Пасха в зоне

Олег Сенин
Всякий праздник являет собой радостное или скорбное переживание евангельских и церковных событий, значимых для нашего спасения. Лагерный народ, в большинстве своем, был верующим. Из «стариков» ревностью отличались литовцы-католики, западенцы-униаты, армяне и некоторая часть православных из русских. Хотя дата западной Пасхи чаще всего не совпадала с нашей, но те и другие с искренней благосклонностью поздравляли друг друга с Пресветлым Праздником. С утра после подъема, в бараке и на улице, зэки, встречаясь, приветливо кланялись друг другу со словами: «Христос Воскресе». Услышав в ответ «Воистину Воскресе», троекратно лобызались. Затем, по обычаю, следовали поздравления и пожелания. После ужина собирались и отмечали пасхальное торжество землячествами: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, прибалты. На братскую трапезу вскладчину приносили что у кого было из вкусностей. Чаю по такому случаю заваривали вдосталь, целое ведро. Перекрестившись на иконку, не стройно, но воодушевленно пели пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Угощаясь и беседуя за чаем, читали стихи, пели любимые песни. В общении присутствовал дух  дружелюбия и праздничности.
Вспоминаю Пасху весной семьдесят второго года в 17-ой «большой» зоне. По обыкновению, в 7 утра дневальный по секции на всю громкость включал радио, что означало подъем. Наши православные из «стариков» – Виктор Константинович Орлович, Николай Дюжий и еще несколько из собратьев с засвеченными лицами уже пошли по баракам. Открывая двери в секцию,  радостно возглашали: «Христос Воскресе! Всех вас, братья, с Пресветлым Праздником! После завтрака сердечно приглашаем в «сушилку» на Пасхальную трапезу! Непременно приходите, дорогие наши, ждем вас!» В «сушилке» из трех столов составили один, от порога до окна. На нем – угощение из пряников, конфетюшек и печеньев. По центру знакомо благоухает ведро «байкала» – умеренно крепкого душистого чая. Худенький, сутулый Орлович вместе с рыжебородым Колей Дюжим любезно потчуют братию, то и дело доливая черпаком из ведра в общую кружку. После двух отпитых глотков она по кругу переходит от одного к другому. За столом радушное оживление, не покидающее чувство духовной общности.
Столько лет прошло, но всякий раз, отмечая Праздник праздников и Торжество из торжеств, вспоминаю зону, печалуюсь, что душе недостает той, прежней полноты светлых переживаний Христова дня…

ВОСКРЕСЕНИЕ
 
Опять на святцах - русская весна.
И снова Ты, оставив Вифсаиду,
Идешь туда, где, выместив обиду,
Тебя собьет глумливая волна.
 
Но, Господи, отныне и навеки
К подножью вознесенного креста
Березы юные, творя святой устав,
Печально клонят шелковые ветви.
 
И малых рек студеная водица,
Все слезы непросохшие вобрав,
Смешав их с благостью пасхальных трав,
Тебя зовет на землю возвратиться.
 
Чтоб навсегда, животворя творенье,
Превозмогая запустенья срам,
Вознесся к небу бело-синий храм
Пресветлого Христова Воскресенья!
 
О.М. Сенин