Н. Ланкре. 1690-1743 Портрет танцовщицы Камарго

Алина Алексеева-Маркезин
НИКОЛА ЛАНКРЕ. (1690-1743)Портрет танцовщицы Камарго Холст, масло. 45x55.Эрмитаж.

О КАРТИНЕ

      Мария Анна Кюпи де Камарго была одной из известнейших балерин своею времени талантливой актрисой и ярким человеком.Камарго известна как реформатор балетного танца. В 1730 году она первой из женщин начала исполнять на сцене кабриоли и антраша, до того считавшиеся принадлежностью техники исключительно мужского танца. Укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться. Среди партнёров был Антуан Лаваль.

         Пользовалась большим успехом у публики — её грация приводила в восторг многих знаменитых людей того времени, в том числе и Вольтера. Также выступала как певица.

  Мария-Анна де Кюпи Камарго окончательно покинула балет в 1751 году, была одарена роскошной королевской пенсией стоимостью 1 500 фунтов. Скончалась Мари-Анна де Кюпи Камарго в Париже 28 апреля 1771 года. Похоронена Камарго в церкви святого Роха в белых одеяниях и белом гробу, согласно обычая, принятого в те времена для незамужних женщин.

      Впрочем, Ланкре не ставил перед собой задачи дать здесь сложный и глубокий психологический портрет. "Танцовщица Камарго" портретна лишь постольку, поскольку все внимание сосредоточено на легкой, изящной фигурке танцующей актрисы, в то время как второстепенные персонажи – чтобы не отвлекать взгляда зрителя от героини – написаны очень обобщенно.

        По живописной тонкости "Танцовщица Камарго" выделяется среди других его эрмитажных произведений и безусловно, относится к лучшим образцам французской живописи XVIII века в коллекции.

О ХУДОЖНИКЕ

        Французский живописец, яркий представитель эпохи рококо.
У Ланкре были прекрасные учителя. До 1708 года он учился у Пьера Дюлена , затем, примерно с 1712 года, у Клода Жилло . И, наконец, у основоположника и крупнейшего мастера стиля рококо – Жана Антуана Ватто, испытав сильное влияние последнего, некоторые даже считали Никола соперником Ватто. Ланкре писал в духе Ватто – персонажей итальянской комедии дель арте, галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали и маскарады, а также портреты и исторические сюжеты, которые считаются историками менее удачными его произведениями. Художник пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным.

            В 1719 году Ланкре принят в члены парижской Королевской академии живописи и скульптуры, как «мастер галантных сюжетов», а с 1735 года стал советником Академии.
       Ланкре много сделал для распространения французской живописи в Европе. Картины художника собирали Фридрих II (в коллекции императора было более 25 картин художника), русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Ланкре писал по заказам герцога д’Антена, Антуана Кроза, графа де Кариньяна, создавал картины для украшения королевских дворцов Фонтенбло, Ла Мюетт и Версаль.
      О последних годах художника существует красивая легенда. Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре часто встречал у лестницы своего дома юную девушку в возрасте восемнадцати лет. Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре навестил их.
 
        Мать девушки, которая была при смерти, обратилась к художнику с просьбой: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно». Вскоре, когда женщина умерла, Ланкре навел справки и узнал, что девушка была внучкой известного писателя и драматурга Бурсо. В 1741 году Ланкре женился на этой девушке, но брак с Мари де Бурсо был недолгим, художник умер два года спустя от воспаления легких. Он скончался в Париже 14 сентября 1743 года.