное время проводила с Лекой, он рассказывал, как у него проходят тренировки по борьбе.

На третий день она загрустила. Ей очень не хватало скрипки и музыки. За эти дни она прослушала много скрипичных концертов, и ей самой хотелось играть.
Евдокия Ивановна сидела в кресле и вязала внучке носки. Котенок играл клубком. Она постоянно распутывала нитки.

- Лика уроки сделала?
- Давно.

- Поиграй с котенком, чтобы он мне не мешал.
- Я с ним уже играла.

- Тогда почитай.
- Я хочу играть на скрипке.

- Сходи к Нине или Вале и попроси дать тебе скрипку на часок.
- Нет, я хочу играть на своей скрипке. Мне к концерту нужно готовиться.
- Я ничем не могу тебе помочь

Василика взяла котенка и отправилась спать.
Утром Лика даже не стала дожидаться Лешку. Она летела в школу на всех парусах, её разноцветный спинакер звенел мажором. Ветер подхватывал мотив и нес его дальше.

Лика сидит в комнате мастера. Сегодня будет готова её скрипка. Она смотрит на умелые руки Николая Васильевича. Он натянул поверх подставки новые струны, ударил камертоном о край стола и, приложив камертон к скрипке, послушал её ответный, протяжно затихающий звук.

- Настраивай, - мастер протянул скрипку Василике.
Лика взяла скрипку. Она так волновалась, что у неё дрожали колени. Лика настроила скрипку и заиграла. Старая скрипка запела сильным голосом. Теперь она знала, что эта старая скрипка будет её другом. Остается только работать и работать

- Да с такой скрипкой грешно ленится, - улыбнулся старый мастер.
- А я и не стану ленится, я не подведу свою новую скрипку.

- Желаю успеха, - Владимир Петрович похлопал Василику по плечу, - осваивай Батова. Скоро у тебя концерт не подведи старого мастера.

- Не подведу, будьте уверены.
- Я тебе верю. До следующего урока.
- До следующего урока, - эхом повторила Лика.

Домой она летела как на крыльях. Ей не терпелось начать играть на новой скрипке и ещё ей хотелось, чтобы Лешка услышал, как она играет. Василика играла весь вечер, чем очень порадовала бабушку.

«Нужно как можно быстрее привыкнуть к новой скрипке», - думала она засыпая.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/10/06/1133