Говорящие статуи Рима. Пасквино

Алина Алексеева-Маркезин
        Заинтересовалась материалом о говорящих римских статуях.Они не представляют собой никакой особенной ценности,как скульптурные монументы,но играли в своё время определённую роль в истории Рима.

      Это форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножьям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет свое начало с XVI века и продолжалась до наших дней.

Самая знаменитая из них статуя ПАСКВИНО.

        Точное происхождение названия статуи Пасквино, которую нашли при перестройке дороги к Палаццо Орсини в 1501 году, теряется в веках. Приблизительная версия звучит так:
Исследователи пишут: «На одной из римских улиц издавна стоял античный обломок — безрукий торс. Изображал он, по всей вероятности, какого-нибудь бога, или героя, или мудреца. Никто не знал точно кого.

      Сюжет статуи был идентифицирован в XVIII веке антикваром Э. К. Висконти: он предположил, что это торс статуи «Менелай, несущий тело Патрокла». Статуя, скорее всего, относится к эллинистическому периоду III в. до н. э. или является римской копией подобного произведения

        Против него помещалась школа одного скромного учителя, носившего скромное имя — maestro Pasquino. Другие думают, что исторический Пасквино был трактирщик или цирюльник. За неимением точного названия для статуи ее стали называть по имени учителя.

      В 1501 году кардинал Оливьеро Караффа велел снять статую и поставить её на пьедестал у самого угла своего роскошного палаццо в Парионе. Статуя и до сих пор стоит там на углу с западной стороны от Пьяцца Навона.

         Статуя утратила свою функцию украшения города, когда для горожан стало привычкой и обычаем приклеивать на её пьедестал свои сатирические поэмы на романском диалекте. Это были сатиры, карикатуры, анекдоты, сплетни, клевета. В них критиковался папа или члены правительства. Их стали звать pasquinades. Они наклеивались ночами, и утром римский народ успевал их прочесть, прежде чем их ликвидировали карабинеры.

       Пасквинская статуя стала первой «говорящей статуей» в Риме. Она «говорила» о народном недовольстве, осуждала несправедливости и критиковала членов Церкви. Со временем народный обычай присоединил к ней другие статуи.Эпиграммы, которые клеились на их постаменты, быстро читались и распространялись.

     Несмотря на то, что у подножия ставилась охрана, пасквили по ночам продолжали приклеиваться. Бенедикт XIII издал указ, по которому автору пасквиля грозила смертная казнь, конфискация имущества и бесчестьe.
Таким образом, Пасквино фактически приобрёл звание официального антагониста папству, символизируя собой народ Рима с его претензиями к пронизанной коррупцией системе.

      Традиция не утихала, от случая к случаю возвращаясь: так, например, в ходе подготовки визита Гитлера в Рим Пасквино после долгого периода молчания разразился текстом о пустой помпезности готовящихся театральных постановок, поставивших на уши весь Рим. Пасквили появлялись и во время визита М.Горбачева,а вот по поводу Путина ничего не сообщается.