Мифосказки. Морозко

Леон Катаков
Главной целью для славной олимпийской когорты богов были всевозможные развлечения. Разннобразные игры, банкеты и любовные похождения. Под номером один шел Зевс. Вторым - могучий Посейдон, повелитель океанов, рек, озер и даже прудов. И вот, как-то, в одиночестве отдыхая на Лазурном берегу, Посейдон встретил красивую нимфу с золотистым загаром.
- Эй, красотка, поди-ка сюда. Кто ты, дитя мое и что ты тут делаешь?
- Я нимфа Меланиппа, великий Посейдон и ищу тут свою сестру Нефелу.
- Сестру, говоришь? Ай, ай, ай. Сдается мне, что твоя бедная сестричка лежит сейчас на дне морском...
Меланиппа зарыдала.
- О, великий, величайший из величайших, могучий Посейдон, умоляю, тебя. Спаси мою сестру. Буду тебе век обязана!
- Обязана? И что же ты готова для этого сделать?
- Все, что ты скажешь.
- Ну, что ж, иди ко мне, моя крошка. Дай мне полюбоваться твоей красотою...
Через час Посейдон и Меланиппа подошли к берегу.
- Тритон, а Тритон, - зычным голосом позвал Посейдон.
- Да, папочка, - тотчас же отозвалось уродливое существо с трезубцем в руках, - Я к твоим услугам.
- Найди мне нимфу Нефелу, сестру этой красавицы. Найди, воскреси и доставь сюда.
- Слушаю и повинуюсь.
Через минут семь Нефела преклонила колени (согласно инструкциям Тритона) перед Посейдоном.
- О, великий Посейдон, моя жизнь в твоих руках.
Посейдон ухмыльнулся, ибо сам, собственной персоной подстроил несчастный случай, опрокинув лодочку, на которой плыла Нефела.
- Благодари сестру. Это она спасла тебе жизнь.
Посейдон подмигнул Меланиппе и бросился в воду.
Через девять месяцев Меланиппа родила чудесного, крепенького малыша.
- Как ты думаешь его назвать? - спросила сестра.
В это мгновение в комнате материализовался листик бумаги и неслышно упал к ногам Меланиппы. Она подняла листок и прочла фразу: "Назови его Эолом".
- О, великий Посейдон. Будь же милостив к нашему сыну!
Посейдон для себя решил, что будет.
- А еще, великий Посейдон, я мечтаю снова увидеть тебя.
- Размечталась, - подумал олимпиец, - как же, прямо сейчас. Однако, эта особа становится назойливой...
В результате нехитрой комбинации Нефела и Меланиппа поссорились, а, поскольку муж Нефелы занимал должность главы местной полиции, то Меланиппе с младенцем пришлось уносить ноги, К счастью, в последний момент она попала на корабль, который держал курс в Лидию. По дороге разыгрался шторм, судно разбилось, естественно, с подачи Посейдона. Далее, очень кстати никто из экипажа не выжил, а нимфе попался очень удобный плотик с хорошим запасом продуктов и пресной воды. Через недельку плот прибило к большому острову неподалеку от знойной Сицилии. В тот же день население острова выбрало младенца царем и предоставило мамаше апартаменты и слуг. Через шестнадцать лет бедная нимфа зачахла и умерла, а царь Эол взял бразды правления в свои руки. Именно в этот день к нему заявился Посейдон и заявил.
- Сын мой, я хочу сообщить тебе радостную весть. Буквально сегодня, на пленарном заседании олимпийских богов, и, между прочим, по моему представлению, ты назначен повелителем ветров.
- Огромное спасибо, отец. Но зачем мне этоо и как я буду ими повелевать?
- Сынок. Сама природа прекрасно знает когда дуть тому или иному ветру. Но если ты захочешь, чтобы подул какой-нибудь определенный ветер, просто подумай об этом. Со временем ты научишься, не переживай. А зачем тебе это? Очень просто. Ты станешь одним из богатейших людей мира. К тебе будут приходить капитаны судов и ты будешь обеспечивать им благоприятный ветер на все протяжении их путешествия. И брать за это деньги. Или товары. А кто обманет тебя, долго не проживет. В следующее путешествие ты нашлешь на них ветер и погонишь корабль на скалы. Ясно? А напоследок - совет. Выйди рано утром в городской сад и ты встретишь двух девиц. Возьми их во дворец и пусть они станут твоими женами.
Утром Эол побежал в парк, встретил девиц и привел их во дворец.
- Вы, мои дорогие, будете моими женами и народите мне детей.
Посейдон обладал своеобразным чувством юмора, а потому первая жена родила Эолу шесть девочек, а вторая - шесть мальчиков. Когда детки подросли, Эол переженил их и зажил счастливо и богато в своем прекрасном дворце.
       Ветров, которыми командовал Эол, было четыре: Борей, Зефир, Евр и Нот. Самым сильным и страшным был Борей, бог северных ветров. Зефир командовал прохладным западным ветром, Нот - ужасным южным ветром, приносящим страшную жару с Африки, а Евр, естественно, являлся восточным ветром и был богом изменчивым. Мог  быть теплым, а мог быть и холодным. Старина Эол прекрасно знал физику, а потому ему не составляло никакого труда составить, например, юго-восточный ветер, взяв поровну Евра и Нота. Все эти божки были братьями, но увы, друг дружку ненавидели. Особенно не любили друг друга Борей и Зефир и когда Эол заказывал северо-западный ветер, то эти двое, как с цепи сорвавшись, стремились показать свою прыть - дули со страшной силой, превращаясь в настоящий ураган. В свое время Борей взял в жены дриаду Мелину, а та родила от него малыша, названного Колдом. Боги, посовещавшись, решили назначить Колда ответственным за холод. Сей деятель держал в уме всю карту Земли и распределял холод так, как ему вздумается. Например, Колд был несколько ленив и не любил далеко забираться, особенно в горы, а потому он раз и навсегда определил холод на вершины гор, в Арктику и в Антарктиду, а сам гулял по белу свету, пакостя людям и прочим тварям.
       По воле богов Эол командовал божественными ветрами, но парадокс состоял в том, что сам Эол был смертен и, прожив семьдесят шесть лет, отдал Аиду душу, освободив четырех братьев от мелочной опеки. Надо ли говорить, как за эти шестьдесят лет все ветры успели его возненавидеть. Теперь они ненавидели не только друг друга, но и потомство Эола вплоть до седьмого колена, а потому поклялись отомстить и напрочь его извести. И действительно, со всеми потомками Эола случались несчастные случаи, в результате которых все они умерли, за исключением некоей Гарпалики.  И вот, как раз в седьмом колене и случилась эта замечательная история.
       В те времена на острове жил крестьянин Копрей, личность трудолюбивая, но ничтожная. Женой у него была скромная, невероятно добрая женщина, по имени Талия, от которой у супругов была дочь Аглая. Супруги были счастливы лет десять, пока  бедная Талия, собирая в лесу грибы, не подхватила энцефалитного клеща и скопостижно умерла. Копрей женился во второй раз. И надо же было тому случится, что он взял в жены ту самую Гарпалику, последнюю представительницу рода Эола и на которой никто не хотел жениться. От первого мужа у Гарпалики была дочь, ровесница Аглаи, по имени Прокна и вполне естественно, что Гарпалика падчерицу возненавидела. Конечно, все знают историю про Золушку и именно такое положение сложилось в семье Копрея. Бедная, худенькая Аглая вставал ни свет, ни заря, кормила кур, овец и коз, чистила хлев, готовила завтрак. Стирала, доила, драила. В то время, как толстушка Прокна вставала к полудню, принимала ванну (Которую Аглая ежедневно мыла и наполняла горячей водой), ела приготовленный падчерицей завтрак (Непременно высказываясь по его качеству), а затем гуляла по берегу моря или лежала в гамаке и мечтала о будущем женихе. Но и этого мало.
- Мама, мне кажется Аглая слишком много ест. Вот сегодня она доела весь мой завтрак. Представляешь? Поляйца, полкуска хлеба с маслом, четверть бутеброда с колбасой и три ореха. А ведь она до меня завтракала. Эдак она нас оставит без еды.
- Ты права, дочь. И я сегодня же этим займусь.
Вечером Гарпалика устроила мужу сцену.
- Твоя дочь, я имею в виду Аглаю, конечно, безобразно себя ведет. На каждом шагу мне грубит, показывает мне язык, отказывается делать что-либо по хозяйству. Плюс к тому же бьет Прокну.
- Господи, помилуй. Да как же она может бить Прокну, когда та крупнее ее и в два раза сильнее?
- А вот так! Очень даже может. Она одна ест столько, сколько все мы вместе взятые, поэтому она очень сильная. В общем, ты должен будешь отвести ее в лес и привязать к дереву. Чтоб она не смогла вернуться домой.
- В лес? Мою дочь? Мою Аглаю? Да ты с ума сошла, Гарпалика.
- Копрей, мне не хотелось тебе об этом говорить, но я точно знаю, что Аглая задумала тебя убить.
- Меня? Убить? Ты точно сошла с ума, Гарпалика.
- Копрей, она вчера принесла из леса поганок и сварила грибной суп. Думая, что я не вижу, она мне сказала, что хочет тебя порадовать и угостить тебя этим супом.
- А ты?
- А я велела ей самой съесть этот суп. И что ты думаешь? Она якобы ненароком опрокинула кастрюлю, заплакала и ушла. Вот так-то!
- Ладно. Я завтра же свезу ее в лес и привяжу к дереву. И пускай дикие звери ее загрызут.
Наутро Копрей обратился к Аглае.
- Ты поедешь со мной.
- Батюшка, я еще не доила корову...
- Неважно. Садись на телегу.
По дороге Аглая несколько раз пыталась завести с отцом разговор, но Копрей угрюмо молчал.
- Куда это мы едем, - волновалась девочка, - и отец такой угрюмый. С чего бы?
- Слезай, доехали. Теперь встань у того дуба. Так. Так и так.
- Батюшка, за что?
Копрей посмотрел на дочь.
- Аглая, как ты думаешь, твоя мачеха лгунья?
- Нет, батюшка.
- Ты уверена?
- Да, батюшка.
- Твоя мачеха говорит, что ты хотела меня отравить. Это правда?
- Нет, батюшка.
- Раз это неправда, значит она лгала? Молчишь? Видишь, как я тебя поймал на противоречиях? Теперь я верю, что ты и в самом деле хотела моей смерти. А знаешь, что случается с теми, кто желает смерти родителей?
Копрей злорадно ухмульнулся.
- Ты останешься здесь. Привязанной к этому дубу. И пусть дикие звери тебя сожрут! Прощай. И да свершится твоя судьба. Если богам угодно, чтобы ты выжила они это сделают. Рсли нет, то як тому и быть.
Копрей уехал, а бедная Аглая залилась слезами.
- О, моя бедная мамочка. Мне тебя всегда не хватает. Разве ты позволила бы отцу бросить родную дочь одну-одинешеньку в темном лесу?
       В это время над островом пролетал Борей. Скажем, что была зима, однако на Сицилии даже зимой очень тепло, поэтому Борей летел медленно, наслаждаясь теплым воздухом, поднимающим с поверхности моря и осматривал окрестности.
- О, да ведь это ж Копрей!
- Моментально в голове у Борея созрел план изощренной мести.
- Эй, Колд. Сынок, ты меня слышишь? Сделаешь так....
К привязанной Аглае подлетел Колд.
- Ты знаешь, кто я?
- Я не знаю тебя, добрый человек.
- Я не человек. Я - бог.
- Я уверена, что ты - добрый бог.
- А вот сейчас посмотрим.
Колд включил регулятор холода и установил температуру вокруг дуба в двадцать градусов.
- Ну, девица, холодно ли тебе?
- Нет, добрый бог, мне не холодно.
- Ага. Тебе не холодно. А сейчас?
- И сейчас.
Температура спустилась до нуля.
- Ой, как интересно! Вода в луже замерзла. Я еще такого не видела.
- Она определенно дура, - подумал Колд, - ну, а теперь?
- Ой, мороз, - закричала Аглая, - такого еще не видела! Здорово!
- Сынок, хватит. Не то девочка замерзнет. - Борей стоял перед деревом и смотрел на Аглаю.
- Милая девушка. Ты с честью выдержала испытание и за это мы тебя вознаградим. Я - Борей, бог северного ветра, а это - мой сын Колд. Смотри же, что мы тебе дарим!
Борей по-разбойничьи свистнул и тут же к нему подъехала запряженная четырьмя прекрасными лошадями золотая карета, на которой крупными буквами было написано: "Аглае - от богов".
- А это лично тебе от меня, - вступил в игру Колд.
В руках у Аглаи очутился ларец с той же надписью.
- Ты знаешь, для чего эта надпись? Так вот. Если кто-либо попробует отобрать у тебя дары богов, то этот смертный жестоко поплатится. Об этом все знаю, а потому никто в мире отнять дары эти не сможет. А теперь - прощай.
- Запомни, - нравоучительно сказал Борей сыну, - в самом ближайшем будущем на этом же месте будет привязана еще одна девица.
- И что тогда?
- Тогда ты меня позовешь и мы вместе решим ее судьбу.
Когда во двор Капрея въехала карета, сам хозяин, Гарпалика и Прокна сидели за столиком и обсуждали возможную судьбу Аглаи.
- Ее сожрали дикие звери!
- Да, если б богам было угодно ее спасти, то самое время ей вернутьсйс домой, - с тайной надеждой повторял Копрей.
Увидев золотую карету с восседающей на ней Аглаей, Прокне стало дурно. Гарпалика потеряла дар речи, а отец обрадовался.
- О, великие боги! Раз богам угодно было мою дочь спасти, значит она невиновна!
К сожалению, Копрей продолжить эту мысль не посмел. Зато Гарпалика немедленно потребовала от Аглаи объяснений.
- Милая Аглая, как же хорошо, что ты вернулась, да еще с такими удивительными дарами. Не расскажешь ли нам, что там, в лесу случилось?
- Родные мои, я была привязана к дереву, как пришел бог.
- Да ну! Бог? Собственной персоной?
- Ну да. И,кстати, этот бог был очень похож на сына купца Аристакиса, молодого Пелея. Такой же красивый, высокий, синеглазый, с золотыми волосами. И он спросил меня, не холодно ли мне?
- А ты?
- Я сказала, что нет. А потом пришел еще один бог. Но совсем другой. Высокий, очень сильный, с длинной бородой и сверкающими глазами. Очень страшный. Но он сказал, чтоб я его не боялась. Потом они развязали меня и дали подарки. Вот и все.
- Какая шикарная карета! А что в ларце?
- Я еще не открывала...
- Так открой и покажи.
- А можно мне сначала поесть и выпить горячего молока? Я очень устала и продрогла.
Скрепя сердце, Гарпалика  на скорую руку приготовила завтрак и терпеливо ждала, когда падчерица наестся.
- Ну?
Аглая открыла ларец и ахнула. Золотые цепочки, кольца, перстни,жемчучные ожерелья, - чего там только не было. Но венцом всего богатства была бриллиантовая диадема.
- Поистине царская, - с завистью сказала Прокна и протянула к ней руку.
В ту же секунду раздался сухой треск и толстушка завопила от боли.
- Что, что случилось, мама?
Гарпалика была бабой умной.
- Доченька, все это принадлежит нашей Аглае, поэтому только она имеет право трогать эти драгоценности. Но, я думаю, ты тоже можешь заиметь такое. Давай попросим отца, пусть завтра же свезет тебя на то место и привяжет той же веревкой к тому же дереву.
- Так рано вставать, да еще на этой телеге тащиться в лес. - заныла Прокна.
- Доченька, я тебя тепло одену и на дорогу дам бутербродов. С колбасой, сыром и маслом. А еще миндаль и оливки. Ты же любишь миндаль с оливками.
- Ну, раз так. Да, еще положишь кувшин со сладкой водичкой.
На следующее утро Гарпалика с трудом разбудила Прокну.
- Доченька, вставай. Телега готова, свежая одежда выглажена, а завтрак Аглая уже приготовила.
С трудом Прокна встала, плотно позавтракала и с помощью мамочки взгромоздилась на телегу.
Как и в прошлый раз, Копрей привязал девицу к дереву, попрощался и уехал. Прокна осталась одна.
- Уф, скорей бы все это кончилось. Интересно, будут ли мои драгоценности лучше, чем у этой замарашки?
- Ну, здравствуй, красна девица, - материализовался Колд, - как чувствуешь себя? Не холодно ли тебе?
- Ты сначала представься, - фыркнула толстушка.
- Я - бог холода Колд. И вижу, что ты очень тепло одета.
- Да. эта теплая куртка досталась маме от прапрапрадеда, а ему привезли ее из далекого севера. Там, где бушует злой Борей.
- Это кто меня называет злым, - на сцене появился новый персонаж.
- Сынок, ну-кось, поддай ей жару.
- Ой, не надо, мне и так жарко в этой куртке.
- Ну, тогда морозу,
- Колд мигом поставил регулятор на ноль градусов.
- Тепло ли тебе, девица?
- Не так уж и тепло.
- Колд, сынок...
- Понял!
Температура опустилсаь до минус двадцати. Такого холода на острове никогда не было, поэтому Прокна завопила.
- Ой, ой, ой, Да что ж это такое. Сейчас же включите тепло, мне холодно, мне очень холодно.
- Ха-ха-ха, - обрадовался Борей, - сейчас тебе будет еще холоднее.
Борей дунул на девушку и сорвал с нее одежды.
- Ну, что скажешь?
- Вы не боги, а скоты. Сейчас же развяжите меня и отведите домой. Не хочу я ваши подарки.
- А придется. Сынок, заморозь эту глупую девицу. И да оборвется проклятый род Эола.
Колд хлопнул руками и Прокна в тот же час окоченела.
- Ты свое дело сделал сынок, а мамашей займусь я сам.
Копрей и Гарпалика сидели за столом, а Аглая занималась хозяйством.
- Копрей, чего-то моя девочка запаздывает. Как бы чего не случилось. Запрягай коней и поезжай за ней. Да поживее.
Прошло три часа и вдруг собака тоскливо завыла.
- Заткнись, Орфик, беду накличешь.
Собака завыла еще сильней.
- Орфик, перестань.
Но Орфик убежал в кусты и продолжал выть. А в это время во двор въехала телега Копрея.
- Где моя дочь? Что ты с ней сделал? Отвечай!
- Твоя дочь замерзла, Гарпалика, - печально ответил Копрей. Смотри сама.
- О боги! Будьте вы все прокляты!
Такого кощунства боги не могли простить. Сверкнула молния и в тот же миг Гарпалика пала мертвой.
- Аглая, прости меня, воскликнул Копрей. Сам не знаю, как меня эта ведьма околдовала.
- Прощаю, батюшка. Но мне их очень жаль. Давай похороним их в одной могиле.
- Давай. И знай, что с их смертью оборвался род великого Эола.
- Такова была воля богов, батюшка.